12 сентября Европейский парламент принял решение о начале длительного и мучительного процесса внедрения санкций в соответствии с 7 статьей Лиссабонского договора против страны члена ЕС Венгрии.
Нарушения Венгрией 7 статьи вышеупомянутого договора свидетельствуют о нарушениях демократических принципов в данном государстве (по мнению институций ЕС). Максимально возможной санкцией в данном случае является лишения права голоса в Европейском совете, что фактически сулит «исключением» из политической жизни ЕС. Естественно, внедрение такого радикального решения требует согласия всех стран членов ЕС, что является не просто крайне тяжелой задачей для Европейской комиссии, а даже практически нереализуемой с учётом нынешнего расклада на европейской политической арене.
Следует начать с того, что это действительно историческое событие с последствиями, которые могут иметь как позитивный, так и негативный характер (что, естественно, более вероятно).
Необходимо заметить, что конфликты институций ЕС с членами союза за «демократию» (Венгрия) и «верховенство права» (Польша) – это лишь верхушка айсберга. Вне объективов камер и нашего внимания скрывается символический (идеологический), компетентностный, визионерский конфликт между привычным национальным и потенциальным «супер»-государством под названием «Европа».
Во-первых, демократия, которая является высшей ценностью в Европейском Союзе, как бы это не звучало парадоксально, не ставится под сомнение ни в Польше, ни в Венгрии. Под вопросом в этих двух странах находится именно либеральная форма демократии, поддерживающаяся ЕС и подразумевающая свободу для «всех», а не только для «своих». Да, демократия может иметь также нелиберальную форму, где свобода доступна лишь сторонникам актуальной власти. Её же критики вынуждены либо умалчивать, скрывать свою позицию, либо мириться с неизбежными «жертвами» политической борьбы.
Именно таким образом в данный момент складывается ситуация в Венгрии, где был принят целый пакет анти-иммиграционных законов под сборным названием «Стоп Сорос». Основные претензии со стороны СМИ заключались в том, что власти Венгрии запретили оказывать поддержку нелегальным иммигрантам, прибывшим в страну под угрозой заключения до одного года. Под широкий термин «поддержка» попадает, например, предложение поесть или попить. За такое действие можно быть арестованным на несколько суток.
Но весь «цимес» данного события находится, как всегда, вне объективов камер.
Основные претензии ЕС в отношении данных законопроектов заключаются в пунктах, де-факто ограничивающих свободу общественных организаций с иностранным капиталом (властью Венгрии предлагается внесение таких организаций в список иностранных агентов, что даёт возможность правительству взимать 25% налог с их деятельности, а также, например, устраивать незапланированные проверки, таким образом, ограничивая свободу их деятельности).
При этом Венгрии, как и Польше, определенно нравится находиться в рамках ЕС с точки зрения финансового аспекта членства, поскольку для них до сих пор действует дотационный принцип «даешь меньше – получаешь больше». Тут возникает второй уровень претензий ЕС к новоприбывшим странам: увеличение финансирования должно означать углубление евроинтеграции, другими словами, передачу всё большего числа компетенций на общеевропейский уровень. Естественно, в случае со странами В4 этого не происходит.
Таким образом, уже несколько месяцев на наших глазах разворачивается конфликт между Польшей и Европейской Комиссией, которая считает, что проведенная в РП судебная реформа нарушает демократические принципы разделения властей, а также угрожает верховенству права в стране. Защитная позиция МИДа Польши заключается в том, что реформа судебной власти целиком является компетенцией государства-члена, а не институций ЕС. Естественно, ЕК крайне тяжело согласиться с таким мнением, поскольку реформа, нарушающая базовые принципы либеральной демократии – это уже общеевропейское дело, а не национальное.
Отсюда возникает предположение, что борьба ЕС и Польши имеет под собой прецедентное «дно», которое в случае победы в этом споре Польши, открывает возможности для всех стран с потенциально нелиберальным (авторитарным) правительством. Или в случае победы ЕС позволит её институциям ссылаться на данное дело в последующих «компетенционных» битвах с другими странами-членами союза.
Непосредственным следствием второго пункта является третий: визионерский. Т.е. разница во взглядах на будущее Европейского союза между восточными и западными странами-членами. Вышеградская четвёрка до сих пор видит ЕС, как некий экономический союз, позволяющий черпать финансовую выгоду из сотрудничества. Но лидеры ЕС уже давно рассматривают такой сценарий развития событий, в котором союз изменит свой характер из организации неопределенного типа (поскольку ЕС трудно однозначно охарактеризовать) на объединение европейских регионов в единое «супер» государство со всеми вытекающими последствиями (одна армия, единая позиция во внешней политике и т.д.).
Каковы шансы, что против Венгрии в конечном итоге будут применены санкции?
Зеленський відвідав Покровськ та вручив нагороди захисникам міста
Пітер Тіль про тріумф Дональда Трампа, шлях до Армагеддону та “втечу з України”: що на думці у покровителя Джей Ді Венса
Німеччина змінює умови для українців: більше грошей і нові обов’язки
Українцям сказали, як по них ударить курс долара: прогноз банкіра на 2025 рік
Как уже говорилось в начале текста, начатый Европейский парламентом путь будет достаточно долгим и извилистым. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович 14 сентября успел сделать заявление, в котором пообещал, что РП поддержит Венгрию в сложившейся ситуации. Также не стоит забывать о роли Италии, правительство которой скептически относится к углублению евроинтеграции и институциям ЕС и скорее всего, поддержит Венгрию.
Вполне вероятным может оказаться сценарий, в котором ЕК примет решение начать идентичный процесс (санкции по 7 статье) в отношении Польши, дабы провести т.н. «блоковое голосование», где будет решаться судьба одновременно двух упомянутых стран, а, соответственно, они не смогут принимать в нём участия и поддержать друг друга. Тогда институциям ЕС придется договариваться уже не со столь категоричными членами союза.
Такое решение может быть принято уже в сентябре (относительно РП). Именно сейчас за закрытыми дверьми проходят слушания в Европейской Комиссии касательно ситуации с верховенством права в Польше. Польский МИД сообщает, что однозначной позиции комиссаров ещё нет, СМИ же заявляют об обратном и пишут, что по данным их источников из ЕК «ситуация с верховенством права постоянно ухудшается и следует ожидать худшего».
Также следует вспомнить о «промежуточных штрафах», которые всегда проходят мимо внимания СМИ, а это достаточно крупные деньги, которое государство-нарушитель теряет ежесуточно. Такая ситуация уже складывалась между Польшей и ЕС в вопросе вырубки Беловежской пущи, когда ЕК за неподчинение ежесуточно штрафовало правительство РП на несколько миллионов евро.
В заключении следует добавить, что последствия данной борьбы обязательно будут иметь стратегический характер для дальнейшего развития ЕС. Если победа будет за традиционным, национальным государством, то это определенно занесет Евросоюз в «крутое пике».
Вам понравился текст? Вы можете монетизировать вашу благодарность на карту ПриватБанка 4149 4391 0519 0437. Сердюк В.В.
Фото: Global Risk Insights
Подписывайтесь на страницу автора, на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook