Результат, который, в конце концов, получил Вашингтон закономерен. Свержение С.Хусейна не только нарушило естественный противовес Ирану в регионе, но и резко усилило позиции шиитов и курдов в стране. В случае последних – эта «мина» замедленного действия, которая в итоге приведет к новой вспышке гражданской войны не только в Ираке, но и во всем регионе. Виной всему претензии курдов на нефтеносный Киркук, который те же шииты и сунниты считают своей вотчиной.

На сегодняшний день в Ираке около 40 тыс. американских военнослужащих. В случае если бы Багдад согласился бы условия американцев, их бы осталось на постоянной основе около 10 тыс. При этом резко возрастет число частных подрядчиков (5 тыс. на сегодняшний день), которые возьмут на себя функции охраны американского диппредставительства и его филиалов в Басре, Мосуле и Киркуке. Им будут помогать 160 морпехов. Это официально все, чем будут располагать американцы в далеко не усмиренном Ираке. Отметим также, что если бы планы Вашингтона по оставлению почти дивизии своих военных осуществились, то говорить всерьез «о полном выводе войск» было бы, мягко говоря, преждевременно. Это является очень важным индикатором оценки самими властными структурами США степени «опасности» ситуации в Ираке.

Соответственно по мере вывода войск будет резко возрастать нагрузка на оперативные подразделения ЦРУ США и частные фирмы, которые сотрудничают с госдепартаментом США в сфере безопасности. Это резко сузит для американцев оперативные возможности по сбору информации. В отсутствии мобильных постов радиоперехвата и технической разведки вся тяжесть по добыванию информации ложится исключительно на агентурные методы, в которых американцы не сильны. Об этом в частности говорится в докладе ЦРУ США, посвященным проблемам реорганизации деятельности американского разведсообщества в новых условиях. Отмечается также дефицит сотрудников-востоковедов, что сказывается на сборе и анализе получаемых данных. Серьезно стоит проблема общего обобщения получаемых разведданных со стороны разных ведомств. То есть примерно за последние пять лет никаких кардинальных сдвигов в этом направлении в разведсообществе США не произошло.

{advert=4}

С ликвидацией военной структуры США в Ираке оперативные группы ЦРУ лишаются возможности действовать с позиции сети опорных пунктов по стране, которые можно было бы использовать как своеобразные тыловые базы с точки зрения обеспечения силового прикрытия агентурным операциям. Без этого их проведение проблематично. Надеяться на то, что частные охранные структуры заменят военных в таком щекотливом деле было бы наивно, да и вопросы конспирации еще никто не отменял. В этой ситуации американцы, скорее всего, пойдут по пути создания «кустовых» резидентур из тех же частных компаний, которые будут охранять объекты в различных регионах. Это вполне достойный механизм получения общей информации о происходящем в каждом конкретном районе, но абсолютно неэффективный с точки зрения работы с особо ценной агентурой. Американцы окажутся объективно блокированы в «зеленой зоне» и других охраняемых анклавах, которые очень легко контролировать с точки зрения противника. Это обстоятельство повышает риск расшифровки операций.

Несомненно, что основной упор в этой ситуации ляжет и курдские районы Ирака, где американцы сохранят и даже нарастят свое разведприсутствие. За это придется «заплатить» позицией «равноудаленности» от основных политических сил внутри самого Ирака. Еще одним направлением сбора информации останется работа с позиций инструкторов, а также через доверительные контакты в силовых иракских структурах. Информация в данном случае будет страдать излишней «ангажированностью», что в условиях отсутствия иных механизмов ее перепроверки может привести к очень плачевным результатам.

Активность иранцев по вопросу оставления американских войск в Ираке, несомненно, объяснялась и всеми вышеперечисленными моментами. Ослабление возможностей для сбора информации для американского разведсообщества ставилась в данном случае Тегераном во главу угла. Отсюда же и непримиримая позиция иранской креатуры М.ас-Садра по вопросу замены американских инструкторов на их коллег из стран ОИК.

При этом Ирак остается для США одним из основных партнеров по продаже оружия. Среди ближайших поставок 140 тяжелых танков «Абрамс» и 18 истребителей F-16. Всего же до 2013 года Багдад намерен закупить вооружения у США на сумму 13 млрд долларов. Зачем это оружие абсолютно деморализованной и находящейся на грани распада иракской армии, непонятно. Как абсолютно непонятно и то, у кого это оружие может оказаться в ближайшее время, и в кого оно будет стрелять, с учетом откровенно проиранской позиции Багдада. По всей вероятности, именно в курдов, которые сейчас выбраны Вашингтоном в качестве своего оплота в регионе. В этой ситуации остается только поаплодировать дальновидности и стратегическому чутью парней из Белого Дома.

Источник: Институт Ближнего Востока

{advert=1}