Украина на сегодняшний день является одной из самых энергорасточительных экономик мира. Глобальный тренд по увеличению инвестиций в экономию энергии проходит мимо нас. Есть ли шанс для «украинского энергетического чуда»? Вполне, если страна сумеет выгодно обменять свою неэффективность на деньги иностранных инвесторов.
Звучит на первый взгляд парадоксально, но давайте вникнем в детали. Для начала вспомним, какова ситуация с энергоэффективностью в Украине. И вот несколько печальных фактов.
По разным оценкам, энергоемкость экономики Украины в 2-3 раза выше, чем в Европе. По данным Минрегиона, энергоемкость украинской экономики на единицу производимой продукции в 5 раз выше, чем в самой энергоэффективной стране мира – Германии. Некоторые эксперты называют и цифру в 7-8 раз.
В сфере ЖКХ 60% тепла теряется в сетях центрального теплоснабжения и жилых домах. В пересчете на газ, из 18 млрд. кубометров теряется 11,5 млрд. Из них 2,5 млрд. кубометров пропадают по дороге к потребителю, а 9 млрд. потребитель сам выпускает в форточки, неутепленные стены и крыши домов. То есть порядка 70% объема импортного газа просто выбрасывается.
Эти цифры с определенной долей погрешности. Реальная ситуация может быть еще хуже. Поскольку точно сосчитать, сколько энергоресурсов потребляет жилой сектор Украины задача не из простых. Счетчиками тепла в ноябре 2016 года были оборудованы только 61% многоквартирных домов. Сколько энергии теряется на уровне домохозяйств в частном секторе, особенно там, где перешли с газа на дрова, остается только догадываться.
80% жилого фонда в Украине было построено до 1980 года. 75% потерь тепла приходится на дома советской постройки, которые были введены в эксплуатацию до 1990 года. В целом 90% многоквартирных зданий требуют комплексной термомодернизации.
Чтобы помочь населению рассчитаться за энергоносители (в том числе и выброшенные в окно), из госбюджета в 2016 году было потрачено 35 млрд грн (сравните с 17 млрд грн в 2015 году или 5 млрд грн в 2014). В 2017 году объем коммунальных субсидий может вырасти до 50 млрд. грн. При этом на энергоэффективность в 2017 году планируется выделить 400 млн грн на государственную программу «теплые кредиты» и 400 млн грн на создание Фонда энергоэффективности.
Чтобы понять, много это или мало, достаточно посмотреть на оценку необходимых инвестиций. По приблизительным оценкам Госэнергоэффективности, которые были сделаны еще в 2014 году, стоимость энергомодернизации жилого сектора будет стоить Украине 35 млрд евро. Из них 8,2 млрд. евро нужно успеть вложить в 25% зданий до 2020 года.
Есть над чем поработать и в сфере бюджетных зданий. По данным Госэнергоэффективности, в Украине более 100 тыс. бюджетных учреждений необходимо термомодернизировать. Цена вопроса – 8,5 млрд. долларов инвестиций.
Совершенно очевидно, что силами одного только государства (читайте – за средства налогоплательщиков) профинансировать такие масштабные задачи не представляется возможным. Без частного капитала, длинных денег Украине просто не обойтись.
Made in Ukraine
В то же время триллионы долларов инвестиционных фондов рыщут по миру в поиске наиболее выгодных объектов для вложения. Инвесторов привлекают быстрые сроки окупаемости, масштабы вложений, высокая маржинальность, прозрачность правил игры и гарантии возврата инвестиций. Все это может быть хорошо упаковано в аутентичном продукте made in Ukraine под названием «энергоНЕэффективность». А этого продукта, как вы уже успели убедиться выше, у нас хоть отбавляй.
В мире цену энергоэффективности уже давно научились считать. Так, по данным Международного энергетического агентства, с 25 крупнейших стран, которые потребляют 80% мировых энергоресурсов, за счет энергоэффективных мероприятий с 1990 года сэкономили 5,7 триллионов. Общий тренд таков, что инвестиции на традиционную энергетику сокращаются, растут инвестиции в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность.
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
В 2014 году на энергетическую эффективность зданий в мире было потрачено 90 миллиардов долларов. Общемировые инвестиции в повышение энергоэффективности зданий до 2020 года могут вырасти до 125 миллиардов в год. Треть инвестиций в мировую энергетику в ближайшие годы будут идти на энергоэффективность. Общая потребность в таких инвестициях оценивается в 215 миллиардов долларов.
Общая мировая потребность в инвестициях в энергоэффективность до 2035 года оценивается в 14 триллионов долларов.
Наибольшим стимулом для вложений в энергоэффективность стала глобальная борьба за энергетические ресурсы, которых на планете становится все меньше, а жить становится все теснее. Инвесторам не чужда и забота об окружающей среде: всем хочется дышать свежим воздухом и плавать в чистом океане (не только из денег).
Есть и чисто практический расчет при выборе объекта для вложений. Он заключается в том, что чем больше ресурсов удается сэкономить, снизив потери, тем выше прибыль от инвестиций, и тем скорее они окупятся. Экономический эффект может быть достигнут, например, за счет сокращения расходов на топливо, энергию и воду, внедрения инновационных технологий и автоматизации, снижение расходов на борьбу с негативными экологическими последствиями индустриализации. И дополнительные бонусы – повышение конкурентоспособности на глобальном рынке не только предприятий, но и целых стран.
Украина вполне может вписаться в эту логику, выгодно продав свои энергопотери, и занять удачную нишу в распределении мировых инвестиций в сферу энергоэффективности. На руку украинцам может сыграть тот факт, что в развитых и энергобережливых странах с каждым годом все сложнее находить объекты, которые бы давали экономию 20-30% энергоресурсов и соответствующую прибыль. В ЕС умеют считать каждый евроцент, поэтому экономия даже нескольких процентов энергии считается большим успехом. В целом в Европе согласно планам до 2020 года планируется сэкономить 20% первичных энергоресурсов по отношению к 2005 году.
Учитывая энергоемкоекость, превосходящую европейскую в разы, в Украине сейчас неограниченные возможности для энергоэффективных инвестиций. Например, жилые здания советской постройки могут экономить до 50-70% энергии, если сбалансировать их энергосистему и утеплить. Некоторые крупные промышленные и коммунальные предприятия, здания и сооружения бюджетной сферы могут сократить энергопотребление в несколько раз. В одном только Киеве насчитывается порядка 100 объектов, которые могут от 8 до 20 раз сократить потребление энергоресурсов.
Отдача от капиталовложений в такие энергоемкие объекты вполне может быть привлекательной для любого инвестора. Продажа «энергоНЕэффективности» может заключаться в таком предложении от Украины для международных инвесторов: вы вкладываете деньги в повышение экономии ресурсов и снижение потерь на наших объектах, а сэкономленные деньги мы с вами разделим поровну. От того, сколько получится таким образом сэкономить, и будет зависеть доход инвестора. Подобный механизм не нов. Так в мире работает бизнес энергосервиса. Вопрос в том, как его правильно масштабировать и упаковать на продажу.
Использование подхода по продаже неэффективности поможет Украине не только сократить расходы на энергоресурсы, но и модернизировать промышленность, внедрить инновационные технологии, недоступные сейчас из-за своей дороговизны, провести капитальный «энергоремонт» зданий бюджетной сферы и жилого сектора, на которые зачастую не хватает бюджетных средств (налогов) и денег жильцов.
Реформировать, объединяться, действовать
Чтобы воспользоваться шансом на энергетическое чудо, недостаточно только рассуждать как инвестор. Надо еще и предпринимать целенаправленные шаги. Например, такие:
-
Провести реформы.
В Украине в 2015 году уже был принят Закон об энергосервисе для бюджетного сектора, который позволяет применять описанный выше механизм продажи энергонеэффективности. Но закон пока полноценно не действует, поскольку такую услугу как энергосервис нельзя закупить через систему публичных закупок ProZorro. Ожидается, что до конца года соответствующие изменения в закон о ProZorro будут приняты, а Рада проголосует пакет законов: «О Фонде энергоэффективности», «Об энергетической эффективности зданий», «О коммерческом учете коммунальных услуг», «О жилищно-коммунальных услугах».
Эти законы необходимы для создания в Украине рынка энергоэффективности, системы гарантий для инвесторов, а также помогут запустить механизмы масштабного финансирования энергоэффективных мероприятий в жилом секторе.
-
Считать расход энергоресурсов.
Мы уже говорили о том, что чуть больше половины многоквартирных домов в Украине оборудованы счетчиками тепла – 61%. В промышленном секторе и бюджетной сфере ситуация может быть еще хуже. Не сложилось как-то с культурой учета энергоресурсов. Все определяется по нормативам, а по сути на глазок.
Далеко не все руководители предприятий могут четко сказать, сколько тепла, топлива, электроэнергии и воды они потребляют, и где в производственной цепочке возникают наибольшие энергорасходы и потери. Нередко приборы учета энергорерсурсов устанавливаются на входе и выходе предприятия. А что происходит внутри – это «черный ящик».
Данные по учету энергорерсусов нужны для того, чтобы платить за фактическое, а не «нарисованное» по нормативам потребление, а также, чтобы иметь отправную точку, от которой считается экономия.
-
Внедрять энергоменеджмент.
Энергоэффективность – это не разовое мероприятие, а системный процесс, которым нужно управлять. И установка счетчиков – лишь один из его элементов. Еще одним элементом является культура энергопотребления. Она не возникает сама по себе, а внедряется на всех уровнях энергопотребления и всех бизнес-процессах по вполне отработанным схемам.
В мировой практике правила энергоменеджмента давно оформлены в стандарты, например, такие как ISO 50001:2011. В Украине целый ряд крупных промышленных предприятий внедрили этот стандарт и следуют ему несколько лет, экономя десятки миллионов, проходят регулярную сертификацию. Лидерами в Украине по внедрению энергоменеджмента являются металлурги и дочерние предприятия иностранных компаний. Подобный стандарт уже внедряют и энергетики.
-
Не терять время.
Лучшее время для энергоэффективности – это вчера. Чем дольше потребители энергоресурсов откладывают мероприятия по экономии энергии – тем больше они теряют. С каждым днем ресурсы дорожают, растет цена материалов и оборудования, деньги обесцениваются. Поэтому важно принимать решения и действовать быстро.
-
Не уповать на государство.
Потребителям не стоит ждать, когда государство создаст все необходимые условия для энергоэффективности. Можно бесконечно смотреть, как течет вода, горит огонь и реализуются реформы. Например, законопроект «Об энергетической эффективности зданий» рассматривается уже пять лет. Поэтому каждый должен сам изучать возможности для повышения своей энергоэффективности. Самостоятельно искать компании, которые готовы вкладывать средства в модернизацию зданий, производства, умеют внедрять новое оборудование, гарантируют экономию и используют возможности имеющейся законодательной базы.
-
От домохозяйства – к изменению энергобаланса страны.
Потребитель сейчас не устанавливает тарифы, не влияет на производителя или поставщика энергии, на состояние теплоцентралей, водопроводов или линий электропередачи. В тарифы естественных монополистов, таких как водоканалы, облэнерго и ТЭЦ закладываются расходы на энергопотери в сетях. Потребители, которые используют больше электроэнергии, платят по более высоким тарифам, а промышленность доплачивает за электроэнергию для населения.
Единственный способ минимизировать плату за «соседа» и чьи-то энергопотери – это экономить самим. Экономя, потребитель режет доходы естественных монополий.
Сокращение энергопотребления не означает, что надо сидеть в темноте или мыться холодной водой. Достаточно более рационально использовать энергию, утеплять жилье, пользоваться энергоэффективными приборами.
Если каждый потребитель, включая промышленность и бюджетный сектора, за ближайшие пару лет сократит потребление хотя бы на треть за счет энергоэффективных мероприятий, на столько сократится и потребность в производстве электроэнергии, тепла, сжигании угля и газа. Это изменит топливный баланс в стране.
-
Учиться у крупных компаний.
Крупный бизнес хорошо чувствует мировую финансовую конъюнктуру и тренды. Металлурги и аграрии уже успешно привлекают деньги по низким процентам в рамках целевых программ по энергоэффективности от ЕБРР, Мирового банка и частных инвесторов. Они внедряют все, о чем писалось выше – системы учета и мониторинга энергоресурсов, энергоменеджмент, сокращая себестоимость своей продукции и экономя благодаря этому миллионы. В том же ДТЭК проанализированы и отобраны проекты с ожидаемым эффектом экономии на 500 млн. долларов. Часть из них уже реализуются. Опыт, который наработают такие крупные компании вполне применим для бюджетного сектора и для среднего и малого бизнеса.
-
Объединяться.
Возможности в сфере энергоэффективности в многоквартирных домах лежат за пределами только одной квартиры. Наибольший экономический эффект приносят мероприятия, которые проводятся комплексно.
Поэтому нужно вместе с другими жильцами дома объединяться в ОСББ, заказывать проведение энергоаудита, планировать энергоэффективные мероприятия. Для их финансирования можно совместно привлекать гранты, подключаться к кредитным программам, искать энергосервисные компании, которые кроме финансирования могут «под ключ» сделать полное утепление, сбалансировать энергосистему дома, установить индивидуальные тепловые пункты.
-
Создавать свой бизнес.
Тот, кто первым добьется ощутимых успехов на ниве энергоэффективности, может помочь сэкономить и другим. Причем не безвозмездно, а поставим этот на бизнес-основу. Рынок энергоэффективности в Украине сейчас только зарождается. Свободных них по производству оборудования, выполнению энергоаудитов, утеплению и консалтингу – масса. Это конкурентный рынок, на котором многие смогут себя найти и статью частью инфраструктуры для осваивания иностранных инвестиций. Все зависит от настроя, мотивации и активности людей.
По мере развития ситуации, первые результаты и успешные проекты станут «витриной» для продажи возможностей Украины в сфере энергоэффективности, а инвесторы получат сигнал: тут есть, на чем заработать, рынок созрел. В страну потянутся вереницы аналитиков, консультантов и проектантов, которые привнесут свою культуру энергосбережения и технологии. Неизбежно будут созданы новые рабочие места, изменится спрос на рынке труда.
То, насколько быстро наступят все эти заманчивые изменения, а Украина начнет по показателям экономности догонять европейские страны – зависит от каждого потребителя, чиновника и компании. Шанс для Украины стать мировым лидером по скорости повышения энергоэффективности вполне реален. Если он реализуется на начальном этапе – дальше процесс станет необратимым.