За последнюю неделю украинские СМИ заполонили комментарии и прогнозы экспертов о том, что грядет полномасштабная война с РФ и инцидент с задержанием украинской ДРГ в Крыму и есть как раз тот повод, пусть и надуманный, что и был нужен Путину.

Как одно из обоснований – аналогии с войной с Грузией, которая также началась во время проведения Олимпийских игр в 2008 году буквально день в день, что и задержание «украинских диверсантов», в то время как внимание всей мировой общественности сконцентрировано именно на них. Но прошла уже неделя, а война все еще не началась… Так попытаемся разобраться, начнется ли?

Как известно, когда что-то происходит в политике (как внешней, так и внутренней), и есть потребность попытаться найти ответы на возникающие вопросы о причинах происходящих событий, необходимо задавать вопрос «Кому это выгодно?», а также «для чего?».

Итак, попытаемся путем анализа последних тенденций и, главное, реальных фактов и статистических данных, а не предположений и слухов ответить на вопрос, волнующий сегодня практически каждого гражданина Украины: «Нужна ли Путину война с Украиной сегодня?». Насколько она вероятна исходя из политических и экономических реалий? И выгодна ли она ему (Путину) в нынешних условиях?

Начнем с экономического обоснования, ибо решение политических целей всегда имеет либо экономическую подоплеку (если говорим о национальных интересах страны), либо политическую (когда речь идет об удержании власти, что зачастую, как в случае с Путинским режимом, идет в разрез с национальными интересами государства и общества). Особенно когда речь идет о полномасштабных военных действиях, требующих колоссальных финансовых затрат в долгосрочной перспективе, а также поддержку большинства населения страны.

Путин прекрасно понимает, что даже значительная эскалация боевых действий на Донбассе, не говоря уже о полномасштабной войне с Украиной, ставит крест на перспективах снятия западных санкций, в первую очередь – европейских.

Цены на нефть, резкое падение которых «случайно» совпало с началом военной агрессии России против Украины, по всем прогнозам тоже будут колебаться в диапазоне 40 – 45 дол. за барр., и вряд ли устремятся ввысь на фоне подобных новостей. А это по-прежнему главный источник наполнения российского бюджета.

И это при том, что РФ уже понесла колоссальные потери за последние два года.

Так, по прогнозам российских экспертов, приближенных к правительству РФ, комбинация двух шоков, испытанных экономикой России, – финансовых санкций и падения цен на нефть – за 2014–2017 гг. будет стоить ей порядка $0,6 трлн, или около 8,4% ВВП. При этом  потери от финансовых санкций составят около $170 млрд, недополученные доходы от нефтегазового экспорта – около $400 млрд. Оценки потерь капитала от санкций рассчитаны исходя из цены нефти $50/барр., экспортных доходов – с учетом санкций при такой же цене в сравнении со $100/барр., на которые ориентировалось российское правительство как на среднесрочный уровень еще два года назад[1].

Как следствие –продолжит расти уровень бедности населения, а вместе с ним и недовольство среди основного электората Путина — «бюджетников». А ведь в Кремле наверняка уже сегодня думают не только о грядущих парламентских выборах в сентябре, но и президентских в 2018-м…

С этой точки зрения весьма показательными являются прогнозы Всемирного Банка на 2016-2018 гг. учитывающие как падение цен на нефть, так и продление (с вероятностью смягчения) западных санкций.

Так, в базовом сценарии ВБ прогнозирует падение российской экономики в 2016 году на 1,9% при среднегодовой цене на нефть 37 долларов за баррель, в результате чего объем реального ВВП останется существенно ниже уровня 2012 года. В 2017 году эксперты банка ожидают восстановления нефтяных цен до 50 долларов и возобновления роста ВВП на 1,1%.

В пессимистичном сценарии сокращение экономики может составить около 2,5% в 2016 году при среднегодовой стоимости нефти 30 долларов, а в 2017 года рост не превысит 0,5% на фоне цен на нефть 40 долларов за баррель. Падение нефтяных цен приведет к дальнейшему обесценению рубля, что вызовет увеличение стоимости импорта и соответствующее повышение потребительских цен, в результате Банк России может отложить смягчение денежно-кредитной политики до 2017 года.

Популярні новини зараз

Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»

Вибори в США: що відбувається

Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни

Українців хочуть позбавити виплат по інвалідністі: що готує Кабмін

Показати ще

В оптимистичном сценарии прогнозируется средняя цена нефти 50 долларов и сокращение экономики на 0,7% в 2016 году и рост экономики в 2017 году на 1,7% при стоимости нефти $53 [2].

Следует отметить, что именно базовый сценарий по итогам первых семи месяцев года пока является наиболее реалистичным. По итогам января — июля средняя цена на российскую нефть марки Urals рухнула в 1,5 раза и составила $38,68 за баррель. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов России. [3]

Но для нас гораздо важнее понять, как эти цифры повлияют на политические настроения основной массы населения РФ, которые и составляют основу электората Путина. Которая и так уже «затянула пояса» — пенсионеры и «бюджетники», доходы которых напрямую связаны с наполнением российского бюджета.

Эксперты банка прогнозируют, что в 2016 году уровень бедности будет расти даже при быстром восстановлении цен на нефть, что вернет его к показателям 2007 года.

Россия вряд ли сможет выполнить заложенный в бюджете 2016 года целевой показатель дефицита бюджета в 3% ВВП, средства Резервного фонда будут исчерпаны к концу текущего года, что потребует увеличения заимствований или дополнительной приватизации, считают аналитики банка.

Эксперты Всемирного банка прогнозируют, что в 2016 году уровень бедности будет расти даже при быстром восстановлении цен на нефть (чего несмотря на валатильность цен не происходит) , что вернет его к показателям 2007 года.

В рамках базового прогноза численность бедного населения в текущем году увеличится еще на 1,1 миллиона человек после роста на 3,1 миллиона в 2015 году и достигнет 20,3 миллиона человек. Уровень бедности повысится до 14,2% с 13,4% в 2015 и 11,2 в 2014 году, а в 2017 году будет близким к уровню 2016 года.

«Такой рост сведет на нет успехи, достигнутые за последние десять лет, и станет самым значительным увеличением за период после экономического кризиса 1998-1999 годов», — отмечают эксперты банка.

Только в оптимистичном варианте прогноза, возможно, произойдет незначительное повышение реальной заработной платы в 2017 году, и показатель доли бедных в 2017 году будет сохраняться на уровне 13,4%, близком к уровню 2015 года, но ниже максимума в 13,6% в 2016 году [3].

Не говоря уже о том, что полномасштабная военная операция против 40 миллионной страны с одной из самых многочисленных армий в Европе (а на сегодня ВСУ, Погранслужба, Национальная гвардия – это около 350 тысяч состава), да к тому же значительно усилившей свою боеспособность (при всех минусах, и недостатках, проблемах, коррупции и т.п. она действительно значительно возросла по сравнению с 2014 годом) это очень дорого.

А еще дороже – сохранять контроль над оккупированными территориями, даже относительно небольшими. Так, только по официальным данным счет за аннексию Крыма за первый год превысил 125 млрд руб. которые были потрачены из правительственного резерва. [5]. И судя по всему, столько тратить на содержание Крыма в Кремле уже не хотят. Вернее «Денег нет, но вы держитесь» И всем хорошего настроения.

Поэтому и лишили статуса отдельного федерального округа. Так дешевле. И Легче контролировать.

Таким образом, если исходить из экономических реалий и прогнозов в краткосрочной перспективе начинать полномасштабную войну, которая значительно усугубит и без того сложную ситуацию в экономике, является, мягко говоря, «не целесообразным».

Что же касается поддержки населения РФ начала военных действий против Украины после последнего инцидента в Крыму, то здесь российское руководство так же оперативно отреагировало, «замеряв температуру» общества.

На принадлежащей государству радиостанции «Эхо Москвы» буквально сразу же был проведен опрос, где интернет-пользователям предложили ответить на провокационный вопрос: «Стоит ли России, после попытки теракта в Крыму, ударить по Украине?»

По состоянию на 15 августа проголосовало 17648 человек, из них утвердительно ответило лишь 12% (2122 чел.), отрицательно — 81% (14237 чел.) и затрудняюсь ответить7% 1289 чел. [5].

И хотя учитывая то, что опрос проводился онлайн и на наиболее либеральной радиостанции (основной и наиболее бедный электорат Путина явно ее не слушает, а тем более не голосует онлайн), тем не менее, цифры достаточно красноречивы.

Разобравшись с экономической (не-)целесообразностью и готовностью России вступать в полномасштабный военный конфликт с Украиной, попытаемся, ответить на следующий, не менее важный вопрос. Зачем этот фарс, в который, судя по всему, уже с трудом верят (или не принимают близко к сердцу, при пустеющем холодильнике) даже заядлые «путинцы» нужно было ему самому?

Главная причина – внутриполитическая. Как известно, на носу парламентские выборы в РФ. И хотя в победе «пропутинских» партий никто не сомневается, все-таки за последнее время недовольство среди населения падением социальных стандартов и ростом цен на фоне не прекращающихся коррупционных скандалов растет. Поэтому для отвлечения внимания широких масс населения был выбран самый простой и надежный способ – внешняя угроза. Учитывая, что в Сирии похвастать в последнее время особо нечем, разыгрывается основная карта последних двух лет – «Крымнаш», «украинская хунта». Именно она – а не экономический рост и борьба с коррупцией обеспечивают Путину заоблачные рейтинги (пусть и значительно пририсованные, но тем не менее) на протяжении последних двух лет.

Таким образом, идет мобилизация электората, который смотрит и верит в сказки о братоубийственной гражданской войне на Донбассе и желании украинской «хунты» дойти чуть ли не до Москвы.

Кроме того, под угрозой предотвращения терактов можно еще сильнее закрутить гайки в Крыму и «подчистить» и без того уже сильно поредевшие ряды оппозиционно настроенных крымских татар. Ведь явно не случайно, что буквально за день до задержания «украинской ДРГ» состоялась первая с момента резкого похолодания отношений между РФ и Турцией (после сбитого российского самолета) встреча президентов Путина и Эрдогана. Оба очень обижены на Запад, который Эрдоган успел обвинить в подготовке госпереворота. Не говоря уже о диктаторских замашках и претензиях на мессианство и возрождение имперского величия своих стран.

А ведь именно Турция еще совсем недавно наиболее активно и последовательно выступала против репрессий против крымских татар. Теперь же в знак благодарности за помощь в предотвращении переворота (то, что именно российские спецслужбы дали Эрдогану информацию о готовящемся против него перевороте всего за несколько часов, судя по всему, может оказаться не очередным информационным «вбросом» со стороны РФ). Поэтому эта встреча свидетельствует о том, что на этот раз турки промолчат. В знак благодарности. Ну и для «поэтапной» отмены российских санкций – в первую очередь. Здесь нам тоже пора снять «розовые» очки, ведь совсем недавно восхваляли Эрдогана и считали его чуть ли не главным союзником против РФ.

Ну и почему-то кажется, что и количество терактов в Турции теперь тоже резко уменьшится. А зачистки оппозиции продолжаться.

Что же касается росийско-украинских отношений, то главной здесь, судя по всему, является окончательное понимание (вернее окончание терпения) того, что украинское руководство, несмотря на значительно возросшее за последние полгода давление со стороны европейских участников «Нормандского формата» на проведение выборов в ОРДЛО не пойдет. Не говоря уже о внесениях поправок в Конституцию об особом статусе Донбасса. Ибо для Порошенко в нынешних политико-экономических реалиях это будет равнозначно согласию на проведение досрочных как парламентских, так и президентских выборов. То есть – потерю власти. Как минимум.

И тут инстинкт самосохранения Порошенко и его окружения играет первоочередную роль в следовании украинским национальным интересам.

Кстати именно поэтому в провластных СМИ тиражируются прогнозы и подтверждаются экспертными мнениями о реальности наступления российских войск на Украину. Для той же, что и в России цели — консолидации общества перед внешней угрозой в преддверии начала нового политического сезона. Ну и для отвлечения внимания общества от внутренних экономических проблем, естественно. Ведь отопительный сезон по новым ценам уже не за горами, а вопрос с предоставлением безвизового режима с ЕС все не решен….

Так что в этом смысле новый виток обострения конфликта (виртуальный, по крайней мере) выгоден обеим сторонам – как Путину, так и Порошенко.

Ссылки:

1. Экономика России лишилась 8,4% роста https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/05/626922-ekonomika-lishilas.

2. Всемирный банк ухудшил прогнозы для экономики России — http://inosmi.ru/economic/20160407/236036884.html.

3. Средняя цена на российскую нефть рухнула в 1,5 раза — https://www.gazeta.ru/business/news/2016/08/01/n_8944049.shtml.

4. Полмиллиарда в день: сколько Москва потратила на Крым за год — http://www.rbc.ru/economics/16/03/2015/5502f7399a7947e39783b80b.

5. 4. Стоит ли России, после попытки теракта в Крыму, ударить по Украине? — echo.msk.ru/polls/1817978-echo/results.html.