13 января в Тайване проходят выборы, способные изменить всю геополитическую карту мира. Они определят, кто станет президентом, какая партия займет большинство мест в парламенте и каким курсом остров может пойти в ближайшие годы. Несмотря на удаленность Тайваня от Украины, результаты этих выборов могут самым непосредственным образом сказаться на нашей стране и нам будет необходимо тщательно разобраться в их последствиях. Тайвань, где сталкиваются жизненно важные стратегические интересы как США, так Китая, по сути может дать ответ на ключевой вопрос: быть или не быть «горячей» войне США и Китая.
Кандидаты
Три кандидата считают свои предвыборные кампании критически важными для будущего Тайваня.
Лай Цзин-тэ (Чинг-те), также известный как Уильям Лай, бывший врач, нынешний вице-президент Тайваня. Он был законодателем более десяти лет, а затем популярным мэром южного города Тайнань, считается сторонников жесткой линии независимости. Он однажды назвал себя «прагматичным борцом за независимость Тайваня», хотя в последнее время смягчил свою риторику на более острожную. Лай и правящая ныне Демократическая прогрессивная партия (ДПП) утверждают, что они помогут нации добиться большей автономии и безопасности посредством более тесных отношений с Соединенными Штатами и другими демократическими странами-единомышленниками. Высшее руководство партии является частым и желанным гостем в Вашингтоне, но Пекин считает, что ДПП — это партия «сепаратистов», которые встанут на путь «независимости», и главная цель Китая — добиться, чтобы ДПП власть потеряла.
Хоу Юй, бывший полицейский, который в 2006 году возглавил Национальное полицейское управление Тайваня. В прошлом году г-н Хоу легко был переизбран на пост мэра Нью-Тайбэя (пригорода, окружающего столицу) как умеренный политик с репутацией эффективного человека. Он является кандидатом от главной оппозиционной партии Гоминьдан и выступает за переговоры с Коммунистической партией Китая, чтобы снизить напряженность между двумя сторонами пролива. Партия Гоминьдан позиционирует себя как партия мира: «Голосуйте за ДПП, молодежь пойдет на поле боя. Голосуйте за Гоминьдан, и не будет войны по обе стороны Тайваньского пролива». Хоу пытается наладить дружественные связи с Пекином, так за последние недели его заместитель совершил несколько поездок в Китай.
Ко Вэнь-дже, был хирургом, пока не баллотировался на пост мэра Тайбэя, столицы Тайваня, в качестве независимого кандидата в 2014 году. Он победил кандидата от Гоминьдана с большим перевесом, несмотря на отсутствие предыдущего политического опыта, и проработал два срока до 2022 года. Четыре года назад он основал Тайваньскую народную партию (ТНП). Ко позиционирует себя как «рационального» и «научного» технократа и больше внимания уделяет внутренним проблемам, таким как энергетика и жилье, чем отношениям с Китаем. Его ТНП недостаточно сильна, чтобы получить большинство в законодательном органе, но он надеется извлечь выгоду из недовольства избирателей вышеназванными обеими партиями, что в конечном итоге позволит ему сохранить баланс сил в парламенте. Г-н Ко утверждает, что предлагает избирателям «третий путь» между провокацией Китая и подчинением ему, заявив недавно: «голосуйте за ДПП - за конфликт; голосуйте за Гоминьдан - за капитуляцию». Но фактически, его политика в отношении Китая ближе к политике Гоминьдана, он даже выступал за коалицию с ними, но не сложилось. Оппозиционные кандидаты так и не смогли договориться о том, кто может согласиться на второе место и вместо переговоров дело переросло в драки; спикеры спорили друг с другом перед собравшимися журналистами, в то время как сами кандидаты бросали друг другу обвинения, читали вслух личные текстовые сообщения и отбирали микрофон.
Расклад сил
Предвыборная кампания началась с ожиданий, что правящая, выступающая за независимость ДПП, легко дойдет до победы. Но в последние несколько месяцев, ситуация начала меняться. По последним опросам Лай опережает Хоу с перевесом 36% против 31%, а некоторые издания, н-р ориентированная на Пекин газета United Daily News, дают обоим кандидатам равный процент.
Как утверждает Цзин Бо-цзюнь, старший научный сотрудник по изучению Тайваня в Оксфордском университете: «Что отличает выборы этого года, так это влияние продолжающихся войн на Украине и на Ближнем Востоке, которые, возможно, повысили осведомленность о рисках среди тайваньской общественности». Если во время прошлых выборов в 2020 г протесты в Гонконге и последовавшие за ними репрессии были свежи в памяти людей и стали ключевой частью успешной кампании ДПП и ее лидера, нынешнего президента Тайваня, Цай Инь-вэня, то теперь ситуация существенно изменилась. За прошедшие годы напряженность между двумя сторонами пролива резко возросла, а Пекин усилил свои угрозы и акты преследования, включая несколько раундов крупных военных учений, в ходе которых тренировались прямые нападения на Тайвань. В ответ 15 декабря США одобрили еще 300 миллионов долларов на оборонное вооружение для Тайваня (кстати, финансирование идет по одной из программ, по которой осуществляется военная помощь Украине). Это вызвало острые возражение со стороны Китая, что эти расходы нанесут ущерб «интересам безопасности и поставят под угрозу мир и стабильность в Тайваньском проливе», а в своем новогоднем обращении председатель Си Цзиньпин заявил, что «воссоединение Родины является исторической неизбежностью». Один из высокопоставленных китайских чиновников на днях призвал народ Тайваня сделать «правильный выбор» на предстоящем голосовании: «Два выбора, предстоящие в Тайваньском регионе, станут важным выбором между перспективами мира и войны, процветания и упадка».
Воинственная риторика Пекина с одной стороны, пример разрушений и страданий в ходе росийско-украинской войны, стоящий перед глазами тайваньцев, с другой, вызывает опасения и страхи, на которых успешно играет оппозиция. И винить их в этом сложно, мало кто хочет пережить такое, что пережили и продолжаем переживать мы.
Что будет, если
Победа г-на Хоу или г-на Ко может привести к восстановлению коммуникаций между двумя сторонами пролива и поверхностному ослаблению напряженности. В этом случае Китай продолжит политику мягкой силы по отношению к Тайваню. Хотя он и будет действовать более жестко, в духе воинственных высказываний Си, но ему не будет смысла ввязываться в военную операцию, где шансы на успех весьма неоднозначны. Чтобы там пропаганда в Штатах не говорила и не писала о росте милитаристских настроений в Китае, но Пекин, в отличие от Вашингтона, особо не стремится решать свои проблемы с другими странами военным путем. После неудачной попытки повоевать с Вьетнамом, Китай не предпринял больше ни одного силового акта за пределами своей территории. Сравните с США, которые за эти десятилетия отметились и в Югославии, и в Ираке, и в Афганистане, и в Сирии.
Е-гривна и слухи об отказе от наличных денег: что на самом деле планируют
Приватбанк рассказал, как получить 1000 гривен на карту "Национальный кешбэк" с выгодой
"Киевстар" меняет тарифы для пенсионеров: что нужно знать в декабре
Залужный сказал, когда Россия ударит с новой силой
Победа Лая с высокой долей вероятности означает начало вооруженного конфликта за остров. И тут для Китая складываются просто-таки шикарные внешние условия. Втянутое в начале в российско-украинскую войну, а затем в конфликт в Израиле, политическое руководство США показало свою несостоятельность и слабость. Нерешительность Байдена в передаче необходимых объемов военной помощи Украине, его вечные оглядки на Путина, боязнь эскалации конфликта окончательно продемонстрировали Пекину, что США не готовы к решительным действиям по поддержанию своего имиджа «мирового полицейского». Мировой гегемон сдулся, «яиц» у нынешней американской политической власти нет и в помине, хваленный ВПК США не может на равных потягаться даже с ВПК России, что уж там говорить за промышленную базу Китая. Конфликт в Израиле показал глубокую зависимость политической элиты Штатов от общественного мнения, выраженного особо крикливыми леваками, когда Байден пытается усидеть одним задом на нескольких стульях сразу, стремясь угодить и еврейскому лобби, и взращенным собственной партией многочисленным «гуманистам». На это накладывается начавшаяся президентская гонка, которая вынуждает Байдена и его команду сосредотачиваться на внутренних проблемах, отвлекая внимание от международной обстановки.
Товарищ Си, как марксист, о чем у нас часто забывают, вполне может по-ленински посчитать, что «промедление смерти подобно» и воспользоваться представившимся шансом. Подготовка к такому развитию ситуации уже идет довольно давно, но в последнее время произошло еще несколько событий тому в подтверждение, которые прошли малозамеченными у нас. Приведу несколько примеров.
Си Цзиньпин подписал директиву о «невоенном» использовании вооруженных сил. Это вызывает опасения, что Пекин может готовиться к вторжению на Тайвань под видом "специальной операции", не классифицируемой как война. Указ вступил в силу 15 июня 2022 года. Затем был принят закон о резервистах, вступивший в силу с 1 марта 2023 года, в котором регулируются положения о резервных силах Китайской народной армии и который содействует их преобразованию и развитию. Новым министром обороны Китая стал выходец из военно-морских сил, что случилось впервые в истории КНР. Адмирал Дун Цзюнь успел отслужить во всех основных флотах Китая, был главкомом ВМС. Также в вооруженных силах Китая, особенно среди высшего командования, прошли значительные чистки. Под предлогом борьбы с коррупцией был снят с поста прежний министр обороны, сменилось практически все руководство ракетных войск (отвечающее, между прочим, за все стратегические ядерные силы страны), изменения произошли и в других родах войск. В результате Си значительно усилил партийный контроль над армией и расставил на высшие посты генералов, поддерживающих его воинственные настроения. Китай активно, уже даже особо и не скрываясь, готовится к войне за Тайвань, подготовив соответствующее законодательное поле и проведя необходимые кадровые назначения. Я и раньше писал на Хвыле о высокой вероятности военного конфликт США с Китаем, но похоже произойти он может даже быстрее, чем я ожидал. Конечно, это не означает, что Китай начнет высадку десанта на остров 14-15 января, сразу после оглашения неподходящих для них результатов выборов. Но шансы на то, что это может произойти в более благоприятное для такой операции по погоде время (март-май или октябрь-ноябрь) далеко не нулевые.
Для нашей страны развязывания такого конфликта будет полной катастрофой, потому что тогда Украина полностью уйдет из информационной повестки дня, ни денег, ни оружия нам со стороны Штатов не видать от слова совсем. Европа, расколовшаяся по линии выбора нейтралитета или поддержки США, нас тоже окончательно бросит, и останется Украина один-на-один в войне с воспрявшей духом Россией. Поэтому для Украины более выгодна победа оппозиции. Помимо снижения геополитических рисков нового вооруженного конфликта это еще может привести и к сокращению военной помощи Тайваню со стороны США. Новое оппозиционное правительство вряд ли будет проводить усиление тайваньской армии как это происходит сейчас. Также вряд ли США захотят поставлять свое вооружение туда из-за риска попадания его в китайские руки, когда партия Гоминьдан действительно начнет укреплять связи с Китаем. Вместо этого есть шанс поставки его в нашу страну или хотя бы перенаправление выделенных под это денег на помощь Украине. Такой расклад будет для нас значительно лучше.
Мой телеграм-канал: https://t.me/sergius_ak
P.S.: Уже известны результаты президентских выборов на Тайване. Победил Лай Чин-те (или Вильям Лай) от Демократической Прогрессивной Партии, который выступает за самостоятельность Тайваня.
Рекомендуем по теме последствий выборов на Тайване эфир с Илей Кусой и Алиной Гриценко, где детально разобрали выборы.