Более месяца назад в Токио состоялась Японо-Украинская конференция по содействию экономическому росту и восстановлению, которая без преувеличения стала мощной вехой в развитии отношений между двумя государствами.
Это было событие самого высокого уровня, на котором непосредственно присутствовали премьер-министры обеих стран Фумио Кисида и Денис Шмыгаль. Конференция собрала добрый десяток министерств и руководителей ключевых государственных учреждений с обеих сторон и более ста участников, среди которых были известные представители государственного и частного секторов Японии и Украины.
Результаты конференции можно назвать беспрецедентными в истории украинско-японских дипломатических отношений: подписано 56 документов в форме межправительственных соглашений, а также двусторонних меморандумов между представителями Японии и Украины, а в перспективе и третьих дружественных сторон.
Даже если смотреть критическим взглядом на эти итоги, следует признать, что благодаря подписанным документам перед нашей страной открылся целый спектр возможностей для развития в отраслях государственных и частных инвестиций, энергетики, строительства, машиностроения, сельского хозяйства, безопасности и обороны, информационных технологий и т.д.
Украина должна воспользоваться этими возможностями. Но чтобы сделать это полнее, нужно понять общую диспозицию.
Почему Япония помогает нам? Конечно, в основе этого лежат ценности демократии, свободы выбора и самоопределения, близкие всему цивилизованному миру, поэтому их разделяет как Япония, так и Украина. Однако этого мало. Есть и другая причина – более прикладная и достаточно стратегическая.
Дело в том, что для многих развитых стран 2023 год стал годом осознания того, что впереди человечество ждет крайне тяжелое десятилетие, полное глобальных изменений и потрясений, которые могут оказаться очень кровопролитными.
В прошлом году мы наблюдали признание таких перспектив в речах первых лиц самых мощных государств мира. Теперь пришло время для действий. Япония это наглядно показывает.
Украинцы могут получить экстренную международную помощь: как подать заявку
В Украине запретили рыбалку: что грозит нарушителям с 1 ноября
Пенсия в ноябре 2024: что изменится для украинских пенсионеров
Умер народный депутат Украины
В прошлом году страна изменила свою военную доктрину, стала выделять значительно больший бюджет на нужды безопасности и обороны, чем раньше и углублять отношения с существующими и потенциальными союзниками.
В силу ряда понятных причин в нынешней российско-украинской войне, постепенно превращающейся в прелюдию к мрачному десятилетию в мире, Японии ближе Украина.
Поэтому углубление сотрудничества с нашей страной четко и однозначно становится предметом национального интереса Японии. И обильные итоги конференции – лишнее тому доказательство. Это нужно уяснить и постоянно иметь в виду.
Почему подавляющее большинство документов, подписанных на конференции, - это меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве, не имеющие максимальной юридической силы? С одной стороны, это свидетельство того, что осознание необходимости интенсивнее развивать сотрудничество с Украиной пришло к руководителям Японии сравнительно недавно.
Значит, сейчас мы находимся только в начале пути потенциально продолжительного и плодотворного сотрудничества между двумя государствами. Впереди нас ждет кропотливая работа над реализацией достигнутых договоренностей и превращение их в реальные проекты и достижения.
И только от Украины зависит, как полно мы реализуем потенциал двусторонних отношений, заявленный на конференции. Итак, мяч на нашей стороне – и теперь нам нужно трудом доказывать, что мы достойны предложенных нам возможностей.
С другой стороны, Япония (и не только) очень хорошо помнит склонность к коррупции, близоруким и узконаправленным решениям, которым украинский истеблишмент был знаменит на весь мир в течение практически всего периода независимости.
Никто в мире не имеет гарантий, что подобные практики не повторятся. Поэтому каждое большое государство, которое с нами сотрудничает, предпочитает в режиме реального времени постоянно убеждаться в том, что такое сотрудничество развивается в конструктивном для обеих сторон направлении.
И если Запад это делает с помощью многочисленных контролеров, которые лично проверяют, куда тратятся средства их налогоплательщиков, то в силу культурных особенностей для Японии такой метод может быть неприемлем, она будет оценивать нас по результатам работы.
Мол, хорошие результаты – работаем быстрее, создаем больше возможностей, плохие результаты – сотрудничество замирает. В этом контексте результаты токийской конференции следует воспринимать не с эйфорией, а скорее с энтузиазмом реализовать те возможности, которые появились в Токио месяц назад.
Украинско-японская конференция показала одну простую, но довольно удивительную, почти невероятную вещь: Украину постепенно вводят в высшую лигу развитых стран. Ибо все те возможности, которые нам создает Япония – это не что иное, как попытка передать нам технологии развитого мира в беспрецедентном масштабе.
Мир такого еще не видел: раньше страна второго или третьего мира могла о таком только мечтать. Ведь даже будь у нее деньги, чтобы купить необходимые технологии, ей бы никто их не продал.
А нам их просто передают, причем финансируя их кредитными и инвестиционными ресурсами! Это рычаг для развития прыжка максимальной мощности. И тот факт, что его применяют именно в Украине, нужно правильно толковать.
Почему это стало возможным? Потому что Украина уже третий год стоит в одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества и дает отпор врагу, которого боятся во всем мире.
Благодаря этой войне и тому, как мы в ней воюем, все страны мира поняли, что Украинский народ – это чрезвычайно зрелый и ответственный субъект, достойный того, чтобы занять ведущее место в высшей лиге стран мира. Пока мы стоим и проливаем кровь, мы смываем негативный шлейф глобальной памяти обо всех ошибочных решениях Украинского государства и его вождей, за которые у нас не было ни доверия, ни уважения в мире до начала войны.
Кровь смывает все – даже многолетнюю историю коррупционных, близоруких и узконаправленных действий нашей власти вопреки национальным интересам. Но надо понимать, что нам будут прощать, пока будет продолжаться война. Потому что после ее завершения развитие сотрудничества с нами будет зависеть только от того, как мы будем работать и будем реализовывать созданные для нас возможности.
Нас будут оценивать по делам. И было бы хорошо, если бы к тому времени Украина научилась ответственно выполнять взятые на себя обязательства по всей вертикали государственной власти – от малейшего чиновника до президента. То есть, чтобы уровень Украинского государства начал соответствовать уровню Украинского народа, продемонстрированному им в российско-украинской войне, именно благодаря которому для нас сейчас создают те возможности, которые мы наблюдаем.
В прошлом году многие развитые страны пережили настоящее откровение: к ним пришло понимание, что длительный период глобального мира, начавшийся после Второй мировой войны, подошел к завершению именно с началом русско-украинской войны.
Пожалуй, на данный момент мало кто в мире понимает, как будут развиваться глобальные геополитические процессы в ближайшие годы, но очень многие развитые страны перестали отвергать самые драматические сценарии развития событий.
Некоторые страны считают, что проблему еще можно локализовать в Украине, поэтому помогают нам всем, чем могут, так сказать, изо всех имеющихся сил и ресурсов. К ним, по-видимому, присоединилась и Япония, которая из-за пережитого во время Второй мировой войны предпочитала как можно дольше отгонять от себя мысли о возможности новой войны.
Впрочем, если Украине не удастся запереть на себе Россию и нанести ей сокрушительное поражение на нашей земле, существует высокая вероятность того, что очаг войны распространится и на другие чувствительные зоны, ко многим из которых Япония имеет непосредственное отношение.
В таком случае страна будет вынуждена будет окончательно отказаться от всех существующих в японском обществе антимилитарных красных линий – и очень хорошо, если тогда под боком у нее окажется Украина как надежный и опытный в военном плане партнер, что удачно реализует возможности для стратегического сотрудничества.
Потому мы никак не можем себе позволить подвести Японию. Это было бы безответственно по отношению как к Украинскому народу, ради которого для нас были созданы такие возможности, так и самой Японии, для которой, возможно, когда-нибудь в будущем наша помощь станет крайне необходимой.
Итак, главный результат токийской конференции – создание Японией масштабных возможностей для развития Украины. Пока речь идет только о невероятном потенциале.
И при приложении усилий надлежащего количества и качества он может превратиться в длительное и плодотворное сотрудничество между двумя странами. Но превратится ли? Всё зависит от нас. Все предпосылки для этого есть. Но тут бы не сглазить…
Фото: Богдан Андрейцев