Военная игра, организованная немецкой газетой Die Welt в декабре 2025 года, смоделировала российское вторжение в Литву - и результаты оказались шокирующими. В сценарии, действие которого разворачивается в октябре 2026-го, России потребовалось всего 15 000 солдат и пара дней, чтобы подорвать доверие к НАТО и установить контроль над Балтикой. Ключ к успеху - не военное превосходство, а уверенность в том, что Германия будет колебаться, а США откажутся задействовать статью 5. Корреспондент WSJ Ярослав Трофимов побывал в Мариямполе - литовском городе, ставшем целью в этом сценарии, - и выяснил, почему европейские военные считают, что времени на подготовку осталось гораздо меньше, чем думали раньше.

Европейские правительства готовятся к войне с Россией. Недавно проведенная военная игра показывает: они к ней не готовы.

Российское вторжение - ограниченное или полномасштабное - в страны НАТО и Евросоюза стало более вероятным из-за напряженности между Европой и президентом Трампом по поводу Гренландии, Украины, торговли и других вопросов. Так считают многие европейские политики и эксперты по безопасности.

Они указывают на то, что Россия перешла на военную экономику, направляя национальные ресурсы на программу перевооружения и военный набор, которые значительно превышают потребности кампании в Украине.

Когда ждать угрозы?

Ключевой вопрос: как скоро? Раньше в Берлине и других столицах считали, что Россия не сможет угрожать НАТО до 2029 года или около того. Теперь растет консенсус: такой кризис может наступить гораздо раньше - до того, как Европа, которая наращивает собственные оборонные инвестиции, будет в состоянии дать отпор.

"По нашей оценке, Россия сможет перебросить крупные контингенты войск в течение одного года", - заявил в интервью министр обороны Нидерландов Рубен Брекельманс. - "Мы видим, что они уже наращивают стратегические запасы и расширяют присутствие вдоль границ НАТО".

Путин хочет возродить славу Российской империи, что делает страны, некогда входившие в ее состав - такие как балтийские государства Литва, Латвия и Эстония - очевидными целями. Все они уже два десятилетия являются членами ЕС и НАТО.

"Тревога очень заметна в моей стране, но в то же время мы готовимся защищаться", - сказал Дейвидас Матулёнис, советник по национальной безопасности Литвы. Хотя Литва рассчитывает на помощь США и других союзников по НАТО в случае российского вторжения, собственные войска страны недооценивать не стоит: "Они будут сражаться, определенно, еще до прибытия подкреплений".

Военных стратегов НАТО также беспокоят возможные российские планы в отношении шведских, финских и датских островов в Балтийском море, частей Польши, крайнего севера Норвегии и Финляндии, а также кампания ударов по стратегической инфраструктуре Европы вплоть до голландского порта Роттердам.

Сценарий военной игры

Учения, моделирующие российское вторжение в Литву, были организованы в декабре немецкой газетой Die Welt совместно с Немецким центром военных игр при Университете Гельмута Шмидта Бундесвера. Они стали предметом жарких обсуждений в европейском сообществе безопасности еще до публикации результатов в четверг. В учениях участвовали 16 бывших высокопоставленных немецких и натовских чиновников, законодателей и видных экспертов по безопасности, разыгрывавших сценарий, действие которого разворачивается в октябре 2026 года.

В этом сценарии Россия использовала предлог гуманитарного кризиса в Калининградской области для захвата литовского города Мариямполе - ключевого перекрестка в узком коридоре между Россией и Беларусью. Российская подача вторжения как гуманитарной миссии оказалась достаточной для того, чтобы США отказались задействовать статью 5 НАТО о коллективной обороне. Германия проявила нерешительность, а Польша, хотя и провела мобилизацию, не направила войска через границу в Литву. Немецкая бригада, уже дислоцированная в Литве, не вмешалась - отчасти потому, что Россия использовала дроны для минирования дорог, ведущих от ее базы.

"Сдерживание зависит не только от возможностей, но и от того, верит ли противник в нашу решимость. И в военной игре мои "российские коллеги" и я знали: Германия будет колебаться. Этого было достаточно для победы", - сказал Франц-Штефан Гади, венский военный аналитик, игравший роль начальника российского Генштаба.

Город с населением около 35 000 человек, Мариямполе находится на одном из самых стратегически важных перекрестков Европы. На юго-запад идет автомагистраль Via Baltica в Польшу, забитая грузовиками со всего ЕС и Украины. На запад - транзитная дорога между Беларусью и Калининградом, которую Литва обязана по договору держать открытой для российского транспорта.

Популярные статьи сейчас

"Путь к длительному миру": Умеров прокомментировал итоги мирных переговоров в Абу-Даби

"У противника катастрофа": отключение Starlink парализовало россиян на фронте

Зима вернется дважды: названы даты новых температурных провалов после потепления

Перевод часов в Украине: появилось важное уточнение о летнем времени

Показать еще

Результаты игры

В сценарии военной игры, при отсутствии американского лидерства, Россия за пару дней сумела подорвать доверие к НАТО и установить доминирование над Балтикой, задействовав первоначально лишь около 15 000 военнослужащих.

"Россияне достигли большинства своих целей, почти не двигая собственные подразделения", - сказал Бартломей Кот, польский аналитик по безопасности, игравший роль польского премьер-министра. - "Это показало мне: как только Россия начинает говорить об эскалации, в нашем мышлении уже заложено, что именно мы должны деэскалировать".

В реальности Литва и другие союзники получили бы достаточно предупреждений от разведки, чтобы избежать такого сценария, считает контр-адмирал Гедрюс Пременецкас, начальник штаба обороны Литвы. Даже без союзников собственные вооруженные силы Литвы - 17 000 человек в мирное время и 58 000 после немедленной мобилизации - справились бы с ограниченной угрозой в районе Мариямполе. Самой России пришлось бы учитывать высокие ставки: "Для России было бы дилеммой удерживать Калининград, и если Россия что-то начнет, НАТО должно очень четко заявить: если вы это сделаете, вы потеряете Калининград".

Командующий сухопутными войсками Германии генерал-лейтенант Кристиан Фройдинг заявил во время визита в Литву в среду, что, хотя разведка НАТО по-прежнему оценивает, что Россия не сможет действовать против членов альянса до 2029 года, Германия и ее союзники "готовы к бою сегодня ночью, чего бы это ни стоило". Он добавил, что не станет гадать, сколько времени осталось у Европы.

Дебаты о сроках угрозы

Споры о том, насколько близка российская угроза, определяют характер европейского военного планирования. Скептики указывают на медленные темпы российского продвижения в Украине, где Путин увяз в затратной войне на истощение, потеряв более миллиона человек. "Путин потерпел неудачу практически во всем, что намеревался сделать", - заявил в интервью президент Финляндии Александр Стубб. - "Он даже не пытался подступиться к НАТО, потому что не добивается успеха в Украине. Так что не переоценивайте российский потенциал".

Хотя Россия набирает около 35 000 новобранцев в месяц, она ежемесячно теряет около 30 000 на украинских полях сражений, что тормозит наращивание сил, отмечает литовский контр-адмирал Пременецкас.

"Мы очень благодарны украинцам, которые каждый день своей кровью и потерями дают нам время лучше подготовиться", - сказал он. - "Мы используем это время с умом, потому что знаем: если будет сделка по Украине, Россия ускорит свою военную машину. У нас нет роскоши позволить России почувствовать, что мы слабы".

Даже без соглашения по Украине, к которому подталкивает администрация Трампа, некоторые европейские чиновники и аналитики по безопасности считают, что российские военные могут мгновенно высвободить до 200 000 закаленных в боях солдат, просто перейдя от наступательных операций к удержанию позиций. Это больше войск, чем Путин использовал для первоначального полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году.

"Путин - оппортунист, и если он видит возможность, он будет её прощупывать, проверять реакции, а когда у него будет больше возможностей - пытаться расширить результаты", - сказал Нико Ланге, бывший высокопоставленный чиновник минобороны Германии и старший научный сотрудник Мюнхенской конференции по безопасности, участвовавший в учениях Die Welt. - "Это может произойти прямо сейчас. Если цель - показать, что статья 5 НАТО не работает, расколоть европейцев, нужна воля, а не чрезвычайно большой военный потенциал. Зачем Путину ждать, пока европейцы будут готовы?"

Российские официальные лица настаивают, что Кремль не имеет планов в отношении территории членов ЕС или НАТО. Россия также утверждала четыре года назад, что не намерена вторгаться в Украину.

Позиция США

Новая стратегия национальной обороны администрации Трампа, опубликованная в январе, гласит, что Россия "останется постоянной, но посильной угрозой" для восточных членов НАТО. При этом добавляется, что Россия "не в состоянии претендовать на европейскую гегемонию", поскольку европейские союзники значительно превосходят ее по населению, экономике и потенциальной военной мощи.

Вывод из этого: Россия не станет вести против НАТО такую же войну на истощение, как в Украине. Но это не причина считать, что она вовсе откажется от агрессии. "Затяжная война была бы пагубна для России, потому что мы превзошли бы их в производстве и мобилизации", - сказал подполковник Амунд Осфлатен, преподающий сухопутную войну и доктрину в Норвежском оборонном университетском колледже. - "Поэтому, если они собираются что-то делать, они захотят сделать это рано, заняв выгодные позиции, которые потом легко оборонять".

Именно это и произошло в сценарии Die Welt. Александр Габуев, директор Центра Карнеги "Россия - Евразия" в Берлине, игравший роль Путина, отметил, что дымовая завеса "гуманитарной" интервенции была ключевой для успеха. "Очень помогало постоянно твердить о том, что нам нужен гуманитарный коридор, потому что злые литовцы не дают нам снабжать бедных голодных жителей Калининграда".

Серая зона

Такая гибридная тактика, особенно в то время, когда многие в администрации Трампа открыто принимают путинский нарратив, всё больше угрожает способности НАТО принимать решения, говорят европейские чиновники.

"Есть серая зона, и по мере того как Россия предпринимает дополнительные шаги, серая зона становится темнее", - предупредил министр обороны Нидерландов Брекельманс. - "В конечном счете решение о том, пересечена ли линия статьи 5, принимает пострадавший союзник и 31 другой член НАТО. Россия знает, конечно, что это не точная наука - и мы знаем, что она будет пытаться продавливать дальше".


Ярослав Трофимов - главный корреспондент The Wall Street Journal по международным делам. Он получил премию Национального пресс-клуба за политический анализ в 2024 году и был финалистом Пулитцеровской премии в 2023 году за освещение войны в Украине.