Неразумная политика Киева в гуманитарной сфере создает конфликты в отношениях с регионами, которые в условиях тяжелого социально-экономического положения чреваты потерей контроля над ситуацией и дезинтеграцией Украины. Вот яркий пример того, чего можно и нужно было избежать.
Специально не беру примеры с Востока, чтобы не кричали «опять услышьте Донбасс??». Для начала услышьте Львов и Волынь.
1. На Волыни переименовали село Жовтневе в Сусваль, в честь Петра Сусваля, бойца 51-й бригады, погибшего в боях у Саур-Могилы.
Директор Института нацпамяти убежден, что все правильно, а против выступает «часть односельчан», которые суть «захисники улюбленого місяця осені, фанати більшовицького перевороту, ті, хто бояться незручностей від перейменування».
Проблема в том, что против выступают даже родители бойца. С ними такой вариант переименования никто не обсуждал (!), оно стало сюрпризом. Результат – скандал, подрыв авторитета власти.
2. Во Львовской области село Андреевка (Андріївка, названо в честь советского партхоздеятеля Андреева) переименовали в Мармузовичи (историческое название до 1630 г.). В 1630-1946 гг. село называлось Фарлеевка.
Жители поголовно против, были общественные слушания, где постановили сохранить Андреевку, на уровне облсовета также поддержали жителей села. Потому что название никто с неким Андреевым давно не ассоциирует и вообще не знает, кто это. Было предложено официально переназвать в честь апостола Андрея, и не морочить голову. Результат – скандал, подрыв авторитета власти.
3. Суть в чем. Декоммунизация – это важный и нужный процесс. Реализовать такие изменения без нажима невозможно. Но давление не должно быть бездумным, чтобы не создавать врагов там, где этого можно избежать. Потому что запас прочности у страны – минимальный.
4. Исследования, которые проводила в т.ч., группа ИС в мае – июне 2015 г., показывали, что львиная доля граждан давно не питает никакой любви собственно к коммунистическим лидерам и символам. Поэтому протестов с целью «вернуть взад» памятник или имя улице Ленина, Дзержинского и т.д. не будет. Декоммунизация – это фоновый раздражитель, который усиливает негатив по отношению к любым начинаниям власти.
Если кратко: люди не выступают в защиту коммунистов, люди убеждены – что в Киеве одни идиоты, которым нечем себя занять, вот они и придумывают всякую ересь.
Основные проблемные зоны: 1) нет единого мнения по поводу Второй мировой войны, поэтому в этой сфере будет искрить; 2) основная масса людей считает декоммунизацию несвоевременной и потенциально затратной; 3) много людей выступает против формы проведения декоммунизации, просто рушить памятники считает недопустимым или бессмысленным, выступает за создание парков советской символики.
Казалось бы – вот вам прямая инструкция, что делать. Главное – выстроить коммуникацию с гражданами, сделав несколько акцентов: 1) люди, смотрите, вот места, куда мы свозим памятники; 2) люди, смотрите, лично вам переименование ничего не будет стоить (это манипуляция, но вполне допустимая). 3) люди, мы подойдем к переименованиям, исходя из здравого смысла.
Что получилось по факту? Эти рекомендации восприняли и реализовали оппоненты власти. Не только Кернес, но и масса других феодалов в регионах действовали по одной схеме. Они говорили: люди, смотрите, Киев плевать хотел на вас, ваше мнение, но мы постараемся минимизировать ущерб, поступить по уму. В риторике оппонентов власти все превратилось в борьбу не за коммунистов, а против идиотов в Киеве.
The Washington Post: Поспішна мирна угода щодо України може мати небезпечні наслідки для всього світу
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Случаи на Волыни и в Львовской области – примеры такой ситуации.
5. Что в итоге? Декоммунизация вместо мобилизующей идеи за очищение страны превратилась в инструмент усиления лозунга «геть від Києва». Наши мониторинги показывают – российские ботсети брошены на продвижении сообщений из серии «в Харькове мы посадили дерево, а в Киеве сломали два и еще намусорили». Даже на бытовом уровне идет ползучая кампания по максимальной дискредитации столицы. Чтобы любой, кто воспринимает Киев в качестве центра принятия решений или поддерживает всеукраинские идеи, выглядел как минимум странненьким.
Турбулентность в столице будет нарастать. Как только она достигнет определенного градуса, идея «особого региона «Слобожанщина» (равно как и «порто-франко» в Одессе, особого статуса для Запорожья и др.) как развитие идей децентрализации и цивилизованной формы дистанцирования от Киева получит масштабное усиление.
Вот канва того, что происходит
Уже сейчас десяток облсоветов выступил за избрание губернаторов на прямых выборах. Уже сейчас ряд политиков пытается обставить процесс создания структур территориальной обороны с таким расчетом, чтобы это были региональные армии, как бы вписанные в общеукраинскую вертикаль, но с определяющим влиянием местных бонз.
Вывод какой. Списывать все проблемы на декоммунизацию и её авторов – глупо и несправедливо. Но они должны быстро родить и реализовать серию проектов «Киев слышит регионы», «Киев помог», «Киев защитил». Чтобы как минимум в своей сфере ответственности не умножать зло.