Во всех нормальных странах интерес к политике и участие в ней – это признак здоровой общественно-политической активности индивида или группы населения. В Украине интерес к политике и участие в ней – это форма бегства от реальности, которое называется эскапизм.
Украинская телевизионная политика не имеет ни малейшего отношения к общественным интересам, например, не может ответить на интересующие граждан вопросы «какой будет система образования», «сколько будут получать врачи» или «когда снизится цена бензина». Наоборот, украинская политика как способ бегства от реальности отвлекает общественность от этих вопросов, акцентируя внимание на таких надуманных и бессмысленных проблемах, как «дотянет Яценюк до марта или нет», «заработал грыжу Барна или нет», «посадят Корбана или нет». На самом деле, судьба Яценюка и Корбана не имеет значения, ведь все равно крах неизбежен.
Причем, что самое интересное, никто из украинских «политиков» (читай: шоуменов, звезд политики) не собирается наполнять украинскую политику реальным содержанием. Пока участники антикоррупционного форума плодят фантазии о светлом будущем, в предбаннике которого мы сейчас якобы находимся, критики антикоррупционного форума считают количество черных джипов на стоянке рядом с местом проведения форума, находят особняки приближенных Порошенко или укоризненно машут пальчиком кортежам Яценюка вместо того, чтобы проводить собственные расчеты и предлагать избирателям свои презентации – объективные презентации, соответствующие реальности.
То есть оппозиция ничего конструктивного предложить не может вообще, ее удел – шоу. Получается не соревнование проектов, а соревнование иллюзий. Абсолютно никто из украинских телевизионных шустер-политиков и шустер-критиков не готов к тому, чтобы обсудить что-то конкретное, что реально касается миллионов граждан.
Фактически, Украина представляет собой убежище для нескольких десятков миллионов виктимных эскапистов, которые пытаются забыться в своих фантазиях о прошлом или будущем. Это касается и «ватников», и «вышиватников», и любителей «Сингапура-2», которые различаются только по степени агрессивности, а во всем остальном – подобны. Главный продукт Украины – это иллюзии. «Внутренний рынок» иллюзий может похвастать обширным ассортиментом, начиная от колбасы по 2.20 и заканчивая «Анакондушкой» с «Витринушкой».
Украинцы во многом похожи на хиппи. Только если в 60-е на Западе для отрешения от жизни применялись легкие наркотики и жизнь в изолированных общинах, то современные украинцы используют для этого алкоголь и жизнь в виртуальной реальности, созданной телевизором. Ведь Интернет и ТВ отлично изолируют украинцев друг от друга и от реальности, когда война в далекой Сирии или убийство Немцова кажутся ближе и реалистичнее, чем убийство тысяч украинских солдат на Донбассе или даже наркопритон на первом этаже вашего дома.
Лидеры украинцев тоже бегут от реальности. Оказавшись в Верховной Раде, народные избранники попадают в непонятное и недостижимое для простых смертных пространство. Быть депутатом Верховной Рады или каким-нибудь министром в правительстве Яценюка – самая изощренная и самая совершенная форма эскапизма, ради достижения которой многие готовы на все. Нами управляют люди, которые оказались у власти только ради того, чтобы постоянно находиться в мире собственных фантазий. Примерно такие же цели преследуют дети, пытаясь дорваться до PlayStation.
На самом деле, «депутатская неприкосновенность» и вера наивной домохозяйки Веры Павловны в план «Анаконда» – это одно и то же. Бутылка дешевого пива со стиральным порошком и высококачественный колумбийский кокс равноценны. Эти инструменты предназначены для достижения одной и той же цели – бегства от реальности. Между ними нет никакой разницы. Эта разница существует лишь в воображении украинцев, погруженных в собственный виртуальный мирок. И самое ужасное заключается в том, что украинцы борются не за отмену этого мирка, а за эмансипацию его жителей – даешь каждому кокс и депутатскую неприкосновенность! Даешь каждому право на красивую мечту о Европе!
Соответственно, не имеет смысла оценивать положение «сословия мантии» относительно граждан и положение граждан – относительно «сословия мантии». Относительно внешнего мира и те, и другие – ничтожества, ведь они отвергли общечеловеческие ценности ради того, чтобы возвысить себя в своих фантазиях. Но депутатская неприкосновенность и Сингапур-2 перестанут работать мгновенно, когда иллюзорные миры столкнутся с жестокой реальностью. И украинский шустер-мирок со своей неприемлемой для внешнего мира системой иллюзорных ценностей будет зачищен, а вместе с ним исчезнут чартерные города, «Витринушки» и все виды неприкосновенности.