Проекты телевизора и холодильника (пропаганда против экономики), рассматривая в пространстве человеческого тела можно назвать проектами, опирающимися на мозг и на желудок. Но головой и пищеварительной системой человек не заканчивается. Вырисовывается более сложная система. Есть скелет – консерватизм, традиционализм, духовные скрепы. Есть мышечная система – культ силы. Основания фрейдизма тоже имеют четкие телесные параллели. И в идеале, все то, что досталось нам как тело благодаря папе и маме должно слаженно работать, служа нам как инструмент для развертывания в этом мире чего-то большего, чем само тело. Уолт Уитмен говорил: «весь я не помещаюсь между шляпой и ботинками….».
Но сначала пару слов о теле. Поскольку этот инструмент у нас в одном экземпляре, поддерживать его в надлежащей форме до конца гарантийного срока весьма полезно. А для этого нужно кушать, желательно регулярно, где-то жить, во что-то одеваться, на чем-то ездить… Общем, потребности безграничны, особенно если постоянно сравнивать себя с соседом, меряясь у кого чего больше. Впрочем, это уже не про желудок, а про область компетенции Фрейда. Не без того, чтобы опираясь на некую основу или повод, поразмять мышцы. То ли для тонуса, то ли от неизжитых подростковых комплексов. Современный мир предлагает массу проектов, опираясь на эти основы. Исторически так сложилось, что западные проекты оказались самыми успешными в области интеллекта, потребления и сексуальности. Русский и мусульманский мир предлагают традиции и силу. Силу чаще иллюзорную, поскольку не обладают ресурсами, сопоставимыми с Западом. Китай соединил традиции и потребление, обжегшись на больших скачках.
Украина выбрала западные проекты, тоже забыв о том, что не обладает ресурсами, необходимыми для реализации западных моделей организации жизни, на их уровне. Желудок тот же, причем проголодавшийся, да кошелек потоньше. И навыков его пополнить в условиях жесткой конкуренции явно не хватает, потому, что голова то хорошая, но лучше всего реализуется не в самой Неньке, а в условиях западных университетов. Хорошо, говорим мы. Будем делать так, как вы, и скоро станем жить так, как вы. Оптимисты верят во вступление в Евросоюз, пессимисты говорят – лет 30-50 пройдет, пока мы догоним современный уровень развитых стран. Но основная проблема не в скорости «догоняния». Западные проекты разворачивались как реализация своей воли, своего мироощущения, порождающего инновации. А воля и мироощущение – это уже не про тело. Это про то, что явно больше междушляпно-ботиночного пространства. В связи с этим просматривается несколько проблем. Во-первых, копирование готовых образцов хоть и дает шанс быстрее пройти по проторенному пути, но ставит в неконкурентную позицию вечно догоняющего. Во-вторых, просто взять и инсталлировать готовые модели на операционную систему совка (поедания наследия совка) не получится, ибо менталитет. Про аспект воли говорить вообще не приходится. Свобода сводится к выбору между пепси-колой и кока-колой, впрочем, развернутых в самом широком пространстве имиджей. А без воли никак не получится обрести тот драйв, который наполняет жизнь пассионарностью и творчеством.
Я не утверждаю, что не надо догонять или инсталлировать. Однозначно надо. Иначе Чучхе или «особый русский путь». Но на этом пути нет субъектности. Ведь субъектность есть производное от воли. А производные от тела автоматически ставят в детскую позицию. Инструмент не способен решать, брать на себя ответственность, творить. Его удел желать, требовать и погружаться в сон, когда никто особо не пинает. Еще он умеет служить чему-то высшему. И если в жизни человека это единственный функционал, однозначно появиться нечто, на что проецируется отвергнутая воля. Не важно, будет это Великий Пу, или Евросоюз, который «прийде и порядок наведе». Лишь бы не взрослеть. И если Украина претендует, когда либо, выбраться из пеленок зависимости от старших братьев, необходима элита, обладающая волей. Причем не волей жрать, а волей творить.
Необходимо сказать пару слов и о воле. Это самая сердцевина человеческого сознания. Это то, что при феноменологической редукции остается и воспринимается как ничем необусловленная активность. Это то, что не только делает человека человеком, но и содержит возможность быть чем-то большим. Но воля имеет единственный инструмент реализации себя в этом мире – наше сознание, проявленное через тело. Будучи необусловленным источником всех высших проявлений человеческой сущности, в своей реализации она обусловлена телом. А тело имеет потребности…
Самыми яркими выразителями основания тела и основания воли стали идеи Маркса и Ницше. Первый стал пророком идеальной среды, определяющей бытие. Его пафос – удовлетворение потребностей всех. Второй боролся против «человеческого, слишком человеческого», которое должно быть преодолено с помощью воли. Человек не цель, а лишь мост, ведущий к цели. Сверхчеловек – основной пафос его философии. Предельные основания и эсхатологический заряд обоих мыслителей завораживает. Но в эсхатологии растворен страх смерти. Он и окрашивает учения обоих мыслителей некрофильские тона.
На их фоне совершенно не пафосно смотрится бродячий украинский философ. Ведь кардиоцентризм Сковороды – это не про смерть, а про жизнь. Это как крик новорожденного на фоне монументальности пирамид. И не про мировое господство расы, нации или класса-гегемона, а про счастье «сродного труда» и сердечность общения. Это же так просто, банально и обыденно… Но, еще Лао Цзи говорил : «Все мягкое и нежное побеждает сильное и твердое».
Можно разворачивать волю в пространстве скелета и мышц. Мы получим фундаментализм или «русский мир». Можно разворачивать ее в пространстве головы и желудка. Тогда добро пожаловать в глобалиский проект. Но можно прислушаться к нашему соотечественнику: „Голова всего в человеке есть сердце человеческое. Оно же и является самим действительным в человеке человеком, а все другое есть окружение… Сердце – корень жизни и обитель огня и любви”. Может тогда Украина получит шанс на свой проект и свою субъектность, не впадая в мирозлобие и нашего соседа и собственную фрустрацию от невозможности догнать Европу.
Отличие проекта от призывов «ко всему хорошему против всего плохого» в первую очередь в наличии технологии его реализации. Об этом подробнее в материале «О главном враге». Но ведь дело не в технологиях. Дело в мужестве, в решимости заглянуть в себя, в свое сердце. В готовности Встречи с сердцем Другого. В риске выйти из зоны комфорта, чтобы найти «сродное дело», заполняющее жизнь драйвом бития, а не скукой существования. В риске изменить отношения, заменив ритуал жизнью.
Дело за волей.
PS: Наша группа оказывает бесплатную психологическую помощь участникам АТО и членам их семей. Используются методы ДПДГ, телесно ориентированной психотерапии, КСТ, системного моделирования. По вопросам пишите в ФБ.