Многие аналитики отмечают патовую ситуацию в противостоянии Майдана с властями. Ни одна из сторон не имеет достаточно сил для победы, но имеет достаточно сил, чтобы не допустить своего поражения. В данной публикации анализируется только один аспект противостояния — силовой.
На сегодняшний момент силовой аспект выглядит сейчас таким образом.
1. БЕРКУТ. Есть первая весомая победа (буквально несколько дней назад #ГОШ предсказывал, что это случится). Проанализируем.
1.1. Сила народа была в его численности, а вовсе не в наличии хорошо оснащенных боевиков из отдельных организаций. Понятно, что силовое «поддавливание» со стороны народа сыграло свою роль: бойцы «Беркута» ощутили реальность угрозы и настрой людей. Но если бы были просто боевики против «Беркута», силы были бы неравны, особенно учитывая стоящее за углом подкрепление. Победа — в численности.
1.2. Нужно учитывать психологию бойцов «Беркута». Низкая образованность, промывка мозгов, высокий статус сравнительно с другими подразделениями милиции (не только большая зарплата, но и меньшая личная ответственность). Закрепленная с детства и постоянно поддерживаемая «пацанская» парадигма мышления. Их реакция однозначна: «Нас жестко опустили, будем мстить». Их страх пока временный. Не ждите от них заявлений об увольнении из органов. Не верьте «стратегиям теплого океана» и не тратьте силы на крики «милиция с народом».
1.3. Команда снять маски поступила сверху. Это раз. Подкрепление стояло за углом, но команда включиться дана не была. Это два. Очевидно, в обоих случаях командиры подразделений сами не имели права принять решение. Очевидно, старшие командиры мыслят иначе, чем командиры среднего звена. И имеют больше информации, и склонны просчитывать события. И тут особенно важен ненасильственный характер противостояния: если была бы открытая драка, подкрепление включилось бы без команды.
1.4. Бойцы начинают понимать, что командование совершенно не обязательно будет их прикрывать и защищать. Вот это и есть сегодня самый большой ресурс народного протеста. Прошу обратить внимание. Это нужно мягко и нежно объяснять каждому сотруднику каждого подразделения, и не только «Беркута».
1.5. Другой источник оптимизма — малая численность личного состава «Беркута» (4 тысячи — ничто по масштабам страны и даже Киева); множественность их задач; ненадежность других подразделений милиции даже в качестве вспомогательных. Нужно прикрывать массу объектов правительственного квартала, плюс Межигорье и прочие резиденции. А количество судов над активистами и прочих событий будет расти. В том числе и в других городах. Сил не хватит прикрыть все направления.
2. ГАИ.
2.1. Нужно понимать, что это, прежде всего, служба инкассации. Ее задача — приносить деньги. С этим начинаются проблемы. Козлы почему-то не хотят платить, как обычно. Плюс ГАИ поставлены не свойственные им карательные задачи. Это напрягает, хотя стараются не подавать вида.
2.2. При прямом ненасильственном контакте в соотношении сил 1:30 любой гаишник «потечет» через 15-20 минут, даже при пистолете и жетоне. Возвращают отобранные права, уничтожают протоколы. Важно не провоцировать, давить мягко, но сильно. Важно, чтобы любой инспектор знал: останавливая машину с флагом Украины, он ввязывается в долгий неприятный инцидент с участием десятков людей, а результат всё равно будет не в его пользу. Побочный эффект: будет больше машин с флагом Украины.
2.3. Технологию общения не описываю, она уже много раз публиковалась. Сейчас в основном используются протоколы о том, что 29 декабря машина не остановилась на сигнал инспектора. Цель — забрать права
2.4. Всегда хорошо работает поиск старшего по званию и обращение к нему с мягким объяснением ситуации. Случись что — именно он будет отвечать за всё. И начальство сдаст его без размышлений. Это нужно объяснять.
3. ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА. В достаточной степени деморализованы. Основа личного состава — мальчики-призывники. Воевать за режим они не будут. Режим понимает их ненадежность и использует как вспомогательные силы. Они стоят ровно до тех пор, пока боятся своих командиров больше, чем противостоящие силы народа. С ними нужно не конфликтовать, а дать им дорогу на выход.
«Грифон» (судебный спецназ) — всего 300 человек. Остальные милицейские силы описывать не буду ввиду их малой вовлеченности в ситуацию. Армия отсутствует как таковая. Остальные структуры, похоже, держат нейтралитет.
Остаются титушки. Масштабы их использования будут многократно возрастать ввиду отсутствия других сил. Это нужно иметь в виду. Самый лучший аргумент: «Ребята, вам не заплатят». Плюс соседи. Пока соседи настроены солидарно с титушками, поскольку погружены в общее информационное пространство. По мере разбивания монополии режима на информацию, соседи станут мощным оружием народа.
Не устану повторять: только ненасильственный протест. Прямое применение силы даст в руки режима аргументы использования превосходящей силы; приведет к потере поддержки мировым сообществом, как правительствами, так и обывателями; наконец, именно этого больше всего хочет российское руководство, заинтересованное в долгосрочной стабилизации.
"Приголомшливе почуття гумору": Маск іронічно відреагував на заяву Зеленського про переговори з РФ
Тиск на Європу: в ISW розповіли, як Путін використовує невизначеність США щодо України
"Війна завершиться швидше": Зеленський розкрив деталі спілкування з Трампом
Тарифи на газ та світло злетять уже з 2025 року: експерт Попенко назвав основну причину
Победа не так далека, как кажется. Но и не так близка, как хочется.
В общем, наша стратегия — «стратегия холодного океана».