В этой статье я хочу описать свой взгляд на то, какой бы могла стать украинская национальная идея. Идея, которая помогла бы объединить граждан и дать им больше причин для того, чтобы гордиться своей страной.
Такой национальной идеей я вижу мультикультурность. Но не реализованную по примеру какой-то другой страны и не в контексте популистских, политических решений, как это было с законом о языках в прошлом году, а совершенно по-новому.
Сейчас я постараюсь более детально описать свою точку зрения.
Во-первых, мир вокруг нас становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. И если в наши дни, также как в течение всего прошлого века прогресс в первую очередь связан именно с евроатлантической цивилизацией и ее культурой, то уже в ближайшем будущем ожидается возрастание важности мультикультурности — конструктивного и равноправного «сотрудничества» культур разных стран мира.
А эта возрастающее значение мультикультурности приведет к тому, что многие виды интеллектуальной, инновационной и творческой деятельности будут вестись не на преобладающем сейчас в мире английском языке, а все больше и на других языках.
Существует пример американского «плавильного котла», эффективно интегрирующего представителей множества этносов в единую американскую нацию.
Есть пример мультиязычности Евросоюза с его повышенной политкорректностью и бюрократичностью, когда все что только возможно переводится на языки всех стран-членов, чтобы никого не обидеть. А также примеры России и других стран с повышенной многонациональностью.
Но пока остается свободной ниша по созданию по-настоящему инновационной модели мультикультурной страны, где была бы успешно реализована платформа по мультикультурному, мультиязычному сотрудничеству между представителями самых разных стран и народов. Так почему бы не попытаться занять эту нишу?!
Во-вторых, за те годы со времен независимости, что украинский язык стал интенсивно изучаться и внедряться в Украине, он так и не стал в достаточной степени воспринят населением нашей страны.
Большинство жителей Украины по-прежнему в быту используют именно русский язык. Очень часто приходится сталкиваться с людьми, которые в принципе неплохо знают украинский, но чаще использую именно русский язык. А ведь живой язык – это не тот, который знают, а тот, который реально используют на практике, тот на котором думают.
Здесь можно было бы привести множество примеров из других стран, демонстрирующих разные варианты удачного и неудачного соседства нескольких официальных и неофициальных языков, а также о том, как постепенно интенсивно изучаемый государственный язык становился употребляемым большинством населения. Таких примеров существует множество.
Но большинство этих примеров имеет отношение к тому времени, когда еще не было интернета, а также современных возможностей доступа к телеканалам, фильмам, книгам из других регионов и стран. По этой причине в наши дни стало все сложнее навязывать людям новый язык.
В-третьих, существующее «противостояние» русского и украинского языков играет активную роль в раскалывании страны, являясь важным символом условного разделения «Восток–Запад». Это противостояние концентрирует на себе и фактически выхолащивает непозволительно огромное внимание и энергию множества граждан Украины.
Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться
Пенсіонери отримають доплати: кому автоматично нарахують надбавки
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Такое противостояние — как музыкальный инструмент, на котором могут «играть» многие желающие, внося свои ноты и мотивы. И от каждой такой «игры» страна в сумме проигрывает.
Искусное введение в Украине мультиязычности помогло бы разорвать порочный круг такого двуязычного противостояния. Это чем-то похоже на ситуацию с фиксированными курсами обмена валют: во время кризиса иногда важно осмелиться и аккуратно отпустить курс родной валюты, дать ему возможность гибко настроить свое соотношение к другим валютам на свободном рынке.
При этом количество людей, использующих украинский язык, не уменьшится. С другой стороны, увеличится число людей, которые раньше просто знали украинский, но редко его использовали, — теперь же эти люди будут чаще разговаривать на украинском, даже в ответ на русскую речь. Ведь это важная составляющая их идентичности, но теперь это будет их свободный выбор.
В-четвертых, хорошим средством продвижения мультиязычности и мультикультурности мог бы стать организованный в Украине фестиваль разных языков и национальностей. Не только европейских и не только тесно связанных с Украиной, а всемирный, глобальный.
Этот новый песенный фестиваль будет идти безостановочно, а не раз в год как конкурс Евровидение. Активное использование интернет-технологий позволит задействовать максимальное количество участников во всем мире: как поющих, принимающих участие в конкурсной программе, так и тех кто будет участвовать в онлайн голосовании при выборе лучших выступлений. В отличие от конкурса Евровидение, новый песенный фестиваль будет связан не со странами, а с языками и национальностями.
Кроме того, в программу этого фестиваля можно добавить и другие важные проявления культур разных народов: танцы, национальную кухню и т.д.
Запуск подобного фестиваля позволит лучше продвигать Украину как по-настоящему и по-новому мультикультурную страну.
В-пятых, понимаю, что одним из возражений будет дороговизна внедрения мультиязычности на официальном уровне. Ведь для этой цели необходимо провести недешевые преобразования и во всей системе образования, и в документации разных государственных служб, и в других официальных употреблениях языков.
С другой стороны, описываемый мною подход позволяет реализовать все необходимые изменения в контексте, принятого в прошлом году, закона о языках. Да, мне и самому не нравились те обстоятельства, в которых принимался этот закон, и та аргументация, которая использовалась, чтобы доказать его необходимость.
Но сейчас этот закон уже существует. И если красиво и продуманно выстроить на его основе, описываемою мною в этой статье, мультикультурность, то результат может быть гораздо более привлекательным, чем он является сейчас.
В итоге, описанная в этой статье национальная идея не решит проблемы с образованием и наукой, медициной и коррупцией, а также множество других не менее важных проблем.
Но такая национальная идея добавит множеству наших сограждан гордость за свою страну и осмысленность своей жизни, а ведь эти качества так важны для эффективной работы над текущими и будущими проблемами.
Автор — руководитель проекта Duploid :: Экосистема Инноваций