Митинги оппозиции 18 мая не принесли ни революции, ни бунта, ни радикальных перемен. Тем не менее, этот день обозначил одну важную тенденцию, которая начала развивать на протяжении последних двух-трех недель — в Украине заговорили о фашизме.

Как и во вчерашнем тексте, начну с большой цитаты Виктора Пелевина, который очень точно описывает суть политического момента в Украине (хотя писал о России) в своем последнем романе «Бетмен Аполло»:

Энлиль Маратович поскреб пальцем подбородок.

– Давайте по порядку. Что думает гламур?

Щепкин Куперник шаркнул ножкой.

– Полностью согласен с прозвучавшим. Начинать надо с протеста – и вовлекать в него бомонд. Это позволит мобилизовать широкие слои городской бедноты.

– Каким образом? – спросил Энлиль Маратович.

Щепкин Куперник сделал шажок вперед.

– Участие гламурного элемента, светских обозревателей и поп звезд одновременно с доброжелательным вниманием СМИ превратит протест в разновидность conspicuous consumption1. Протест – это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве сегодня уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция – это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез…

– Не говори красиво, – сказал Энлиль Маратович. – Что значит – гламурная революция? Ее что, делают гламурные бляди?

– Нет. Сама революция становится гламуром. И гламурные бляди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными. А иначе они за секунду станут просто смешными.

– Ничего радикально нового здесь нет, – пробасил Самарцев. – Только хорошо забытое старое. Во время Первой мировой светские дамы ездили в госпиталь выносить за ранеными крестьянами утки. И наполняли себя благородным достоинством, вышивая кисеты для фронтовых солдат.

– Но тогда в этом не было элементов реалити шоу, – сказал Калдавашкин. – А нам нужно именно непрерывное реалити шоу, блещущее всеми огнями гламура и дискурса – но не в студии, а на тех самых улицах, где ходят зрители. Которое позволит наконец участвовать в реалити шоу всем тем, кто искренне презирает этот жанр.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Показати ще

– Это будет реалити шоу, – сказал Самарцев, – которое никто даже не посмеет так назвать. Потому что оно обнимет всю реальность, которую мы будем правильным образом показываеть ей самой, используя зрителя не как конечного адресата, а просто как гигиеническую прокладку. И как только зритель почувствует, что он не адресат, а просто сливное отверстие, как только он поймет свое настоящее место, он и думать забудет, что кто то пытается его обмануть. Тем более что ему будут не только предъявлять актуальные тренды, но и совершенно реально бить по зубам…

– И по яйцам? – строго спросил Энлиль Маратович.

– И по яйцам тоже, – сказал Самарцев. – Обязательно.

Халдеи заметно повеселели, решив, что если начальство шутит, идея уже почти принята.

Мне показалось, что я тоже должен подать голос.

– А как вовлечь в протест гламур? – спросил я.

– Нам не надо ничего делать, – пророкотал Самарцев. – Он втянется сам. С гламурной точки зрения протест – это просто новая правильная фигня, которую надо носить. А не носить ее – означает выпасть из реальности. Какие чарующие и неотразимые сочетания слов! Политический жест… Самый модный оппозиционер… Стилистическое противостояние…

– Но как все удержать под контролем? Вдруг это начнет вот так… – Энлиль Маратович сделал сложное спиральное движение руками, – и перевернет лодку?

– Нет, – улыбнулся Калдавашкин. – Любая гламурная революция безопасна, потому что кончается естественным образом – как только протест выходит из моды. Когда новая правильная фигня перестанет быть модной, из реальности начнут выпадать уже те, кто до сих пор ее носит. Кроме того, мы ведь не только поп звезд делаем революционерами. Мы, что гораздо важнее, делаем революционеров поп звездами. А какая после этого революция?

– Они про правильную прическу будут больше думать, чем про захват телеграфа, – добавил Щепкин Куперник.

– Не телеграфа, а твиттера, – поправил Самарцев».

Все, что происходило в Киеве 18 мая отлично вписывается в это описание спектакля. Мы наблюдали театрализованную постановку на двух площадках: Европейской и Софиевской площадях. Кстати, как поделились информацией телевизионщики, трансляцию обеспечивала одна и та же компания. И власть, и оппозиция не могли мобилизировать достаточное количество людей, потому привлекали проплаченную массовку. Возможно, за исключением «Свободы», активисты которой действительно выглядели как активисты.

Ситуация с броневиком была разыграна как по нотам. Поскольку мы случайно оказались на месте происшествия, то не без интереса фиксировали последовательность действий.

Шаг первый. Пускает броневик с кроликами под охраной ГАИ

Шаг второй. Броневик достигает экзальтированных митингующих, которые его блокируют

Шаг третий. Хотя вокруг было достаточное количество ОМОНа, он не вмешивался в ситуацию. Толпа окружила БРДМ-2, где сидели горе-провокаторы. Журналисты получили информацию и начали толпами стекаться на Б. Житомирскую, 6

Шаг четвертый. В этот момент наш товарищ, двигающийся со стороны Европейской площади увидел, как гопники, кучковавшиеся по периметру собрались в группу и двинулись на Б.Житомирскую. Почему побежали? Потому что кукловоды сообщили, что нужно бежать выручать « товарищей» БРДМ-2, изнывающих от жары.

Шаг пятый. Итак, журналисты на месте, БРДМ на месте, ОМОН на месте. Все готово для спектакля. А вот с Европейской и появляются актеры — гопота начинает размахивать ногами.

Шаг шестой. Журналисты и участники оппозиционного митинга не могли пройти мимо такой конфетки. Вадик Румын и К бьют журналистов. Милиция наблюдает. В бой вступают оппозиционеры. Камеры все фиксируют. ОМОН бросается в бой. В течение минуты все прекращается. Спектакль окончен, материал получен и пускается в тираж.

Все почти гламурно и в нужном дискурсе, но…. Все это закончится печально.

Почему?

Тезисно:

— На это митинге оппозиции «Свобода» доминировала организационно и идеологически

— Процентов 60-70 % участников митинга были связаны со «Свободой». Причем это были преимущественно молодые люди, прокачанные идеологически и организованные. На этом фоне купленные УДАРом и «Батькивщиной» студенты и пенсионеры в качестве ангажемента смотрелись жалко и нелепо

— Спустя полгода после парламентских выборов «Свобода» единственная сила, набирающая очки. Регионалы это используют.

-Фашистская тема, которую Партия регионов развернула накануне финального митинга оппозиции «Вставай Украина» формирует новую идеологию политической борьбы, которая будет обострять и радикализировать отношения между политическими силами

— Эта радикализация принципиально иного толка, чем в 2004 году

— Поскольку «Свобода» набирает силу, тогда как ее коллеги по оппозиционному триумвирату слишком аморфны и бесхребетны, то она будет навязывать свои идеологические установки с их безапелляционностью и тупиковым историцизмом. Они будут восприняты значительной часть населения западной Украины и центра, поскольку содержат в себе элементы борьбы с несправедливостью, которую ощущают большинство жителей страны.

  • Без сомнений, «Свобода» уже в «большой игре» президентской кампании 2015 года в качестве «главного страшилища». Самое печальное то, что регионалы думают, что удержат под управлением выращенного голема.

— На этот счет есть большие сомнения, поскольку регионалы не имеют ответа на вопрос что делать с фашистами в случае победы на президентских выборах 2015 года.

  • Если вы кого то представляете как недочеловека, то рано или поздно вы должны решить его проблему. Ведь нельзя жить бок о бок с недолюдьми, а ведь именно в таком качестве представляют друг друга регионалы и «Свобода».

  • Кто бы не победил, он будет победителем «темной силы». С темной силой не зря примириться, она требует окончательного разгрома.

  • Поэтому борба будет сопровождаться ростом градуса противостояния. Он будет требовать жертв. И они неизбежно появятся.

  • После первой крови ни о каком диалоге речи уже не будет. Пролитая кровь начнет формировать пантеон современных героев во имя которых будут проливать новую кровь. Пока не будет достигнута победа, или страна не провалится в аналог Руины, которая закончится вмешательством внешних субъектов.

  • Таким образом, регионалы открыли «ящик Пандоры», выведя политическую борьбу на уровень иррациональных стереотипов «фашист-антифашист». На наших глазах быстро формируется образ внутренних врагов, а если есть враг, то он должен быть разбит.

  • Мы выходим на магистральный путь к гражданской войне, вероятность которой будет усиливаться экономическим кризисом. Так то, что начиналось как гламур закончится как трагедия.

P.S.: Впрочем,все это было описано детально описано в моем интервью  Вторая украинская республика: от рассвета до заката. Распад, олигархический консенсус или революция?

Фото: Никиты Панисова

1 Потребление напоказ.