По мере того, как предстоящий выход кризиса за преимущественно экономические рамки становится всё более очевидным, повышается интерес к фундаментальным основам цивилизационного развития. Сейчас многие эксперты говорят о закате с одной стороны традиционного капитализма, а с другой стороны традиционной либеральной демократии. Дальше одни эксперты уходят или в детали или в смутные догадки, которые невозможно проверить. Другие пытаются доказать изначальную не эффективность капитализма и либеральной демократии, несмотря на многие прошедшие века её очевидной эффективности. Между тем, для корпораций этот теоретический вопрос имеет важное практическое значение. Ведь если сейчас в целом в мире или где-то из регионов наблюдается не локальный кризис, связанный с недостатками регулирования финансовыми рынками, а кризис капитализма или либеральной демократии, то эффективная стратегия в этом случае должна быть кардинально иной…
На протяжении всей истории человечества рациональные движущие силы цивилизационного развития объяснялись двумя противоположными, но взаимно дополняющими причинами. Первая основополагающая причина это наличие внутреннего цивилизационного развития, собственного прогресса цивилизации. Другой базовой причиной является детерминация цивилизационного развития изменением внешних условий. Согласно Модели развития технологической цивилизации существует единый научно-технологический и культурный прогресс. Все остальное развитие не является собственным прогрессом цивилизации, а достаточно жестко детерминируется фазой цикла развития технологической цивилизации и внешними условиями, в которых она находится. Приведенная схема иллюстрирует, как происходит сведение социального и экономического развития технологической цивилизации к этим двум переменным.
Первая, вторая и третья зоны на представленной схеме являются фазами сравнительно медленного развития. Эти зоны различаются внешними условиями, применительно к достигнутому научно-технологическому уровню. Первая зона это закрытый мир классического Востока. Она формируется тогда, когда внешние условия не позволяют проводить колонизацию на достигнутом технологическом уровне. Цивилизация окружена, морем, горами, пустыней, космическим пространством, которое невозможно колонизировать. Благоприятные внешние условия второй зоны позволяют технологической цивилизации проводить сбалансированную колонизацию окружающего пространства, которая обеспечивает сравнительно высокие, относительно первой и третьей зон, темпы преимущественно экстенсивного развития. Третья цивилизационная зона, представленная на схеме это зона открытого мира. Она возникает тогда, когда возможности для колонизации слишком велики для технологической цивилизации. Это зона Испании 17 века, Америки, времён пионеров и дикого Запада и России, в том числе и современной. Зона фронтира и огромных неосвоенных территорий. Четвёртая, зона это фаза цивилизационного научно-технологического и культурного Скачка. Эпоха высокой пассионарности по Гумилёву, асабийи по Ибн Хальдуна, великое Время перемен по китайской традиции. Эпоха взрывного интенсивного развития. Последними тремя Скачками были эпохи Крестовых походов, Возрождения-Реформации-Великих географических открытий и эпоха Модерна.
Как историческое прошлое любой технологической цивилизации, так и её будущее независимо от уровня технологического развития раскладывается по этим зонам соответствующим основным историческим эпохам. Каждая из этих зон достаточно жестко детерминируется своим уровнем эффективности и востребованности науки, демократии, рыночной экономики социального и гендерного равенства относительно максимально возможного уровня, который задаётся достигнутыми технологическими возможностями.
Рассмотрим как это происходит.
В первой зоне недостаточной колонизации наблюдается избыток людей и дефицит сначала не возобновляемых ресурсов, а затем периодический дефицит и возобновляемых ресурсов. Это неблагоприятные условия, в которых возможно лишь медленное адаптивное развитие. Но в данном случае, целью цивилизационного развития в большей мере является преимущественно сохранение достигнутого технологического и культурного уровня. Сохранение до лучших, более благоприятных времён. В результате формируется очень стабильное традиционное общество. Информационные каналы хорошо налажены, но новой информации очень мало. Большая часть потрясений мало касается производственной сферы. Демократия в нём не востребована.
Во-первых, демократия является слишком дорогим способом самоорганизации для бедного ресурсами общества.
Во-вторых, ситуация настолько стабильна, что демократические органы просто избыточны.
В-третьих, большая часть отношений в традиционном восточном обществе регулируется традициями и моральными авторитетами.
Эффективным в этих неблагоприятных внешних условиях является… сословное общество. А в предельном случае, т.е. на левой границе первой зоны, когда потенциала для колонизации практически нет, то эффективным становится и кастовое общество. В более мягких условиях, т.е. ближе к правой границе первой зоны возможны элементы демократии для высших сословий.
В неблагоприятных цивилизационных условиях о правах человека говорить не приходится, поэтому никакого равенства полов нет – наблюдается жесткая гендерная дифференциация функций.
Известно, что капитализм не может существовать, не расширяя рынки. Поэтому высокоразвитая рыночная экономика, т.е. высокоразвитая не вообще, а относительно достигнутого технологического уровня, в закрытом обществе, лишенном возможности проводить сбалансированную внешнюю и внутреннюю колонизацию, невозможна. В то же время высокий уровень децентрализации определяет приоритет торговых отношений.
Не эффективна в закрытом обществе и наука. Технологическая цивилизация в условиях дефицита ресурсов и низких темпов развития не может себе позволить вкладывать большие средства в разведку окружающего пространства, которое заведомо невозможно колонизировать на достигнутом технологическом уровне. В результате слишком мало информации поступает от разведки и колонизации окружающего пространства. Возможности экспериментальной проверки любых предположений очень ограничены. Рационализм уступает место иррационализму, а эпоху знания сменяет эпоха мудрости.
Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
В традиционном закрытом обществе почти не работают социальные лифты и не поощряется предпринимательство. Так происходит потому, что ни гении из социальных низов, ни талантливые изобретатели и предприниматели не в состоянии сколько-нибудь заметно ускорить темпы научно-технологического развития, зато ведут к излишнему расходу и без того дефицитных ресурсов.
Третья зона противоположна первой. Это открытый мир, готовый для колонизации на достигнутом технологическом уровне. Вот только кроме технологических возможностей, другие ресурсы крайне ограничены. В результате возникает фронтир, медленно, в течение многих веков отодвигаемый от более-менее освоенных пространств. Очаговый характер поселений, опасная и крайне затратная логистика, делающая нерентабельной разработку и переработку абсолютного большинства местных ресурсов. Проблемы со связью, а следовательно и с управлением на огромных пространствах, избыток ресурсов и дефицит населения. Понятно, что высокоразвитая рыночная экономика в таких условиях просто не будет работать. Когда заканчиваются возможности прямого грабежа, то востребованными оказываются только самые примитивные технологии, а вместе с ними и… рабство при сословно-авторитарной организации общества в целом. Если некого обращать в рабство на месте, то везут каторжников из метрополии. Условия избыточной колонизации также не являются благоприятными. У цивилизации все силы направлены на освоение пространства. Она не может развиваться сбалансированно, не освоив его до минимально необходимого уровня. И снова права отдельного человека и реализация его творческого потенциала остаются мало востребованными. Супер востребована наука, ведь необходимо дать рациональное объяснение огромному потоку новой информации, получаемой в процессе колонизации. Но, как ни парадоксально, наука тоже не развивается. С одной стороны, данных слишком много для их рационального осмысления. С другой стороны, из-за огромных проблем с логистикой и передачей информации достоверность этих данных очень низкая, а проведение научных наблюдений и экспериментов на местах неоправданно дорого. Достаточно своеобразно решается гендерный вопрос. На макро-уровне господствует традиционный домострой. Но на микроуровне из-за недостатка женщин и низкого уровня разделения труда в неосвоенной местности, наблюдается фактическое равноправие полов.
Посредине между двумя неблагоприятными полюсами недостатка и избытка возможностей для колонизации первой и третьей зон лежит благоприятная вторая зона сбалансированной колонизации и сравнительно быстрого преимущественно экстенсивного развития. Это зона традиционной западной истории. Именно в ней сформировались стереотипы об эффективности науки, либеральной демократии, развитой рыночной экономики, гендерного равенства, секуляризма и рационализма. Эти стереотипы сформировались не на пустом месте, ведь всё это прекрасно работало в течение многих веков! Фундаментальная ошибка заключается в том, что эти переменные ценности объявили постоянными и абсолютно эффективными, не зависящими от условий, в которых находится технологическая цивилизация. Ошибочно принято считать, что движение в направлении этих ценностей есть социальным прогрессом! Это естественная ошибка экстраполяции, когда очень долгосрочные, но переменные процессы посчитали постоянными. На самом деле в фазе медленного цивилизационного развития уровень демократии, развития рыночных отношений, науки, гуманизма и прав человека полностью отражает уровень благоприятствования внешней среды, т.е. является внешним фактором!
И наконец, великая и ужасная четвёртая зона – зона научно-технологического Скачка и Время Перемен. В отличие от первых трёх она определяется не внешними условиями, а собственным циклическим развитием технологической цивилизации. Это фаза расцвета науки и интенсивного, наиболее быстрого научно-технологического развития. Последняя по времени фаза научно-технологического Скачка, которую условно назовём Модерном, продолжалась в европейских странах и Северной Америке примерно с 1876 по 1970 годы. Затем Модерн по закону затухающий волны начал распространяться по миру и сейчас в своей ослабленной форме вторичного Модерна находится Китай, Индия, Бразилия и целый ряд других пока ещё быстро развивающихся стран. Во Время Перемен происходит взрывное развитие новой религии, конфессии или идеологии, которое, опираясь на резко возросшие темпы научно-технологического развития стремиться освободиться от вековых ограничений технологической цивилизации. Эти страны ориентируются на максимальные темпы развития. Одновременно формируется другая группа стран, не принимающих революционных религиозно-идеологических инноваций и отстаивающих более традиционные ценности.
В первой группе стран формируется авторитарное общество с низкой долей рыночных отношений, очень развитой наукой и высоким уровнем эмансипации и равенства по всем признакам. Рыночная экономика невостребованная, поскольку она не в состоянии обеспечить очень высокую концентрацию ресурсов на ключевых направлениях. А демократия, даже с многовековыми традициями не может эффективно функционировать в слишком быстро меняющихся условиях Времени Перемен.
Во второй группе стран всё мягче, но и там демократия не развивается, а доля средств перераспределяемых через государственный бюджет растёт.
Страны первой и второй групп находятся в жестком противостоянии друг к другу. Уровень остроты и драматичности определяется опять же внешними условиями, а не личностями пророков, вождей и тиранов…
Всё выше изложенное обобщается в фундаментальный принцип цивилизационной относительности — Эффективность любых форм самоорганизации технологической цивилизации относительна. Она зависит от фазы цикла цивилизационного развития и уровня благоприятствования внешних условий для данного технологического уровня и не зависит от абсолютных показателей достигнутого уровня научно-технологического развития. Социального прогресса в сверхдолгосрочной перспективе не существует!
Выводы:
— Представленная схема социально-экономического детерминизма на основе Модели развития является инструментом естественно научного изучения цивилизационного развития. Т.е. долгосрочные комплексные межотраслевые процессы можно прогнозировать на той же методологической основе, что прогнозирование погоды.
— Ряд стран находится накануне цивилизационного кризиса связанного с переходом от фазы ускоренного интенсивного развития (Модерна) (четвёртая зона на иллюстрации) к фазе адаптивного медленного развития (первая зона на иллюстрации), где не будет востребована ни развитая рыночная экономика, ни либеральная демократия. Т.е. в ряде стран, в т.ч. развитых действительно наблюдается кризис и капитализма и демократии и их закат.
— Ряд стран в т.ч. и Украина в результате цивилизационного кризиса, ближайшим историческим аналогом является Тридцатилетняя война, перейдут из цивилизационной фазы ускоренного интенсивного развития (Модерна) (четвёртая зона на иллюстрации) к фазе существенно более медленного, но всё равно достаточно быстрого преимущественно экстенсивного развития, обеспечиваемого сбалансированной колонизацией (вторая зона на иллюстрации) где будет эффективна и высокоразвитая рыночная экономика и демократия. А с учетом того, что этот цивилизационный кризис в Украине начался ещё с распада СССР то, следует быть готовым к тому, что здесь уже сейчас происходят и в дальнейшем ещё в более выраженной форме будут проходить процессы обратные тем, что проходят в большинстве и развитых и быстро развивающихся пока странах.
Полная авторская версия статьи, напечатанной в журнале «Генеральный директор»
ноябрь 2012 года