В среде богемных киевских интеллектуалов сегодня модно говорить, что в Украине идет война всех против всех – чисто, говорят, по Гоббсу. Конечно же, говорится это в лучших традициях «Лексикона прописных истин» Флобера – на латыни и нараспев: bellum omnium contra omnes.
Радует, конечно же, что некоторые из сограждан чтут — или чтят? — память великого английского политического теоретика и социального философа. Огорчает, что ничего не вынесли они из не менее великого французского литератора… Но проблема далеко не в этом.
У Гоббса «война всех против всех» заканчивается тем, что абсолютно свободные воюющие стороны соглашаются урезать некоторую часть своей личной свободы и передать ее в руки государства-Левиафана, чтобы тем самым прекратить всеобщую войну и перейти к воплощению идеалов всеобщего же блага. Воюют изначально абсолютно свободные люди. А ужасная тварь из библейской морской пучины станет на страже общества, как трехглавый Цербер — аллюзия на судебную, исполнительную и законодательную ветви власти, если кто не понял — перед вратами Аида…
Каждый ограничивает свою абсолютную свободу, свой собственный проект мироустройства, дабы более не уничтожать и перестать быть уничтожаемым. То есть, люди соглашаются на некое всеобщее относительное неудобство, которое – как это ни парадоксально – гарантирует всем относительный комфорт и безопасность. Я отказываюсь от манифестации своей абсолютной воли, дабы, по крайней мере, выслушать тебя, услышать и прийти к консенсусу. «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать», — довел до логического завершения эту идею Вольтер.
Кстати, по-английски одно из обозначений государства будет «commonwealth» — буквально, общее благосостояние. Согласитесь, перекликается с «res publica». Публичное, общее дело. Отсюда же ведет свою генеалогию и наиболее радикальная из буржуазных теорий общественного обустройства – коммунизм (от лат. commūnis — «общий»).
Но главное здесь не упустить из виду вот что: республика – это общее дело изначально свободных людей, добровольно ограничивших свою свободу во имя общего блага. Свободных! Главное в обществе – это свободный человек, а свобода возможна только как внутренняя осознанная необходимость. «Свобода, равенство, братство» — недостижимый до сих пор идеал, который возник во время Великой французской революции.
Хорошо, если в Украине идет «война всех против всех», то кто свободен сегодня в Украине? По-моему, никто. Даже власть имущие. Низы не хотят, а верхи не могут быть свободными. Гегелевская ситуация в своем окостеневшем, антидиалектическом варианте: господа несвободны, поскольку совершают насилие, рабы – поскольку позволяют насилию совершаться над собой.
И заметьте, ни у кого из них нет проекта общественного обустройства. Недовольны все, но никто не делает первого шага в сторону всеобщего освобождения путем всеобщего ограничения инстинктов.
Соответственно, ни о каком равенстве и речи быть не может. Все неравны, как на подбор. Также насмешкой кажется обращение «братья» в украинском гимне – братством у нас и не пахнет, а вот гимном – сколько угодно. Гимном страха и уныния, унылым гимном короче.
Почему? Да потому, что мы – страна психопатов, дикое племя, которое не имеет никакого понятия об общественном интересе, о республике. Поэтому почти звериной тоской отдают слова Тараса Шевченко о том, что «діждемося Вашингтона з новим і праведним законом». Хоть волком вой, а жизнь – она проходит. Сколько ждать-то можно?
Клиническая психопатия, социопатия, если угодно – полное пренебрежение к общественным нормам, устоям, полное игнорирование Сверх-Я, вот что характеризует сегодняшнее украинское «общество».
Фиксация исключительно на животном прозябании и удовлетворении сиюминутных потребностей ценой насилия и угнетения всех подряд – природы, ближнего, родственников, одноклассников, подчиненных. Себя, в конце концов. И никакого просвета.
Свободные люди до республики конфликтовали лишь во время пересечения интересов. Если интересы не пересекались – все обходили друг друга 10 дорогой и вежливо кланялись. Мы же – украинцы – находим кайф в саморазрушении и сеянии хаоса вокруг себя.
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Кружится в танце Шивы неумело моя Украина. Кружит и меня, до тошноты, до одури. Остается лишь надеяться, что «взойдет она, звезда пленительного счастья, Украина вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!», если немного перефразировать бессмертного русского классика.
Наші хлопці довго запрягають, але швидко їздять, как говорится. Ведь строили же в свое время украинцы в течении почти 70-ти лет самый смелый проект общественного обустройства всех времен и народов – свою собственную социалистическую республику. И не совсем плохо, вроде бы, получалось – казалось, еще чуть-чуть, но…
Нужно уже, в конце то концов, решить для себя, чем для нас является Украина – «родиной дремлющих ангелов», как писал Густав Водичка, или же тихим болотом, в котором, как известно, лишь черти и водятся.
Или нет, еще жаба – старая добрая украинская жаба, которой нужно лишь совсем немного обнимашек, чтобы превратиться в прекрасную дивчыну. Так что, «любіть Україну», как завещал классик. А по-настоящему любить способен лишь свободный человек. …и будет нам счастье.