28 апреля 2023г. Международный валютный фонд (МВФ) выпустил весенний обзор экономики Европы «Балансирующие действия Европы: укрощение инфляции без рецессии» (Regional Economic Outlook. Europe. Europe’s Balancing Act: Taming Inflation without a Recession).

Данный анализ позволяет нам лучше сориентироваться во внешнем контексте Украины, глубже понять те вызовы и риски, которые наверняка будут привлекать ресурсы и внимание европейских полисимейкеров.

Логика тут проста. Чем больше у Европы своих внутренних экономических проблем, тем выше вероятность, что они свои решения/действия будут направлять на себя, тем сложнее будет Украине убеждать своих европейских партнёров выделять ресурсы Украине.

Своя рубашка ближе к телу. Даже по 2022-му году мы видели, что объём энергетических, аграрных дотаций своим потребителям в ЕС был на порядок больше совокупной помощи Украине. Если же Евросоюз накроет рецессия, то тут борьба за поддержку избирателей может перераспределить бюджеты стран ЕС ещё больше на решение внутренних проблем.

В 2023-2024гг. Европа будет находиться в сложном положении. Одновременно нужно снизить инфляцию, поддержать экономический рост, сохранить финансовую стабильность, снизить госдолг, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность. При текущем функционале Государства, объёме накопленных долгов, структурных дисбалансах, удушающей регуляторке и налоговой нагрузке справиться с решением этих проблем нереально.

На конец апреля 2023г. МВФ фиксирует следующую картинку. Инфляция снижается, но медленно, оставаясь на неприлично высоком уровне. В 2022г. она составила 15,2%, а в 2023г. прогнозируется на уровне 10,4%, в 2024г. – 6,3%. В развитых странах Европы инфляция в 2022г. была 8,4%, в 2023г. прогнозируется на уровне 5,6%, в 2024г. – 3,0%. В зоне евро инфляция в 2022г. была 8,4%, в 2023г. прогноз в 5,3%, в 2024г. – 2,9%. В развивающихся странах Европы (кроме Беларуси, России, Турции и Украины) инфляция в 2022г. составила 14,1%, в 2023г. прогнозируется на 11,7%, в 2024г. – 5,5%.

После роста экономики (реальный ВВП) на 2,7% ожидается минимальный рост в 0,8% в 2023г. и в 1,7% ВВП в 2024г. Развитые экономики в 2022г. выросли на 3,6%, в 2023г. ожидается только 0,7%, в 2024г. – 1,4%. Развивающиеся страны Европы в 2022г. выросли на 4,4%, в 2023г. будет только 1,1% и в 2024г. – 3,0%.

Европейский центральный банк (ЕЦБ), как и другие центральные банки Европы вынуждены ужесточать монетарную политику, чтобы стабилизировать цены, т. е. снизить инфляцию до ~2% годовых. Такая мера заставит правительства, финансовые организации, коммерческий сектор пересмотреть свои бизнес-планы и бюджеты. Неизбежно увеличение ресурсов, необходимых для обслуживания долгов. Сделать это будет очень даже непросто, потому что давать долг странам с уровнем госдолга ~100% ВВП и выше проблематично.

Валовой госдолг стран зоны евро в 2014г. был 92,8% ВВП ($12,54 трлн.), в 2022г. – 90,9% ВВП ($15,1 трлн.), Франции в 2014г. 94,8%, в 2022г. – 111,1%, в Германии – 75,3% и 66,5% ВВП, Италии – 135,4% и 144,7% ВВП, Нидерландах 67,9% и 48,5% ВВП, Испании – 105,1% и 112% ВВП, Британии – 86,1% и 102,6% ВВП.

Среди самых больших стран Европы мы видим позитивные тренды в управлении государственными финансами Германии, Ирландии, Нидерландов, Скандинавских стран. Ухудшили свою фискальную позицию Франция, Испания, Италия и Греция. Как зону евро, так и Евросоюз разрывают разные страны. Одни настаивают на монетарной и фискальной дисциплине, другие – на продолжении политики монетарной и фискальной разнузданности.

Вот оценки и рекомендации МВФ: «Сохранение финансовой стабильности на рынках, в банковских и небанковских финансовых институтах потребует тщательного мониторинга, планирования на случай непредвиденных событий и совершение быстрых корректирующих действий... Правительства должны проводить более амбициозную политику фискальной консолидации. Более жёсткая фискальная политика поддержит монетарную политику в борьбе с инфляцией, поможет центральным банкам добиться их целей при более низком уровне процентных ставок при позитивном эффекте на снижение издержек обслуживания государственного долга и обеспечения финансовой стабильности. Это также восстановит исчерпанное фискальное пространство и способность правительства справляться с большими шоками в будущем».

Европа не обойдётся без структурных реформ. Это значит рост банкротств, слияний/поглощений, числа ликвидируемых токсичных и неработающих коммерческих проектов. «Субсидии «зелёным» секторам экономики должны быть ограничены в объёме. Они должны быть чётко таргетированы для минимизации искажений внешней торговли и единого рынка».

Это значит, что возрастает интенсивность «зелёного» лоббизма, удлиняется очередь желающих получить поддержку ЕС и национальных правительств. Предсказуемо увеличение конфликтности между теми странами, которые смогут помочь своему бизнесу дотациями/льготными кредитами и теми, кто останется ни с чем. В таком случае зелёная повестка дня с высокой вероятностью превратится в яблоко раздора.

Популярні новини зараз

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

Пенсіонери отримають доплати: кому автоматично нарахують надбавки

Від Київстар та Vodafone до lifecell: масове перенесення номерів довелося зупинити

Комісія замість кешбеку: ПриватБанк викрили у махінаціях із комунальними платежами

Показати ще

В ближайшие годы Украине нужно будет приложить немало усилий, чтобы не только остаться в европейской повестке дня (выделение финансовой, гуманитарной, военной помощи, допуск украинских товаров в ЕС, увеличение реального санкционного давления на агрессора и его субъектов), но и активизировать инвестиционные процессы, успешно пройти переговоры по согласованию позиций ЕС и Украины по acquis communautaire.

Проблема в том, что сегодня Евросоюзу, как можно судить по его экономическим, финансовым, социальным вызовам, явно не на часі. А Украине навпаки. Груз войны, накопленных довоенных структурных дисбалансов, острейший макроэкономический кризис, удушающее налоговое и регуляторное бремя, отсутствие внутреннего спроса более 8 млн. человек – всё это делает помощь Евросоюза и наших партнёров из G7/НАТО абсолютно экзистенциальной. Её получение потребует от украинских властей не просто формальных заявлений, эмоциональных обращений и утопичных планов типа «Лугано».

Сегодня на часі показать иностранным партнёрам, что Украина раз и навсегда отрезает неблагополучное, коррупционное, олигархическое прошлое. То самое пошлое, которое корнями уходит в советские институты и российско-украинский схематоз. То самое прошлое, которое превратило богатейшую ресурсами страну в беднейшую в Европе. В режиме военного времени ничто и никто не мешает руководству страны принять решения, которые бы послали нашим партнёрам из ЕС/G7/НАТО мощный, чёткий сигнал: «Украина обновляется. Всерьёз и надолго. Украина берёт курс на верховенство права и на экономическую свободу».

Формирование доверия к Украине резко ускорится, если принять следующие меры:

1) импорт отдельных институтов судебной власти (английское право) для иностранных инвесторов; ликвидация существующих структур судебной власти (Конституционный суд, верховный суд), роспуск всех судов (по такому же образцу, как в своё время в Грузии формировали новую полицию). Создание совместной комиссии (Украина, ЕС, страны G7) по формированию новой судебной Вертикали. Изменение полномочий и статуса института третейских судов. Каждый гражданин/юрлицо без лицензий, разрешений органов власти может выполнять функцию третейского судьи до хозяйственным спорам до $10 млн., если этот субъект указан в договоре сторон.

2) Импорт института «деньги». Легализация пяти валют: $-доллара, евро, £-фунта, швейцарского фанка, польского злотого). Они получают статус законного платёжного средства наряду с украинской гривной. Одновременно ликвидируются барьеры на перемещение денег по текущему и финансовому счетам.

Разрешается деятельность иностранных банков и финансовых организаций, снижается порог входа на рынок финансовых услуг для украинских субъектов. Назначение на пост председателя Нацбанка Украины (и/или в Совет Нацбанка профессионалов мирового уровня из стран-партнёров).

3) Создание совместной комиссии (Украина-ЕС-G7) для мониторинга всей помощи (военной, гуманитарной, финансовой), которая поступает в Украину от партнёров. Она должна стать глазами наших иностранных партнёров, чтобы убить слухи/фейки о коррупции при получении и аллокации иностранных ресурсов в Украине. В этой комиссии должны быть представители всех заинтересованных стейкхолдеров, включая организаторов гражданских инициатив по сбору для Украины гуманитарной, военной, финансовой помощи.

4) Ликвидация существующей налоговой системы, роспуск налоговой службы. Переход на налоговую систему из трёх налогов: «плоский» налог на розничные продажи товаров/услуг (единая ставка ~13%), акцизы на производителей и импортёров табачной, алкогольной продукции и энергетических товаров, «плоский» подоходный налог на физических лиц по ставке 10% (никаких изъятий, льгот, преференций). Формирование новой налоговой службы, как структуры Министерства финансов. Её штат – примерно в 10 раз меньше нынешнего.

5) Введение военного режима таможенной политики: переход на единый, «плоский», универсальный таможенный тариф на весь импорт в размере 5% от стоимости товара/услуги.

6) Переход в производственный режим товаров/услуг, который соответствует следующим требованиям: а) что не запрещено – разрешено, б) нельзя запрещать того, что не является непосредственным источником угрозы жизни человека, в) нельзя наказывать за действия, если нет пострадавшего, г) нельзя навязывать человеку режим использования его частной собственности в условиях добровольного обмена с другими.

7) Радикальное, глубокое дерегулирование: сокращение числа лицензируемых видов деятельности, конкуренция сертификатов/стандартов качества (их добровольный выбор), цифровизация разрешительных, уведомительных процедур), ликвидация регуляций, которые не имеют отношения к нейтрализации непосредственных рисков для жизни граждан/безопасности страны.

8) Приватизация малых и средних предприятий Украины в пользу украинцев и украинского бизнеса.

9) Ликвидация государственного пенсионного фонда. Перевод всех текущих пенсионных обязательств в госбюджет, применение принципа «пенсии выплачиваются со всех доходов госбюджета». Переход на безусловный пенсионный доходов для каждого украинца, достигшего возрасте 62 года.

10) Отмена всех коллективных льгот и преференций. Переход в режим денежной, адресной государственной поддержки по чётким критериям нуждаемости: состояние здоровья, наличие жилья, наличие иждивенцев, наличие сбережений/активов.

К сожалению, время приводит к эрозии и ослаблению того WOW-effect-а, который Украина произвела на весь мир в 2022-м году. Сегодня его нейтрализует не только психологическая усталость, но также нарастающее напряжение в экономике Евросоюза, США и стран G7.

Нам срочно нужны новые WOW-effect-ы. Помимо военной сферы, они остро нужны, прежде всего, в экономике, в сфере государственного управления. Именно эти сферы сегодня являются источниками наибольшего количества критика, конфликтов, разногласий и хейта. Если украинские власти в этих сферах будут двигаться по довоенной инерции, риски сокращения помощи от ЕС/США/G7 на фоне ещё большего истощения украинской экономики существенно повысятся.