Не экономика и технологии определяют наше настоящее и будущее, но образование, осознанное не как подготовка к месту в социуме, не как включение в существующие системы деятельности, не как воспитание потребителя, а как образование, формирование человека в рамках человечества, как образование себя и соучастие в образовании мира.

У нас до сих пор доминирует представление об образовании как о составляющей части, отрасли «народно-хозяйственного комплекса страны", как это было в Советском Союзе, или комплекса образовательных услуг, как это пытаются сделать сейчас.

И мы воспроизводим это представление, даже не обсуждая его осмысленность для будущего страны, ее перспектив и реального суверенитета.

Зачем нужно Министерство образования, если оно реально организует лишь малую часть образовательной сферы, но зато претендует на управление всей сферой (границы и устройство, которой даже не представляет) и ощутимо тормозит ее становление.

Сфера образования, осознанная в широком смысле, есть не только фундамент общества, воспроизводство его устройства в сознании людей, воспроизводство интеллектуального потенциала и деятельностного наполнения, но место исследований и продвижения в будущее, место в глобальном мире.

Констатация

Из мира исчезает смысл и способность к свободному мышлению.

Во многом за это отвечает доминирующая сегодня организация образования.

Она все больше дифференцируется и дробится от фрагментов целого до отдельных осколков, из которых и складываются ее актуальные единицы.

Получившие такое "образование" не имеют целостной картины мира и поэтому могут быстро приспосабливаться к изменениям, но не могут мыслить и работать со смыслами, что выгодно крупным корпорациям и государствам. Так проще и эффективней манипулировать большинством потребителей и населения. И сегодня это доминирующий тренд образовательных практик

Происходит это вследствие доминирования потребительской идеологии, навязывания одной технологической модели развития и обессмысливания основных общественных институтов.

Картины целого еще есть у немногочисленных групп мыслящих, но тут принципиальным становится вопрос об этике работы с целым - манипулирование остальными с целью получения власти и обогащения (пропаганда успеха, лидерства, пользы, инноваций, эффективности...) или достижение множественных проявлений человеческого потенциала в рамках самодвижения человечества ( акцент на призвании, понимании, множественности моделей, благе, допущении иного и принципиально нового, исследований...)

Происходит все больший разрыв между технологическими новациями, которые поддерживаются политическими институтами, крупным бизнесом, системами подготовки, медиа всех форм и возможностями их осмысления и употребления во благо, становлением адекватных и проспективных гуманитарных исследований и практик.

Популярні новини зараз

Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців

Показати ще

И в этом контексте понятно, что сегодня практически не обсуждается ни идея, ни смысл, ни суть образования, а акцент делается на развитие его отдельных, преимущественно технологических инструментов и направлений, таких как подготовка к новых технологическим специализациям.

Но сегодня сложилась такая ситуация, что само выживание человечества зависит от того, как мы поймем заново и построим такое образование которое сможет преодолеть несколько фундаментальных угроз.

  • Угроза быстрых изменений.
  • Угроза тотальности
  • Угроза утери собственного будущего
  • Угроза утери мышления.

И мы должны это сделать.

2. Сдвиг

Сегодня мы из мира динамичного, но законосообразного переходим в мир разновременный и спонтанный. Переход глубокий, болезненный, непонятный и пугающий. Образование в Новое время создало инфраструктуру перехода от времени и идей Средневековья со схоластическим университетом, монастырскими школами, идей Возрождения с гуманитарным университетом и городскими школами к индустриальному миру, научному университету и государственным школам. Сегодня корпорации и родители, экспертные и профессиональные сообщества, социальные сети, интеллектуальные клубы и семинары создают переход к быстрому спонтанному миру и все устоявшиеся представления об образовании и его институтах подвергаются сомнению и изменениям.

Мир кардинально меняется и соответственно меняется место, роль и содержание образования.

Основные изменения:

• Переход от общества знаний к обществу информации.

• Переход от текстовой культуры к экранной.

• Доминирование менеджерских ценностей (успех, эффективность, польза, рейтинги, лидерство, измеримость, наборы компетенций…) над образовательно-педагогическими (воспитание, целостность, культурность, самостоятельность, самоценность образования…).

• Ориентация на подчинение содержания образования технологиям.

• Конфликты между стремлениями к глобализации и локализации, универсальности и индивидуальности образовательных пространств в мире быстрых и неожиданных изменений.

• Доминирование потребительского отношения к образованию, превращение ее в сферу услуг.

• Потеря принципиальных ориентиров образовательным сообществом, кризис представлений о будущем образования.

При этом следует отметить успехи образовательных программ, ориентированных на самоорганизацию и индивидуальные траектории, уменьшение роли государства в образовании.

Почему образование понимают по-разному

Почему существуют и конкурируют множество разных представлений о «правильном» образовании? И почему бессмысленны все попытки переноса чужого опыта?

Понятно, что у нас сегодня образование понимается как часть социальных практик или даже еще как «отрасль народного хозяйства» или «раздел государственной политики».

Родители хотят обеспечить детям успешную и счастливую жизнь, так как они ее понимают. И их требование к образованию - обеспечить детям будущий успех, достойное место в социуме, известность… От школы – чтобы дети не шлялись по улице и не набирались дурного. И чтобы в итоге их дети сделали успешную карьеру. Так как школа этого сейчас не выполняет, происходит всплеск домашнего образования.

Община сельская или малого города хочет таких членов общины, которые бы соблюдали ее нормы, правила и интересы.

Город хочет горожан, развивающих город, обеспечивающих некоторое качество жизни, соблюдения норм общежития и обеспечения притока налогов. В связи с тем, что у нас города государственные, то этот заказчик у нас просто исчез. Но во всём мире именно города создавали университеты, готовили городских деятелей. Собственно, горожане – это особая форма мышления и поведения. И к этому надо готовить детей

Государству нужны чиновники, солдаты, налогоплательщики, лояльные к власти.

Корпорациям нужны служащие и потребители продукции. Для корпораций не нужно, чтобы человек мог иметь свою картину мира. Всякая форма устойчивости мешает смене предметов потребления, поэтому идеал любой технологической подготовки – образование фрагментами.

Элите нужны те, кто сохраняет ее влияние и реализует ее планы.

И только самому человеку, если он сумеет устоять в условиях «напора» всех остальных заказчиков на образование может открыться, что ему нужно прежде всего образовать самого себя и мир в котором он собирается жить.

Требования и образовательные концепции всех перечисленных заказчиков понятны и хорошо описаны и они, как правило, выдаются за интересы самого человека.

Каждый заказчик давит в свою сторону.

Корпорации отодвигают государство, которое пока ещё пытается удерживаться.

Города отстранены, но стремятся востановить свое значение.

Родители пытаются спасти своих детей сами.

Коллизия

Ккорпорации строят для нас «единственно возможную» картину будущего в которой овладение технологиями и расширенное потребительство описываются как благо, а образование соответственно, как овладение навыками вхождения в мир технологий ради расширенного потребительства..

Корпорации сегодня крупнейшие инвесторы в образование, а их потребности, и идеология представляются и как благо, и как будущее, и как неизбежность.

Думаю, главной коллизией современности будут попытки человека противостоять большим социотехническим системам. Сегодня это в первую очередь транснациональные корпорации и пока еще во вторую - социальные сети.

Сегодня нас пытаются убедить что этого противостояния нет. А есть единственный путь - стать частью этих систем или сетей, усилить их собою.

Отсюда следующий вопрос. Что мы выбираем?

Умощнение «человеческого интеллекта и возможностей» или включение в большие системы и искусственный интеллект, используя их возможности и подчиняясь их ограниченности?

Другими словами, считаем ли мы человека промежуточным звеном в создании более мощных машин экспансии на природу и космос или мы хотим увеличить возможности человека для взаимодействия с природой, искусственным интеллектом и вообще с «иным»?

Движение к иному пониманию образования

Образование в медленном мире было ориентировано на традицию, трансляцию опыта от старших к младшим. Европейское образование сделало акцент на развитии, создало инструменты порождения и трансляции знаний, создало новый контур образования. Это было эффективно в быстром, но закономерном мире. Сегодня модель образования, построенного на знаниях, рушится. Необходим новый контур – контур творения смыслов и пустоты для Иного.

Отсюда необходимое образование – это осмысленный баланс между всеми тремя контурами – традицией, знанием, незнанием.

Образование творит Человека внутри Человечества, а иначе он всегда только слепок своей социальной организации, неспособный выйти за ее пределы для совместности с другими и иными.

Поэтому акцент гуманитарных исследований следует перенести с человека, что сегодня привело к крайним проявлениям индивидуализма, на Человечество в целом.

Я обсуждаю новую архитектуру образования исходя из этого понимания, из необходимости достичь через образование таких форм сознания, которые могут осмысленно работать со многим и разным. Не обретение знаний, не умение работать с информацией, не подготовка к деятельности - смысл современного образования, а именно продвижение к развитым формам сознания и способности работать с разными его состояниями - тождественности с родом, этносом, группой фанов..., идентичности с социальными группами и ценностями, способности к самоопределению, допустимости иного и многого....

Именно множественные и развитые формы сознания, а не наборы знаний и пакеты компетенций являются основной задачей образовательных практик.

Сегодня перед необходимостью сотворить иное общежитие и, со-ответственно, иное образование, все равны, все одинаково не знают, что есть новая архитектура и содержание образования, но в любом месте вопрошания о ином, свободном от ограничений устоявшихся культурных форм, скорее чем в признанных университетах, могут помыслить иное.

Как я мыслю создание новой архитектуры образования в ориентации на Человечество?

Это следующие изменения акцентов (но не полного отказа, например, употребление там, где это уместно) в понимании и организации образования:

  • От учительства к ученичеству.
  • От общих стандартов к персональному самоопределению
  • От ориентации на обретение идентичности к способности к самоопределению и допустимости иного и невозможного.
  • От следования чужому опыту к собственным образовательным исследованиям, стратегиям, проектам и программам, рефлексии собственного опыта.
  • От накопления знаний к постоянному освобождению от них и созданию новых. Пульсация волн "создание - освобождение", как принцип жизни образовательных организованностей.
  • Отказ от поисков лучшей, "идеальной" модели образования и признание рядоположенности всех порожденных образовательных форм и практик и возможности их уместного и своевременного инструментального применения.
  • Создание мощных динамичных, открытых для всех, хранилищ образовательных инициатив и свершений.
  • От доминирования знаний и информации к подходам, визиям и концептам, к постоянному пересмотру всего корпуса накопленного в новых визиях, концептах, подходах с четким различением их уместности.
  • От трансляции к порождению, от развития к творению.
  • От управления образованием к со-организации образовательных мест, сред и инициатив.
  • От доминирующих моделей к множеству проявлений под разные самоопределения.
  • От учреждений образования к образовательным местам и средам.
  • От упования на технологии к уместности их употребления.
  • От обязательности универсальных форм подготовки и воспитания к осознанному отказу от них и самоорганизации под собственные задачи.

Образование я вижу, как содержание и условие иного мироустройства, в котором реализуются форматы общежития и мышления, допускающие множественные формы осуществления человеческой сути, в гармонии с другими людьми и сообществами, Природой и Космосом, как образование открытое к будущим, к Иному и Невозможному.

Такая идея образования не может сразу и быстро заменить существующие формы понимания и реализации образовательных концепций и практик. Иные форматы и практики образования должны быть выращены рядом с существующими и включить их в соответствии с их инструментальными возможностями и ограничениями. Или реализоваться там, где это уместно.

Ведь основная социальная проблема значимых изменений в образовании не в том, чтоб разработать и реализовать новую модель, а в том, что делать с существующей.

3. Содержание

Смысл

Свобода творить образ себя и мира – суть подобия образу Божьему, проявление божественного в человеке, как утверждал Пико делла Мирандола. Это утверждение стало обоснованием Ренессанса и видимо основанием всех будущих ренессансов и сегодня.

Человек – единственное известное нам существо, которому дарована способность творить, быть со-творцем Создателя. Ведь мир еще только твориться, и мы призваны стать со-участниками реализации грандиозного замысла творения живой мыслящей Вселенной.

В этом смысл трех постижений Божьего провидения – посредством Священной книги, в познании Божьего творения через Природу и в соучастии в Сотворении мира.

Соответственно, можно построить генезис акцентов в образовании – на воспроизводстве традиции, на развитии знаний в европейской культуре Нового времени и сегодня на творении нового и иного.

Именно создание творящего контура – есть основная задача иного образования. Сегодня в большинстве образовательных учреждений даже задач развития, чаще всего, не ставят, а творящий аспект возникает иногда только в новых коммуникативных и исследовательских средах.

Под образованием, как правило, подразумевается подготовка к деятельности, дающая возможность занять место в социуме (стать ученым, адвокатом или ремесленником ... ) обучения некоторым инструментам мышления ( теории, модели, правила....), но не становление свободного человека с открытым мышлением.

Для меня ясно, что такое доминирование подготовки, все более дифференцированной по фрагментам деятельности, определяет утерю возможности думать самостоятельно и осмыслено во все более неопределенном быстром мире и в итоге ведет к утере смысла настоящего и видений будущего. Доминирующее сегодня понимание образования, сформированное в лучших университетах и академиях глобального мира, транслируемое в школьных программах, великолепно работало до тех пор, пока мир изменялся сравнительно медленно и, как нам представлялось, закономерно.

Отсюда парадокс того, что в развитых странах все более проявляется "запрет на мышление", стремление удержать мысль, особенно гуманитарную в жестких заданных пределах. Разрешены только технологические новации под контролем корпораций и государств, так как они не несут в себе идей иных форм социальности. Империи всегда поощряли технологические прорывы для реализации экспансии, принципиально закрывая исследования того, что меняет порядки власти.

Сегодня перед необходимостью сотворить иное общежитие и соответственно иное образования все равны, все одинаково не знают, но могут помыслить иное.

Именно "образованные", то есть те, кто способен творить и понимать целое и иное, могут найти смысл и концепты новых форм общежития и деятельности, а не специалисты или эксперты, отлично подготовленные к пониманию и управлению уже уходящим миром.

Мировая элита, сложившаяся за века, выполняет важную роль удержания высокого уровня культуры, но она по своей сути не способна на принципиальные прорывы и отказы. А другой элиты и не будет - могут появиться группы прорыва из образованных и они определят иное, если не будут уничтожены той же элитой, государством, корпорациями или демократическим большинством.

Принцип образования

Образованность - способность устанавливать своевременно и уместно динамичные осмысленные и осознанные балансы между:

  • основными аспектами образования - воспитанием (введением в жизнь общества и культуру), подготовкой (введением в деятельность), мышлением (введение в базовые знаковые системы -языки, логики, дисциплины...), самостроением (самонаблюдение, самоопределение, воображение, сострадание, сотворение...).
  • разными формациями и состояниями сознания

  • физическим, психическим, духовным и умственным здоровьем
  • акцентами на трансляцию известного, развитием достигнутого, творением иного и принципиально нового
  • важным и актуальным
  • ....................................

Стремление к такому балансу можно назвать мудростью.

Образование стремится к достижению мудрости.

Сам принцип баланса, движения к гармонии предполагает в качестве основания признание со-существования и со-действия в идеологии и/и (и то и другое), а не в идеологии или/или (только то, а не другое).

Это исключает поиски и утверждение единственной правильной модели образования.

В быстром спонтанном мире творится множество единичных персональных и групповых миров и образование не может больше основываться на трансляции того, что было, каждый раз кладутся иные начала, основания и установки и лишь потом, по необходимости втягивается многое из того, что было -знания, символы, образы, метафоры....

Именно совместность нашего проживания и действий определяет необходимость в проявлении образовательных новаций при изменившихся условиях.

Образование, как движение к "образу и подобию Бога", подразумевает «отстраненную» любовь и сострадание к миру, и они порождают внутреннюю устремленность предложить людям, социуму иные способы совместности, понимания мира и проектных преобразований.

Образованный человек способен среди актуального и необходимого выделить важное и сосредоточиться на нем. Поэтому "образованные", а не " элита" способны работать с иным и будущим, стратегически мыслить и действовать

Подробнее см. Никитин В.А. Суть образования.- Киев.Оптима. 2019. https://ffflab.space/category/knigi-ru/

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.