Какую страну мы строим? Какой должна быть построенная нами Украина? Это удивительно, но за все время существования независимого Украинского государства никто не разработал цельный проект страны и не представил его гражданам. Де-факто, само собой, работа по возведению Украины будущего шла – не могла не идти. Хаотично, беспорядочно, с перебоями и авралами…
Наверное, если бы не война, «строительные работы» могли бы продолжаться так и дальше – без четкого видения целей и задач, без учета всех рисков, без системного плана. Однако сегодня мы столкнулись с самыми серьезными за всю историю независимости угрозами. И они не могут быть преодолены, если не появится четкого видения того, что именно мы строим, что конкретно в итоге будет построено и для чего нам это нужно.
СТРАНА КАК ФУНДАМЕНТ
«Страна» – в отличие от «государства» – не является четко описываемым и устойчивым конструктом. Если государство – это строго определенный и каталогизированный субъект международного права, то страна в значительной мере виртуальная конструкция. Однако парадокс в том, что понятное и реальное «государство» является надстройкой на базисе – на не конца понятной и зыбкой «стране».
Объективные характеристики — ответы на вопрос «где», «кто» и «как» — позволяют нам различать страны и маркировать их в соответствии с этими сведениями. Однако фактологическая справка о стране не есть и не может быть исчерпывающим ее описанием. Понятие, явление, субъект «страна» состоит не только из материальных «территории», «населения» «строя» и ВВП, но и из нематериальных – гуманитарных – составляющих: истории, исторических мифов, национальных героев, культурных традиций и ментальности народа. Неподдающиеся строго фактическому описанию, неовеществленные, гуманитарные свойства являются не просто важными для процесса страновой идентификации, но и принципиальными и ключевыми.
Какое бы государство мы не старались построить и какой вектор его развития не пытались бы задать, гуманитарные страновые характеристики в конечном итоге и определяют то, каким оно будет и куда будет двигаться.
Эту сентенцию ни в коем случае нельзя рассматривать как фатальное пророчество. Речь идет о другом – о том, что строительство нового, трансформация и реформирование уже существующего государства не увенчаются успехом, если ПЕРЕД ТЕМ не произойдет изменений на уровне страны.
СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ…
Точка отсчета создания современной Украины как страны — 16 июля 1990 года, день принятия Верховным Советом Украинской Советской Социалистической Республики абсолютным большинством голосов Декларации о государственном суверенитете.
Создание Украинского государства датируется 24 августа 1991 года, когда ВС УССР принял постановление о провозглашении независимости, вступившее в силу сразу после принятия, а также Акт провозглашения независимости Украины, который 1 декабря 1991 года был подтвержден на всеукраинском референдуме.
Следующая веха – принятие Конституции 28 июня 1996 года.
В учредительных документах современной Украины заданы рамки для последующего формирования и страны, и государства. Пунктирно, путано, противоречиво, но вектор примерно обозначается и точки отсчета тоже указываются. Однако за годы независимости Украине так и не удалось четко сформулировать и полностью воплотить в жизнь собственный страновой проект. Заброшенные строительные площадки, тупики, развалины когда-то роскошных объектов, наспех возведенные халабуды – именно так визуализируется результат деятельности политиков и чиновников. Да и две революции – это не что иное, как симптомы хронического, периодически обостряющегося кризиса в процессе страностроения.
Сегодня мы вновь находимся в преддверии большой стройки. Закономерно, что снова оживилась и дискуссия о том, какой должна быть Украина. Есть отличие от предыдущих серий подобных обсуждений – теперь эта тема широко и публично обсуждается в экспертных кругах (примеры свежих концептуальных текстов https://hvylya.net/analytics/politics/bitva-dvoh-ukrain.html, https://dt.ua/socium/nezalezhnist-vid-identichnosti-320843_.html).
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express
Главной причиной возникновения потребности определиться с «проектом Украина» стали безусловно, события в Крыму (аннексия) и на Донбассе (оккупация). В нашей сегодняшней реальности вопрос «какой должна быть Украина» является началом вопросительного предложения не о том, что нам делать «чтобы развиваться», «чтобы быть успешными», а том, какими нам стать, чтобы выжить. Степень адекватности и правильности ответа станет либо гарантией светлого будущего, либо приговором.
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Граждане Украины на двух последних выборах, в принципе, более-менее четко обрисовали рамки выбираемого ими странового проекта. Вот главные пункты этого видения:
- Украина – не национальный проект украинцев, а страна граждан Украины всех национальностей, живущих на территории Украины.
- Национальная идентичность – язык, вера — не является ценностью №1.
- Национальная идея – экономическое благополучие.
- Тип власти – очень демократический, практически народный, элитарность и сакральность власти неприемлемы.
В принципе, и раньше итоги выборов задавали вектор развития страны, однако выборы-2019 были уникальными в том смысле, что большинство избирателей, пришедших на избирательные участки, своим «двойным» голосованием – за президента и за парламент — сформулировали недвусмысленно четкий запрос на реализацию своего видения дальнейшего развития страны.
Украина, построенная в заданных электоратом рамках, должна быть демократичной, мультикультурной, прагматичной. Судя по результатам выборов, граждане, выбравшие новую власть, уверены, что именно такая модель страны принесет мир и процветание.
ОКРУЖАЮЩИЕ МИРЫ
Вполне возможно, что обозначенный избирателями путь действительно будет способствовать прекращению войны и создаст условий для экономического развития. Не секрет, что в Брюсселе, Берлине, Париже, Вашингтоне, во многих других столицах, включая, конечно же, Москву, гораздо с больше охотой примут Украину, которая будет действовать по правилам прагматичной реал-политик и отложит в сторону раздражающий всех – от врагов до партнеров – национальный вопрос и все сопутствующие вопросы (трактовка истории, герои, язык…).
Однако вместе с возможностями приходят риски и угрозы. Довольно сложно просчитать, как в случае реализации сценария построения национально нейтральной Украины удастся сохранить и защитить страновую идентичность.
Гибридное наступление «русского мира», которое, конечно же, не прекратится даже в случае окончания вооруженного конфликта, массовая миграция украинцев в Польшу с последующей ассимиляцией, реализация проекта виртуальной «Великой Венгрии» на Закарпатье и ностальгия за «Великой Румынией» на Буковине и в Бессарабии… Реальность такова, что Украина пребывает в окружении стран, которые активно строят свои национальные государства, продвигают свои национальные идеи и не упускают возможности для «переидентификации» украинцев, меняя их представление об истории Украины, давая им иной список героев, приучая их к иным культурным традициям. В этих условиях без собственного сильного странового проекта со всем комплексом гуманитарных составляющих, Украина рискует стать государством без страны, и нужно будет приложить массу усилий, чтобы этого не произошло.
СВОЙ ВЕЛОСИПЕД
Можно часто услышать тезис о привлекательности Швейцарского варианта. Но не будем себе льстить и скажем честно – жители Украины не швейцарцы ни в одном из своих проявлений. Нам куда ближе ментально другие народы. Поэтому в попытке построения «новой Швейцарии» Украине важно не стать еще одной Боснией.
В Боснии и Герцеговине попытки обеспечить мирное сосуществование в одном государстве разных национальных идентичностей и разных страновых проектов привело к отсутствию единой страны, к закреплению фактической сегрегации и созданию условий для постоянного нарастания центробежных тенденций. В БиГ очень мало собственно Боснии – большую часть страны занимают «филиалы» Сербии и Хорватии, где говорят на сербском и хорватском, учат свою национальную историю и чтят своих героев собственники сербских и хорватских паспортов.
Более позитивным примером считается Македония. Однако мало кто в Украине досконально знает, на что пришлось идти македонцам, чтобы прекратить войну и договориться о дружбе с более сильными соседями. Второй официальный язык, широкие права второму по численности народу, отказ от части истории и исторических символов, перепозиционирование национальных героев, изменение национального флага и переименование государства… Процесс перепроектирования страны в Македонии, теперь уже Северной Македонии, идет мучительно долго и сложно. Вопрос о том, насколько Украина – ее власть и население – готовы к подобным трансформациям, на сегодня может быть только риторическим.
Очевидно, что Украине для построения жизнеспособной страны, прочного фундамента для сильного государства, придется изобретать собственный «велосипед» и создавать уникальный, эксклюзивный страновой проект. И лучше приступить к работе раньше, чем никогда.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook