С 2014 года, глядя на российскую пропаганду и оценивая действия и высказывания россиян, украинцам начало казаться, что есть нечто такое, что глубоко зарыто в нашем мировоззрении, что-то глубинное, что-то на уровне архетипов, что делает невозможным превращение украинского социума в подобие российского с их «крымнашем головного мозга» и победобесием.
Конечно же, все помнят, насколько дико выглядел, как «их телевизор», так и состояние сознания, в котором очутилось практически все российское население. И еще не забылись те ироничные высказывания о том, что «там (в России) видимо какие-то облучатели поставили». Но, к сожалению, нужно констатировать, что через пять лет после тех событий можно с ироничностью утверждать, что у нас, украинцев, есть достаточно людей, над которыми «поработали такие же излучатели».
Роль цифровой пропаганды в Украине. История вопроса
История цифровой пропаганды в Украине, конечно, началась не с появления так называемых порохоботов. В условиях высокой конкуренции среди украинских политических групп и широкого доступа населения к интернету она в той или иной форме присутствовала постоянно. Наиболее заметной, традиционно, в социальных сетях была активность протимошенковской пропаганды, которая практически сошла на нет в годы, когда Юлия Тимошенко была в заключении и возобновилась после ее возвращения в политику. Главной отличительной чертой юлеботов с момента их появления было то, что в большинстве своем это были не тролли на зарплате, хотя и таких было предостаточно, а обычные украинские граждане. Они представляют довольно сплоченную массу сторонников Юлии Тимошенко, которые становились и реципиентом и распространителем пропагандистских лозунгов, создаваемых политтехнологами, работавшими над контентом, популяризирующим политика. Такая работа с украинским избирателем в социальных сетях со стороны Тимошенко была и достаточно новаторской для Украины и достаточно успешной, эффективнее которой оказалась только цифровая пропагандистская компания Петра Порошенко.
Украинское общество осознало важность цифровой пропаганды довольно поздно, в ситуации, когда «драка уже началась». В период событий на Майдане в 2013-2014 годах украинцы вдоволь посмеялись над тем, что происходило на российском телевидении и теми «месседжами», что доносили социальные сети из России. То, что этот российский информационный мусор не только смешной, но и еще опасный, стало понятно большинству украинцев уже после начала российского вторжения. В этот период граждане Украины осознали, что нужно давать отпор агрессии, в том числе и пропагандистской.
Поведение зарождающегося гражданского общества в Украине в 2014-2015 годах стало не только частью истории, но также примером для других стран. И отражение информационной агрессии Кремля проводилось практически полностью исключительно за счет простых украинских юзеров и показало свою достаточно высокую эффективность.
Блеск и нищета Минстеця
Патриотически настроенные украинцы готовы были продолжать информационную войну на волонтерских основаниях, но любому было понятно, что без участия государства в этом вопросе на одном энтузиазме долго не продержишься. И вот, наконец, 2 декабря 2014 года было организовано Министерство информационной политики Украины. Несмотря на то, что его возглавил кум Петра Порошенко Юрий Стець, что в Украине после Майдана выглядело весьма некрасиво, сотрудничать с Минстецем готовы были тысячи украинцев из тех, кого окрестили «диванной армией», которая противостояла в соцсетях российскому Ольгино. Но с этого момента что-то пошло не так… Изначально планировалось, что Минстець будет предоставлять «достоверный контент», за который «будет не стыдно», который необходим, актуален и, с помощью которого можно «отбивать» текущие кремлевские информационные атаки. Юзеры будут им пользоваться и «разносить» по просторам интернета. Под эту программу зарегистрировались десятки тысяч волонтеров, но ни одного задания Министерство информационной политики Украины для них так и не сгенерировало, и программа по ведению информационной войны в подобном формате была спущена на тормозах. Примерно в это же время украинцы начали получать сообщения в Фейсбуке такого содержания: «Привет! Меня зовут Карл Волох, я блогер». Тогда еще никто не мог подозревать, что это было началом новой эры, в которой Петр Алексеевич будет делать попытки инструментализировать патриотизм украинцев, и что на умы украинцев обрушится отвратительнейшая пропагандистская кампания.
Что делать дальше?
Тот «Электоральный Майдан», благодаря которому Владимир Зеленский получил подавляющую поддержку украинского избирателя, во многом был результатом и пропагандистской стратегии Петра Порошенко, который совершил ту же ошибку, что и Владимир Путин в 2014 году. Суть ошибки была в том, что пропаганда, объединившая своих сторонников, служила консолидирующим фактором и для противников. Агрессивная, направленная на разъединение общества – такой была пропаганда Порошенко в интернет сети, за исключением его личной странички, выдержанной в нейтральных тонах.
Фейки, искажение фактов и дегуманизация своих политических оппонентов — таковы основные черты пропаганды, создаваемой командой Петра Порошенко. Во время войны такие действия иначе как преступлениями против государства Украина не назовешь. Поэтому как заказчики, так и создатели, а возможно и сам Порошенко, должны понести ответственность за свои действия. Кроме того должны быть разработаны механизмы, которые будут препятствовать культивированию в Украине подобных грязных политических технологий. Учитывая тот факт, что в отличие от российского Ольгино, наши ботофермы выстроены горизонтально и конечный заказчик контента находится в тени, привлечение к ответственности тех, кто занимается разжиганием розни в украинском обществе — перспектива не ближайшего времени. Поэтому, в первую очередь, нужно заниматься «профилактикой заболевания», оздоравливая украинскую цифровую политическую среду.
У пропаганды, построенной Петром Алексеевичем или построенной с его молчаливого согласия, есть два столпа: тролли, неверно называемые ботами или порохоботами и ЛОМы, лидеры общественного мнения, блогеры, которые по всем признакам находились на зарплате, вроде упоминаемого выше Карла Волоха. Исходя из такой структуры пропаганды, в правовом поле Украины должна появиться норма о том, что автор, занимающийся пропагандой той или иной полит силы, и получающий за это деньги, должен платить с этих денег налоги, и его отношения с заказчиком должны носить официальный характер. В противном случае подобное писательство за деньги должно караться штрафом, конфискацией имущества и даже тюремным сроком.
Подобные же правила должны касаться и администраторов различных политических страничек, интернет агентств, рядовых сотрудников, которые работают в интернете в пользу какого-то политика или политической силы и получают за это деньги.
Експерти пояснили, чи мають право ТЦК та СП заходити у квартири та будинки українців
Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку
Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни
У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії
Также продуцировать политическую пропаганду, теоретически могут, и независимые формально персоны. Поэтому нужно продумать механизм, при котором пропаганда может вестись исключительно либо политиками, либо партиями, а рядовой гражданин сможет помогать им деньгами, которые те могут использовать в целях пиара. Конечно, любой гражданин может «топить» за своего кандидата или партию, но если эта деятельность оплачивается или он сам заказывает контент или оплачивает продвижение политической рекламы, то подобная деятельность также должна быть признанной незаконной. Такой механизм позволит цивилизовать рынок политических услуг так, чтобы политики, заказывающие чернуху, не смогли утверждать, что «это просто люди возмущаются, и они ни при чем». По поводу вопроса о том, кто будет осуществлять мониторинг пропаганды, можно будет не беспокоиться: активисты, журналисты и команды тех или иных политических групп смогут достаточно эффективно этим заниматься.
Пора в этой истории грязи ставить точку и понимать, что диджитализация взаимоотношений украинского населения и украинской власти без контроля за нечистоплотной и массированной пропагандой будет невозможна.
Если вам понравился этот материал можете поддержать автора, потратившего массу своего драгоценного времени на изучение материала по данной теме: карточка Приват 4149 4996 4248 0147 Овчаренко Алексей Юрьевич.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook