Последние четверть века практически у всего постсоветского политико-экономического пространства с исторической точки зрения проявилось и стало доминирующим одно общее внутреннее свойство – бесцельность. Величина экономики и амбиций получившихся государственных образований при этом роли не играют. Это свойство присуще им всем. Почему так сложилось и что это из этого следует, попробуем разобраться ниже.
От цели на свободу к свободе от целей. Деградация.
«На волю! На волю! В пампасы!..»
И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок»
У некоторых представителей национальных элит позднего СССР была мечта, впрочем, казавшаяся многим из них несбыточной, – независимость. Дальше самой идеи о независимости мысль, как правило, не шла. Казалось, если придёт свобода от Центра, то мы сразу «о-го-го» как рванём! И однажды в одночасье с развалом Союза мечта о независимости (для тех, кто о ней мечтал) сбылась. И всё – движение «за горизонт» прекратилось. Единый могучий механизм «мечт и целей» рассыпался на множество субъективных излучателей желаний сытой жизни. Самыми сытыми становились, как правило, наиболее циничные и беспринципные.
Таким образом, неуёмное удовлетворение своих бесхитростных желаний стало объединяющей силой и главной целью новообразовавшихся властных элит. В славные 90-е в пылу захватывающего дух дележа и грабежа предыдущих наработок плановой экономики вопросы социальные и, тем более, экзистенциальные казались неприличными, а свалившиеся с небес ресурсы нескончаемыми. Результат на сегодня для системы управления государством оказался плачевный – неспособность управленцев выйти за рамки интересов «своей хатынки» и полная атрофия такого навыка, как стратегическое, не говоря уже о концептуальном, целеполагание.
В некоторых случаях неумение ставить цели из будущего, заменяется целями из прошлого (напр., Россия), что ведёт к архаизации и последующей социальной деградации общества. В случае Украины главными целями государства де факто становятся узколобые цели очередной олигархической группировки, находящейся в конкретный момент у власти, что ведёт к разрушению экономики и постепенной потере управляемости государством по полной функции управления вплоть до потери государственности.
Исследуя сегодня различные государственные программы, высказывания некоторых руководящих лиц и государственных деятелей, действия институтов управления, легко убедиться, что заявляемые ними время от времени цели либо несущественны в масштабах государства, либо противоречивы и разнонаправлены, либо вообще мнимые. Реализуемые же «сверху» цели в большинстве своём характеризуются сиюминутностью, некомпетентностью (если не злонамеренностью), спорностью расчётов и отсутствием конструктивного системного подхода. Единого вектора целей, направленного на строительство некоего образа осмысленного будущего в государстве и в самом обществе не существует. Как следствие, ресурсы используются неразумно. А это приводит к тому, что безОбразие целей ведёт к безобразному будущему для общества. Положение дел в мире и то место сегодня, которое занимают в нём постсоветские страны, красноречиво свидетельствуют об их глобальной «потерянности». Украина в этом смысле впереди планеты всей и вопрос создания цельности целей для неё архиважный.
Цели важные нужны, цели нужные важны! Прострация.
«— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь…»
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Л.Кэррол «Приключения Алисы в Стране чудес»
Зачем нужны цели, в общем понятно. Цель – это один из необходимых естественных компонентов любой системы. Тип системы значения не имеет: физиологическая, социальная, виртуальная и т.д., все они действуют целенаправленно. Особенность социальных систем в том, что азимут цели для них может быть выстроен в любом направлении. Но это не значит, что это, во-первых, всегда правильно, а, во-вторых, легко сделать.
Цели для больших сообществ людей задаются с более высокой ступени управления, нежели всевозможные стратегии, с уровня не ниже концептуального. И здесь всё просто: если мы не создаём своих работающих концепций, значит, участвуем как объекты манипулирования в чужих. Если выстраиваем свои, то начинаем конкурировать и/или сотрудничать с другими. Вопросы лежат в области целеполагания. Хорошо это или плохо? Кому как.
Действительно, зачем создавать свою концепцию, когда вокруг так много разных и красивых, уже отрекламированных и работающих? Чтобы получить ответ, достаточно провести мысленный эксперимент: примерить на себя (в смысле на «своё сообщество») любые понравившиеся чужие концептуальные цели и честно экстраполировать себя в них в будущее. Попробуйте, уверяю вас, получите дивные результаты. Только сообщество своё в таком будущем вы вряд ли найдёте в том виде, в каком желали бы. Отож!
По сему, если мы как сообщество желаем себе развития как глобальной социальной единицы, реализующей своё общественное право и право каждого его человека, на достойное настоящее и осмысленное будущее, свои концепции создавать надо, целеполаганием, вытекающим из них, заниматься придётся. Но, как и куда двигаться? Какие критерии выставить? На кого опереться? Кому возглавить? Кто ответственный? Сколько терпеть? Ответов в медийном пространстве нет.
А в это время в прогрессивном экспертном поле идёт интересный спор. Что важнее: рассчитать различные риски, выгоды, возможности в экономической и политической плоскостях или с уровня общественного консенсуса создать базовые договорные правила, по которым принудить действовать нынешние политические и экономические элиты? Что нужнее: знать, как свести на нет убытки газовой отрасли, или составить новый общественный договор и понять, куда мы хотим идти?
Дискуссия эта «интересна» лишь тем, что она бессмысленна по сути, потому что затрагиваемым вопросам соответствуют присущие им разные стили мышления. Это как сравнивать между собой метры и килограммы. Задача же условно стоит иная – определить, «на сколько метров надо перетащить столько-то килограммов»? Другими словами, одновременно нужны и важны цели и решения разных уровней, при условии, что мы понимаем, зачем это надо, и как их уложить в единый вектор целей. Это поле не споров, а взаимодействия и договоров.
Стол, стул, бумага, карандаш и… люди. Активизация.
«…Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой…»
А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»
Теперь немного о стереотипах, автоматизмах, шаблонах и штампах. Мозг, как сильно (если не самый) энергозатратный орган в теле человека, очень неохотно идёт на создание новых устойчивых нейронных связей, связанных не то что с освоением нового знания (не путать с новой информацией), а часто даже с тем, чтобы глянуть в сторону того, что немного отличается от «привычного» мира, который он себе сложил. А заставить поменять привычки человека – это вообще верх насилия над личностью.
По этому поводу Дж. Гараедаги зафиксировал такую мысль: «Самые трудноискоренимые привычки — те, которые давали неплохие результаты на протяжении какого-то времени и за которые их обладателя хвалили и всячески поощряли. Если ни с того ни с сего сказать такому человеку, что его рецепт успеха утратил свою силу, он вам просто не поверит — его личный опыт опровергает ваши слова. И убедить его в обратном очень и очень нелегко. Это сюжет классической трагедии».
Потому даже с физиологической стороны так важен для человека мыслящего выбор верной системы стереотипов, образов и понятий. Так складывается миропонимание и мировоззрение человека, которые определяют его мысли и действия и составляют суть понятия личность.
В то же время мы понимаем, что всякий объект (или суждение), к которому прикасается мысль человека (субъекта), добавляет (для этого человека!) этому объекту новые свойства, каковых у этого объекта даже может и не быть. Эти свойства суть субъективное видение и понимание таким человеком этого объекта. В процессе коммуникации с другим человеком передача информации об объекте происходит не объективно, а субъективно. Так происходит постоянно, люди по-другому общаться не могут. Смесь объективного с субъективным как купаж для кофе из арабики с робустой. Если в отношении такой смеси утверждают, что там чистая арабика, а мы чувствуем примесь горечи робусты, то нужно иметь в мозгу инструменты (стереотипы) различения или хотя бы осторожности к таковым вещам.
И, чтобы взаимодействовать в какой-то сфере деятельности, людям необходимо согласованно провести мыслительную работу для единообразного толкования необходимых терминов и слов. Об этом мы говорили в первой статье цикла «Украина на старт: по понятиям равняйсь!» То же касается разных типов мышления. И ещё важным будет создание своеобразных смысловых «шлюзов» между разными платформами понятий в виде своего рода метапонятий, которые были бы наиболее обобщёнными смысловыми категориями, понятными из любой точки смотрения. Стоит заметить, что деятельность подобного рода возможно вести лишь с уровня методологии и понимания сути происходящих в мире процессов и явлений. Одному человеку такое не под силу.
Следовательно, необходимо наладить творческое добровольное конструктивное взаимодействие людей. Другими словами, требуется коллективная самоорганизация высокоинтеллектуальных индивидуальностей. Чувствуете диссонанс в сочетании «коллектив» и «личность»? А его в данном случае быть не должно, иначе с концептуальными задачами не справиться. Только коллективная мыследеятельность и совместное творчество. Для этого самоорганизация коллектива должна происходить на грани, обозначенной Ф. Лалу: «Самоорганизация — жизненная сила мира, процветающая на грани хаоса ровно с тем количеством порядка, который нужен, чтобы сосредоточить энергию, но не замедлить адаптацию и обучение».
Образом такого сотрудничества свободных вольных мудрых людей может быть круглый стол, за которым они собрались, чтобы на ещё чистых листах бумаги отразить наработанные в доброжелательной добровольной мыслительной кооперации концептуальные образы и смыслы. Так происходит активизация коллективной энергии ума, что является первым осмысленным шагом на пути строительства общества процветания. Общества, предоставляющего каждому мыслящему индивиду возможность рационального выбора парадигмы мышления и соответствующего ей пути развития.
В таком обществе человек мыслящий и желающий развиваться, сможет настроить себя определённым образом (или самоорганизоваться). И тогда самоорганизация человека в оптимальном виде – есть рациональное управление ним своей жизненной энергией для достижения состояния радости и счастья при движении по градиенту смыслового поля, заданного Творцом. Без личной инициативы тут уже не обойтись. Но эта тема другой статьи.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook