Одним из региональных последствий войны Израиля и ХАМАС в секторе Газы стала блокада йеменскими хуситами Красного моря, приведшая к серьёзным ограничениям свободы судоходства между Индийским океаном и Средиземноморьем. Парамилитарная группировка из северных регионов Йемена, находящаяся в ситуативном альянсе с Ираном, сумела парализовать движение по одному из важнейших логистических узлов в мире, и поставить под угрозу около 15% мировой торговли.

Если вас интересует, кто такие хуситы, и откуда они появились, рекомендую прочесть мою статью 2019 года, в которой я писал о войне в Йемене и её истоках. Но если кратко:

Хуситы – это этнорелигиозное движение, сформированное на базе племён северного Йемена / южной Аравии, исповедующих зейдитское направление шиитского ислама. Эти племена жили на этой территории сотнями лет, и всегда составляли важную часть местных элит. В 1990-х годах на базе племени Аль-Хуси было сформировано движение, имевшее целью представлять интересы местных племён. В 2004 году они подняли восстание против центра, которое было подавлено. В 2014 году они снова взбунтовались, и сумели захватить северные регионы, включая столицу Сану.

Из-за постоянных обстрелов хуситами торговых кораблей, крупнейшие логистические компании объявили о приостановке морских перевозок через Аденский залив, пролив Баб аль-Мандаб и Красное море, находящихся у берегов Йемена. Эти морские артерии являются основным узлом связи между Европой и Азией, на которые приходится до 30% мировых контейнерных перевозок, 10% мировых поставок нефти и 8% поставок СПГ. Альтернативные маршруты более затратные и длинные (на 2 недели дольше), что повышает издержки мирового бизнеса и нарушает привычные цепочки поставок.

На данный момент, серьёзного кризиса мировых масштабов из-за блокады не предвидится. Но чем дольше она затягивается, тем вероятнее повышение цен на рынках, в том числе нефть и газ. Кроме того, блокада Красного моря может уменьшить поток грузов через Суэцкий канал, что нанесёт определённый вред мировым перевозкам и цепочкам поставок, в условиях, когда с мировой экономикой и так не всё хорошо.

В международно-политическом плане, действия хуситов – это прямой вызов Соединённым Штатам их зонтику безопасности на Ближнем Востоке, который они пытаются сохранять, несмотря на желание переориентироваться на сдерживание Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вашингтон должен найти решение проблемы с хуситами, так как это вызов не только безопасности международных судов, но и угроза экономическим интересам целого ряда партнеров.

При этом, США должны учитывать интересы региональных игроков, хрупкий военно-политический баланс в Йемене, свои собственные возможности и общественное мнение, которое не очень хочет втягивания в очередные заокеанские войны. Региональные арабские государства не горят желанием вступать в американскую коалицию против хуситов на фоне войны Израиля в Газе, чтобы не прослыть «коллаборационистами» и «предателями» в глазах собственного населения. Кроме того, в Йемене уже год действует режим прекращения огня, которого с трудом удалось достичь усилиями американских дипломатов (Байден обещал закончить войну в Йемене на выборах 2020 года) и ООН. Это перемирие всех устраивает, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, основных внешних игроков на йеменской шахматной доске. Таким образом, проиранские хуситы / Иран удачно выбрали тайминг, а их действия могут прямо повлиять на военно-политический баланс в Йемене.

США успели объявить о начале военно-морской операции «Страж процветания», которая предполагает защиту торговых судов, проходящих через Красное море, а также применение военной силы против хуситов, пытающихся захватить корабли. Участие в операции подтвердили и союзники США: Британия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Канада, Бахрейн и Сейшельские острова. Арабы не присоединились к коалиции, и это ставит США перед ещё одной задачей – попытаться консолидировать партнеров в регионе против хуситов и Ирана, в условиях, когда они не хотят этого делать или не могут.

Однако на данный момент, хуситы продолжают кошмарить корабли вблизи берегов Йемена, либо запуская по ним ракеты, либо направляя на них беспилотники иранского производства (локализированные в северном Йемене). На самом деле, ситуативное партнерство с Ираном, возникшее у хуситов на фоне саудовского вторжения в Йемен в 2015 году, позволило им создать у себя серьёзный арсенал ракет и дронов, в том числе баллистики, способной летать на 2000 км.

Западные союзники столкнулись здесь с чем-то похожим, с чем столкнулась Украина в борьбе против иранских БПЛА «Shahed». Как пишут в Politico, западные страны вынуждены сбивать дешёвые йеменские дроны супер дорогим вооружением. Например, французская ракета класса «земля-воздух» Aster-15, находящаяся на вооружение фрегата Languedoc, стоит более 1 миллиона евро, тогда как стоимость одного иранского/йеменского дрона – около $ 20 000. Соответственно, кампания против хуситов в Красном море рискует быть слишком дорогой. А значит, необходимо будет принимать более решительные меры.

В общем и целом, я вижу три базовых варианта для США в этой ситуации:

  1. Уговорить йеменских хуситов прекратить обстрелы. Либо угрожая применением военной силы (что вряд ли сработает), либо пойдя на конкретные уступки в политическом урегулировании ситуации в Йемене (поддерживать их «хотелки» в переговорах), либо пойти на уступки Ирану как внешнему покровителю хуситов. Наиболее вероятно для США: ускорить политическое урегулирование в Йемене, которое будет приемлемо для Ирана и хуситов, и запаковать в него обязательство прекратить обстрелы судоходных маршрутов.
  2. Уговорить Израиль остановить войну в Газе. Это то, чего требуют хуситы, обьясняя свои обстрелы торговых судов. Другими словами, США необходимо будет педалировать мирные переговоры между Израилем и ХАМАС, ибо пока что, война в Газе далека от завершения, а Нетаньяху и слышать не хочет о длительном перемирии или завершении боевых действий. В каком-то смысле, США и сами хотят завершения войны в Газе или снижения её интенсивности. Однако всё упирается в отсутствие послевоенного плана по Газе и нежелание израильтян вести переговоры о прекращении огня или о мире с палестинцами.
  3. Применить военную силу. США могут нанести ограниченные военные удары по позициям хуситов на севере Йемена, которые, впрочем, могут существенно не подорвать их потенциал произволить дроны и кошмарить корабли в Красном море. США также могут собрать коалицию стран, и попробовать разморозить конфликт в Йемене, вынуждая хуситов сконцентрироваться на внутреннем конфликте. Но для такого потребуется тесное сотрудничество с Саудовской Аравией и ОАЭ, которые поддерживают антихуситские силы на юге страны. Пока что, они не горят желанием возобновлять боевые действия.

В качестве промежуточного решения, США могут сохранить военно-морское присутствие у берегов Йемена, параллельно вовлекая в свою коалицию больше государств, в особенности Саудовскую Аравию, Египет, ОАЭ, и надеясь, что такой зонтик позволит минимизировать угрозу со стороны хуситов. Однако затягивание времени без решительных и конкретных действий будет играть в пользу хуситов и Ирана, которые будут набивать себе политические баллы как «главные защитники палестинцев» и «борцы с США и Израилем» в регионе.

Популярные статьи сейчас

Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится

ООН подсчитала, сколько мирных украинцев погибли от агрессии Путина

Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии

40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании

Показать еще