Как показала практика, британский опыт, проевропейские взгляды и невероятный апломб не являются гарантией эффективной работы в должности руководителя государственной компании, а скорее, наоборот, дают обманчивую уверенность, что в принятых решениях никто даже не будет сомневаться.
Именно такая самоуверенность и подвела НАК "Нафтогаз Украины" к краю пропасти…
Помните, как увеличивалась задолженность компании?
Проведем обычный срез: к началу ноября 2021 года она составила 14,1 млрд. грн., а к началу мая 2022 года - уже 85,9 млрд. грн. Всего за 6 месяцев (на которые пришелся отопительный период) задолженность выросла на 70 млрд. грн. (т.е. в 6 раз)! Вы спросите как… да вот!
Как настоящий прогрессивно-социалистический ценитель средств государственного бюджета, Юрий Витренко сразу начал строительство собственной коммерческой структуры внутри доверенного ему предприятия и понятно, что это не смогло не отразиться на финансовом и репутационном состоянии НАК "Нафтогаз Украины".
Обратите внимание на этот график, в частности, на то, как выросла задолженность Облгазов перед НАК "Нафтогаз Украины". С начала отопительного сезона они фактически перестали рассчитываться, за потребленный газ, с чего бы это?
Дело в том, что Витренко сам решил сделать Облгазам такой "подарочек" как раз накануне национализации предприятий, убрав из договора всего пункт пункта о банковских гарантиях.
Банковская гарантия является механизмом обеспечения выполнения договорных обязательств, взятых на себя Облгазами в случае их несостоятельности перед НАК "Нафтогаз Украины" в случае предъявления требования об их уплате. То есть банк обязуется выплатить оговоренную сумму вместо Облгазов.
Так вот, Витренко упразднил требование гарантии банка и разрешил брать газ без каких-либо гарантий оплаты, обеспечений и страховок. Такова она, личная инициатива главы Нафтогаза и, исходя из логики его решений, преследовала лишь одну цель – коммерческую. А это значит, что Витренко пошел на явный сговор с руководителями Облгазов и вряд ли это была благотворительность с его стороны. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что большинство Облгазов в то время принадлежали Дмитрию Фирташу и другим бенефициарам с русскими корнями, из-за чего, собственно, и начался процесс их национализации.
Just business, Юрий Юрьевич, Just business …
Поэтому благодаря героическим усилиям и европейскому опыту Витренко в целом до начала войны облгазы задолжали Нафтогазу 27,9 млрд. грн. (или 1 млрд. долл. США в то время) безо всякого обеспечения и обещаний.
Если бы банковская гарантия была, деньги со счетов Облгазов списывались автоматически, но после инициативы главы Нафтогаза они просто перестали платить (что вполне логично) и погрузили государственную компанию в еще большую долговую яму без каких-либо последствий для себя. А своевременно возвращенные средства позволили бы НАК "Нафтогаз Украины" подготовиться к отопительному сезону и закупить газ в период, когда цена на него еще не была заоблачной и не просить у воюющего государства $8 млрд. из бюджета (по легенде это должен быть газовый ленд-лез, который закономерно не состоялся).
Путин признал применение новой баллистической ракеты против Украины
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
СтратКом ВСУ подтвердил первое в мире применение межконтинентальной ракеты против Украины
В Forbes выяснили, чем ВСУ могли атаковать пункт в Марьино Курской области
К тому же, учитывая курсовую разницу, сейчас сумма долга фактически выросла еще на треть. Но Юр Юрича уже было не остановить, кураж от заоблачных возможностей потянул другие махинации, которые успешно прокручивал Витренко за время своего эффективного правления.
24 февраля 2022 началось полномасштабное вторжение войск Российской Федерации в Украину. По всем требованиям международного права это полностью подпадает под определение форс-мажора. Учитывая, что летом 2022 года в НАК "Нафтогаз Украины" наступал срок осуществления очередной оплаты по евробондам (облигациям), логическими действиями главы государственной компании были бы:
-
срочное оповещение держателей облигаций о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) с отсрочкой выплат на период военного времени;
-
перевод наличных средств, хранящихся на счетах дочерних компаний НАК "Нафтогаз Украины" в других юрисдикциях, в Украину для предотвращения их ареста и списания со стороны кредиторов;
-
выход на внутриукраинский газовый рынок с интервенциями по закупке у частных газодобывающих компаний природного газа (в условиях запрета экспорта) и создания соответствующего его резерва в ПХГ для прохождения ОЗУ 2022/2023, учитывая, что "море стоит", логистика угля очень тяжелая, а дополнительные объемы газа должны использоваться для электрической генерации.
Но "нет", Юр Юрич с самого начала активной фазы войны в этом направлении ничего не делал, а вдобавок к этому решил сыграть в инсайдерскую торговлю!
Так, Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 21.07.2022 № 625-р фактически обязал НАК "Нафтогаз Украины" провести переговоры и отсрочить оплату по сделке с Kondor Finance plc (запретил совершать какие-либо действия по оплате долга без отдельного согласования с КМУ). Но кредиторы, опираясь на устные договоренности с господином Витренко, что оплата по евробондам обязательно произойдет, конечно, отказались от такой отсрочки. Тогда Кабинет Министров Украины поручил Витренко вернуть на счета в Украине 350 млн. евро из дочерней трейдинговой компании Naftogaz Trading Europe AG (для предотвращения их ареста и списания).
О необходимости срочного возврата денег в Украину также информировал господина Витренко и финансовый директор Группы Нафтогаз - Роман Чумак, предостерегая его от минимальных рисков о дополнительных трансакционных расходах на перевод средств, до максимальных - где компания рисковала потерять эти средства из-за возможного ареста.
Витренко пренебрег всеми замечаниями и распоряжениями.
Правительство не останавливалось и пыталось вернуть деньги в страну, поэтому повторно к Юрию Юрьевичу обратился уже заместитель руководителя Офиса Президента Украины Ростислав Шурма с предложением вернуть деньги на счета в Украине.
Но снова "нет"…
Почему же глава НАК "Нафтогаз Украины" в таких условиях вел себя настолько нелогично, спросите вы? Потому что параллельно происходили активные процессы по закупке на "дне цены" евробондов "дружественными структурами", а главной задачей самого Юра Юрича было обеспечение оплаты транша 335+45 млн. евро. А правоохранительным органам Украины рекомендую искать в направлении Фонда "Каскад-Инвест", бенефициаром которого является народный депутат Украины Виталий Хомутынник. Почему-то мне кажется, что искать придется недолго...
Даже когда давление Правительства держать уже не было сил, Юр Юрич все равно выступал категорически против возврата средств в Украину и более того, самоуверенность в собственном профессионализме и несгибаемости затмила ему разум настолько, что оно, презирая Правительство, принимает самовольные, но протокольно утвержденные решения относительно использования денег Naftogaz Trading Europe AG на срочную закупку газа на европейском рынке (рис. 4).
Поскольку времени мало, газ закупили в период самых высоких цен еще и с авансовыми платежками за будущий ресурс в размере 100%.
В своих же публичных заявлениях Витренко поступает как всегда – все проблемные и некомфортные для него решения, как и всю ответственность за них, он переводит на Правительство, обвиняя именно его во всех проблемах компании.
В причудливом мировоззрении г-на Витренко потеря активов компании почему-то репутационно менее важна, чем тень на его "луноликий" образ.
Кулуарные договоренности, инсайдерская торговля, постоянное желание заработать лично на каждом пункте привели к убыткам непосредственно НАК "Нафтогаз Украины", и с каждым последующим шагом Витренко загонял компанию, а соответственно и государство в еще большие долги. Эффектные заявления Витренко были всегда далеки от эффективного управления. Осознавая, что мы воюющая страна и бюджет просто трещит по швам, он все свои "достижения" пытался прикрыть за счет государства.
В период, когда враг пытается превратить в руину всю страну, отдельно взятые руководители достаточно успешно справляются локально, уничтожая крупнейшие государственные корпорации на счет бездарного управления, наглости и абсолютной персональной безответственности, а затем уходят – с ощущением самодовольства и якобы фиктивной результативности компании, которая якобы была достигнута за время их правления.
И лучше всего – перекинуть персональные провалы на кого угодно: Президента, Правительство, Парламент, марсиан…, а самому пойти с осознанием своей значимости за "достигнутые результаты".
Сейчас экс-глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко нечасто появляется в информационном поле, между тем ущерб, который он принес государству, еще долгое время бремя будет висеть прямо или косвенно на каждом из нас…
Этот Нафтогаз оказался недостойным управленческого таланта Витренко – несите другой…
А Алексею Чернышеву я хочу пожелать мужества и воодушевления в построении Крепости на Руинах тяжелого наследия Юрия Витренко.