Общенациональные протесты, вызванные смертью от рук правоохранителей иранки курдского происхождения Махсы Амини, ознаменовали для Ирана ещё более глубокий кризис в и без того проблематичных отношениях между правящим духовенством и обществом.
По утверждениям родственников, Махса Амини была избита в участке после того, как 13 сентября была арестована полицией нравов за нарушение установленного в Исламской Республике дресс-кода. Через три дня Амини скончалась в больнице. По официальной версии властей, смерть 22-летней девушки наступила в результате имевшихся проблем со здоровьем.
Ее смерть стала катализатором для годами копившегося в иранском обществе недовольства самыми разными острыми вопросами: от ужесточения социального и политического контроля до экономических проблем и дискриминации этнических меньшинств.
Столкнувшись с сильнейшим кризисом легитимности со времен Исламской революции 1979 года, религиозные лидеры Ирана попытались изобразить беспорядки как восстания этнических меньшинств, угрожающие национальному единству страны, а не его клерикальному правлению.
Но эти попытки властей потерпели неудачу, так как представители различными этнических групп Ирана поддержали друг друга во время протестов. По словам активистов и правозащитных групп, протестующие нередко скандируют лозунги в том числе и в поддержку меньшинств в борьбе за свои права.
На улицы с призывами к свержению Исламской Республики вышли представители всех слоев иранского общества. Женщины в ярости срывали и жгли обязательные платки.
Правители Ирана обвинили в организации протестов коалицию «анархистов, террористов и иностранных врагов». По данным активистского информационного агентства HRANA, по состоянию на 21 декабря в ходе беспорядков было убито 506 протестующих, в том числе 69 несовершеннолетних.
Агенство HRANA сообщает, что также были убиты 66 сотрудников сил безопасности. Тысячи протестующих были арестованы. Двое протестующих были казнены, что вызвало резкое осуждение представителей стран Запада.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Беспорядки, во главе которых стоят женщины и молодежь, представляют собой серьезную угрозу приоритету, определявшему правление Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи с 1989 года, а именно выживанию Исламской Республики и ее религиозного истеблишмента любой ценой.
Непрекращающиеся протесты не означают, однако, что Исламская Республика, удерживавшая власть четыре десятилетия, перестанет существовать в близжайшее время. Не стоит сбрасывать со счетов ту власть, которой обладает ее аппарат безопасности. Протестное движение, в свою очередь, не имеет лидера, а это несёт с собой угрозу навязывания нового политического порядка.
Но беспорядки продемонстрировали уязвимость правительства перед народным гневом, вызвав опасения у высших руководителей, что неверный шаг может привести к новым проблемам, даже если нынешние протесты утихнут.
"Потрясающее чувство юмора": Маск иронично отреагировал на заявление Зеленского про переговоры с РФ
Скандал со "стрельбой работника ТЦК" по мужчине под Киевом: все подробности инцидента
Подсовывают подделки: украинцам объяснили, как отличить натуральное сливочное масло
От 32 гривен за литр: АЗС Киевщины показали свежие цены на бензин, дизель и автогаз
Подавление протестов силой не даёт никаких гарантий на положительный исход, так как до сих пор жестокие репрессии только разжигали новые протесты.
Жестокие подавления протестов и предполагаемая передача Ираном беспилотников и ракет России, чтобы помочь Москве в ее войне в Украине, заставили западных лидеров отложить переговоры возрождении ядерного пакта 2015 года, который предоставил бы Тегерану дополнительные ресурсы на миллиарды долларов.
Встревоженные народным недовольством, клерикальные лидеры опасаются, что если ядерная сделка останется замороженной, то волна экономической нищеты лишит их основных сторонников из числа иранцев со средним и низким доходом.
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЁТ В 2023 ГОДУ?
Исламскую Республику охватит то, что аналитики называют «революционным процессом». Ни одна из сторон не отступит, что вызовет продолжение протестов и в 2023-м.
Поскольку 83-летний Хаменеи считает, что компромисс в отношении идеологических столпов республики, таких как ношение хиджаба, приведет к ее краху, истеблишмент удвоит репрессии, что приведет к еще большему гневу среди 85-миллионного населения, 70% которого составляют молодые люди до 30 лет.
Вопрос преемника Хаменеи на посту верховного лидера, и получение этой, обличённой огромной властью, должности, может усилить борьбу внутри элит, потенциально увеличивая раскол в истеблишменте.
Четыре года санкций не остановили ни расширение ядерной программы Ирана, ни его поддержку своих сателлитов за рубежом. Но внутренний кризис в Иране, вероятно, даст западным странам больше возможностей для усиления давления на Тегеран.
Перевод телеграм-канал Протесты в Иране.
Рекомендуем к просмотру беседу с автором этого телеграм-канала Мазиаром Мианом о революционной ситуации в Иране.