На границе Сербии и Косово возникло напряжение. Сербы возвели баррикады на севере Косово и Метохии, в городах звучит сирена, слышны звуки выстрелов стрелкового оружия. Несколько десятков человек заблокировали главную дорогу Приштина – Рашка. Сообщается об огнестрельных ранениях среди сербов на пункте пропуска Яринье. Косовский спецназ выехал на границы с Сербией. Президент Сербии Вучич выступает с экстренным обращением к нации.
Война? Путин поджег Балканы?
Для начала предлагаю успокоиться. Войны на Балканах сейчас не будет. Сербия не вступит в непосредственное военное столкновение с косоварами.
Причиной нынешнего обострения стало решение руководства Косово о том, что с 1 августа граждане Сербии, которые будут въезжать на территорию края, будут получать временный документ о пересечении границы, а сербские документы будут считаться недействительными. Косово на своей территории признает недействительными документы, выданные сербскими властями, как ответный шаг на действия Сербии, которая не признает документы на удостоверение лица, выданные Косово.
Эта паспортная война тянется уже достаточно давно с периодическим обострением.
У конфликта есть давние корни и нет политического решения. Это история замороженного межэтнического конфликта, имеющего потенциал к возобновлению.
Сейчас очередная фаза обострения. Россияне делают все возможное, чтобы поджечь старый спор косоваров и сербов. Но есть несколько "но".
Во-первых, поднятие ставок в противостоянии Белграда и Приштины выгодно каждой стороне. Косовские албанцы хотят покончить с ситуацией правовой неопределенности проживающих на территории края сербов. Сербы игнорируют власти Косово. Учитель, на фоне надвигающегося экономического и энергетического кризиса, требует мобилизации общества, а это лучше всего сделать путем "защиты территориальной целостности Сербии". Напомним, что Украина не признает Косово как независимое государство.
Во-вторых, ни албанцы, ни сербы не готовы к масштабной войне. Это не значит, что его не будет. Но по состоянию на данный момент у Белграда и Приштины мало военных сил для ведения больших боевых действий. Сербское руководство понимает, что в случае эскалации ему придется воевать не с косовской полицией, а с вооруженными албанскими формированиями, которые получат тяжелое вооружение от Албании и поддержку коллективного Запада.
В-третьих, сколько бы не было в голове у президента Сербии Александра Вучича и сколько бы газа он ни получил от России, в Белграде все еще смотрят в сторону Евросоюза. В мае этого года тот же Вучич заявил: "Сербия стремится быть на европейском пути, а наша цель – полное членство в Европейском Союзе". За первые три месяца 2022 г. объемы торговли Сербии с ЕС выросли на 33%, и ЕС является крупнейшим инвестором в Сербии с показателем примерно 67% общих инвестиций. Не Россия.
В-четвертых, Россия всегда "бросала" сербов. Подталкивала к войне, провоцировала, играла на славянской солидарности и бросала в наиболее ответственный момент. Как отмечает Мария Кучеренко: путинская Россия поставила миф о российско-сербской дружбе в основу своей внешнеполитической линии на Балканах. Путину необходимо противопоставить себя Ельцину, который решительно отказался от прямого военного вмешательства России как государства в югославские войны”. Россия не заинтересована в установлении контроля Сербии над частью Косово с компактным сербским населением (что считали бы реваншем на минималках в Белграде). Москва стремится спровоцировать большую гибридную войну на Балканах: в Болгарии, Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине. Сербы здесь только играют роль спички. Как дело дойдет до войны Россия ограничится символической партией "вагнеровцев", потому что живой силы не хватает на украинских фронтах.
Так что ждать? "Войнушку". Что-то похожее на события 2016/2017 гг. Был такой инцидент с «поездом дружбы» из Белграда в Косово, расписанного надписями «Косово – это Сербия» на 21 языке, включая албанский. Правительство Косово отнеслось к этому со всей серьезностью: был отдан приказ любой ценой, вплоть до применения оружия, не пускать «провокаторов из Белграда» на территорию края. В Белграде экстренно собрался Совет Безопасности, а президент Сербии Томислав Николич заявил, что если в ходе операции по восстановлению железнодорожного сообщения пострадает хоть один серб, будет задействована армия и он будет готов лично взять в руки оружие. Но затем премьер-министр Сербии отдал приказ остановить поезд на пограничной станции Рашко, поскольку, по его словам, поступили угрозы о заминировании железнодорожных путей. Конфликт снова перешел на страницы медиа и социальных сетей.
В этот раз нас тоже может ожидать конфликт с камерами с малой кровью. Без обстрелов городами и этнических чисток. Всего этого очень хочет Россия. Москве нужен "второй фронт" на Балканах. Но стороны противостояния к этому не готовы. Еще раз – ПОКА еще не готовы.
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится
МВФ спрогнозировал, когда закончится война в Украине
ПФУ сделал заявление о выплатах за декабрь: успеют ли украинцы получить деньги до Нового года
Это не значит, что сербы и албанцы не захотят силой решить проблемные вопросы в будущем. Когда баланс сил в регионе или глобально изменится. Когда разрушится планетарная архитектура безопасности, каждый будет пытаться получить "свое". Хаотизация создает возможности. Но это будет точно не сейчас.