Вчера в Мюнхене об Украине говорили не только в связи с выступлением Зеленского, но и на украинском ланче, который ежегодно на полях конференции организовывает Пинчук и YES. К сожалению, выступление Владимира Зеленского состоялось уже после того, как спикеры украинского ланча обсуждали Украину. Думаю, что дискуссия пошла бы по несколько другому сценарию. Обсуждали бы в основном тезисы Зеленского, которые наделали много шума.

Но у Пинчука тоже было что послушать. Начиная с предложенной темы обсуждения – «Безопасность Европы решается в Украине». Вот именно так сегодня и нужно ставить вопрос. И будить расслабленных европейцев, а также американцев, которые и на украинском ланче, и на всей конференции, достаточно много теоретизировали о том насколько объединен сегодня Запад перед лицом российского вторжения в Украину, какие санкции и какими этапами необходимо будет вводить, и что станет точкой невозврата для Запада исходя из действий Путина.

Абсолютно правильно отметила Энн Эпплбаум, что нельзя относиться серьезно к заявлениям Путина о недопустимости расширения НАТО. Путина в нынешней ситуации волнует не столько это, сколько сам факт существования успешной, суверенной и субъектной Украины. Поэтому никакие бумаги с гарантиями о невступлении Украины в НАТО, будут они исходить от Альянса, или от самой Украины, ситуацию не спасут.

Мне понравилась линия, которую вела модератор дискуссии – Занни Беддос из The Economist, которая, как только гости уходили в долгие размышления о позиции Запада, сразу обостряла дискуссию, обращаясь к спикерам: «А есть вообще что-то кроме заявлений про единство Запада? Ведь так легко всё время говорить, что мы едины».

Интересную вещь сказал Джеймс Мэттис. По его словам, США постоянно анализируют Россию с точки зрения её синхронизации с Китаем. «Мы видим, что Россия всё больше координирует свой путь развития с Китаем, в том числе – и военные вопросы».

В этом нет никакого секрета, но мы должны помнить, что США традиционно играет на многих флангах, и один из них – это ослабление Китая. Для США Россия не представляет какой-либо серьезной опасности и конкуренции, но в качестве сателлита Китая Россия представляет для Штатов серьезную угрозу. Поэтому в ближайшее время США будет бросать максимальные усилия на ослабление этого сотрудничества, отвлекая Россию на другие направления. И Украина, особенно слабая и разобщенная – прекрасное поле для игры с Путиным. Как и для Путина – для игры с Западом.

Интересно, что когда в начале дискуссии организаторы задали гостям вопрос относительно того, будет ли полномасштабная война? Большинство – 67% - верят, что нет.

Дальше даю ряд ключевых тезисов, которые прозвучали на ланче Пинчука в Мюнхене. Они достаточно красноречиво показывают мысли и настроения, которые царят в головах западной элиты:

Министр иностранных дел Швеции Анн Линде

Мы (Запад) сейчас больше объединены, чем осенью прошлого года.

Мирча Джоанэ, заместитель генерального секретаря НАТО

Популярные статьи сейчас

"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК

Пенсионеры получат автоматические доплаты: кому начислят надбавки

Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания

Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя

Показать еще

Запад должен быть политически объединен в нынешней ситуации.

«Украина и Россия уже воюют. Война не останавливалась. Всё больше молодых украинцев гибнет, в частности – от пуль снайперов. Это очень долгая война».

Джоанэ считает, что из-за своих действий в Украине Путин получил обратное тому, что хотел, когда начинал интервенцию.

Дэвид Петреус, генерал, бывший директор ЦРУ

Мы на пороге событий, которые потребуют от нас полного единства.

Джеймс Мэттис, генерал, бывший министр обороны США

Путин – персонаж из Достоевского. Путин считает, что есть только враги и те, кто ему повинуется.

Это очень хорошо коррелируется с прекрасными текстом Владимиром Пастуховым «Достоевщина в Кремле: от «Игрока» к «Преступлению и наказанию», который я вам настоятельно рекомендую.

Мэттис, кстати, уверен, что Путин может двинуть свою армию в Украину.

Энн Эпплбаум, историк, эксперт Atlantic Council

Решение показать разведданные со стороны администрации Байдена было верно, ведь это помогло бороться с дезинформацией России.

Эпплбаум считает также, что Запад очень селективно подходил к наложению санкций на путинских олигархов. И честно признала, что существует множество инструментов, чтобы их обойти.

Американцы традиционно гнули более жесткую линию, чем европейцы. Джеймс Мэттис, считает, что в «санкциях должен быть эффект снежного кома». А Дэвид Петреус уверен, что «Россия может прибегнуть к энергетическому оружию». Ох уж эта американская разведка😊

Вольфган Ишингер указал «нас действительно разделяет энергетика». «Это большая проблема в немецкой внутренней политике. Нам следует пытаться выходить из лап этой проблемы. Есть фактор немецких избирателей, которые могут по-разному отреагировать на невозможность иметь тепло в своих домах зимой», – сказал он. «У нас много и пророссийских настроений здесь в Германии», - добавил Ишингер. Ну, учитывая какую культурную работу в Германии развернулся Россия, то это как раз неудивительно.

Потом выступил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, который был вполне конкретен и точен в формулировках. В частности, он развенчал ряд фейковых заявлений об украинских снарядах на территории России. Дальше он обозначил, что должен делать Запад:

  1. Санкции. Оружие. Помощь экономике. Активная дипломатия. Это момент, когда желание подождать и посмотреть, играет на руку России. Как только Путин увидит какое-то колебание или недостаток единства, это сразу подтолкнет его к следующим действиям.
  2. «Что будет триггером для введения действительно разрушительных санкций в отношении России? Не надо ждать какой-то конкретный момент»
  3. Россию пока никто не наказал за активную паспортизацию граждан в ОРДЛО. Почему это не повод для санкций? Не следует ожидать, что какой-то русский воин пересечет границу с русским флагом в руках.

Резюме: Украинцы впервые за многие годы говорили очень четко, проявляли инициативу и не боялись называть вещи своими именами.

Запад похоже начинает осознавать, что Путин не шутит и намерен реализовывать свой проект геополитического переустройства мира. Однако западникам еще очень тяжело признаться себе, что придется выходить за рамки уютных конструкций, к которым привыкли после развала СССР.

Украина уже не имеет каких-либо вариантов, кроме осознанных и рациональных действий, адекватных ситуации. Альтернативой обретению своей субъектности в нынешних исторических обстоятельствах является только окончательно превращение в пищу на большом столе, за которым уже часть западных государств де-факто признает украинской столицей Львов, а Россия готовится повторить нам 2014-2015 годы с последующим выходом на «Минск-3».

Поэтому сейчас наступает ключевой момент. Проблески понимания этого звучали вчера и на «Украинском ланче», и на других мероприятиях Мюнхена. Но нам предстоит еще очень многое сделать в ближайшие недели и месяцы, чтобы наша повестка задавала тон.