На заседании Центра социально-консервативной политики (Украина), которое состоялось в среду, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко, отметил, что в российско-украинских отношениях сложилась напряженная ситуация. «В декабре прошлого года Украина развязала «аммиачную войну», что привело к закрытию российского завода в Тольятти. Россия отреагировала полным отсутствием уступок по газу, — подчеркнул эксперт. — Позитивных моментов в этом противостоянии для нашей страны нет. России же газовая война выгодна, помогает им давить на европейцев». Докладчик упомянул также «сырную» и «мясо-колбасную» войны, которые связаны с несоответствием стандартов качества продукции и другими спорными моментами, а также спрогнозировал назревающую «сахарно-конфетную войну».
По мнению Алексея Комарова, экономиста, менеджера проектов компании International Strategy Solutions, основная проблема заключается в том, что текущая экономическая модель Украины не является устойчивой и само поддерживающейся. Также мы имеем хронический дефицит текущего счета платежного баланса. Связано это во многом с тем, что у нас слабая структура экспорта (он, в основном, сырьевой) и монополистичная структура импорта.
Если посмотреть на структуру торговли по регионам, то с Европой этот показатель составляет 28%, Азией — 25%, Россией и СНГ — около 40%. «Наш экспорт — диверсифицирован, поэтому Украине сложно принять решение, к какому из торгово-экономических союзов присоединиться», — подытожил Комаров.
«Структура экспорта Польши, России — тоже очень диверсифицированна, — возразил директор украинского филиала Института Стран СНГ Владимир Корнилов. — Но им это не помешало присоединиться к торговым союзам». По словам эксперта, когда говорим о присоединении к тому или иному блоку, все экономические цифры уходят на второй план, поскольку речь идет о геополитике. Учитываются иные ценности, нежели цифры и показатели, которые меняются.
Что касается торгового противостояния между Украиной и Россией, то, по мнению Корнилова, те конфликты, которые происходят сейчас, нельзя называть торговыми войнами.
Председатель правления Ассоциации «Поставщики Таможенного Союза» Олег Ногинский согласился, что никаких торговых войн Украины и России нет. Идет нормальная экономическая и техническая работа. Эксперт считает, что бывают конфликты, но в каждой ситуации нужно разбираться, а не говорить сразу о политике. Если есть несоответствия по качеству продукции, то это надо исправлять. «Складывается такое впечатление, что Россия сегодня — наш враг номер один. Потому, что если раньше на что-то закрывали глаза, то теперь — нет. Проводят более тщательные проверки и анализы, заставляют наших производителей соблюдать правила», — объяснил Ногинский.
Постоянный участник заседаний ЦСКП (Украина) Александр Волхонский назвал вздором разговоры о войнах: «Они предполагают что-то соизмеримое, а когда с одной стороны — РФ, а с другой — Украина, то нужно говорить о санкциях одной страны по отношению к другой». По мнению эксперта, Украина продолжает находиться в эволюционном тупике. Наши страны живут, в основном, на ресурсах. Их эксплуатируют, но капитализации активов ни у соседей, ни у нас не происходит. «Не вижу, как бы Россия и Украина быстро могли перестроиться на другие технологии. У нас нет цепочек наука-технология-бизнес. Это проблема», — уверен Волхонский.