О ходе антитеррористической операции (АТО), готовности силовиков и проблемах в ее проведении рассказывает руководитель ЦВПИ, координатор группы «Информационное Сопротивление» Дмитрий Тымчук.
О вялости и неэффективности АТО вопросами задаются все – от именитых экспертов до домохозяек. Ваше мнение: в чем основные причины провалов?
Дмитрий Тымчук: Провалом я все же операцию в целом не назвал бы. В той ситуации, в которой она проводится, мы видим результаты, и это уже очень много. Надо оценивать, сколько факторов влияют на успешность АТО, чтобы понимать, через какую гору проблем приходится пробираться силовикам.
Причин неэффективности несколько. И политических, и военных, и психологических, и экономических (если говорить об уровне материально-технического обеспечения).
Предлагаю начать с краеугольного камня – политики.
Дмитрий Тымчук: Еще с событий в Крыму у нас стало принятым винить во всех неудачах лично Александра Турчинова, ну и Арсения Яценюка, чтобы первому не было скучно в списке обвиняемых. А заодно высшее руководство силовиков. Наша группа «ИС» не стала исключением – мы кинули не один камень в огород власти.
С одной стороны, это логично: рыба гниет с головы. С другой стороны, после Крыма у нас было достаточно возможностей оценить ситуацию в целом. И чем больше мы узнаем, тем больше возникает вопросов ко всем уровням руководства, опускаясь до самых «низов». Причем оказывается, что как раз основные вопросы, задаваемые Турчинову, на самом деле надо задавать все же не ему.
Что касается именно политической ситуации. Да, во время событий в Крыму мы не видели четкой и жесткой позиции высшего руководства. Но за два месяца все очень изменилось. По нашим данным, украинская власть в случае с Донбассом все же имеет и политическую волю, и стремление разрешить ситуацию.
Но тут начинаются проблемы иного плана. Прежде всего, международное давление. Запад нас поддерживает – санкциями и морально. Но их четкая установка – никакого кровопролития, только переговоры.
Это бред. Договариваться можно с теми, кто готов решать проблемы языком не оружия, а дипломатии. Тех, кто в ответ на приглашение к «национальному круглому столу» отвечает терактами – нужно уничтожать.
Вторая проблема – Россия. О нежелании ее провоцировать сказано так много, что не буду повторяться.
А пресловутый «след Тимошенко»? Все чаще мы слышим намеки, что президентские выборы, на которых Юлия Владимировна явно не имеет шансов, ей не нужны, потому подконтрольные ей Турчинов и Яценюк «сливают» АТО – чтобы в итоге сорвать выборы.
Дмитрий Тымчук: Должен признаться, у нас тоже были такие подозрения. Но на данный момент могу твердо сказать: да, нынешнее руководство страны не может найти и поставить на место руководства АТО действительно нужных людей. Это проблема и ответственность власти. Да, АТО тормозит куча «внутренних» причин. Но «руки Тимошенко» мы не видим. Можете верить или не верить, но это факт.
США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна
Реформа МСЕК: сімейні лікарі отримають нові повноваження щодо встановлення інвалідності
ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу
Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада
Лично я убежден, что у нынешнего руководства страны хватает реальных недостатков – не надо ему придумывать вымышленные. Вместо этого лучше действительно разобраться в ситуации и исправлять те ошибки, которые сейчас «в тени».
Ответственность за вчерашнюю трагедию, когда погибли ребята из 95-й аэромобильной бригады, в соцсетях возложили на Турчинова и Авакова…
Дмитрий Тымчук: Ну это вообще какая-то фантасмагория. По Авакову слов нет. Какое он имеет отношение к 95-й оамбр, или действиям армии в ходе АТО? Это вопросы скорее к Ковалю (министру обороны) и Куцину (начальнику Генштаба), о которых по совершенно непонятным причинам вообще никто из критиков не вспоминает.
По Турчинову – то же самое. Неужели Турчинов ставит боевые задачи каждому взводу, издает боевые приказы, организовывает боевое обеспечение? Неужели он лично выполняет действия, которые должен в соответствии с «азбукой» — Боевыми уставами – выполнять командир взвода, роты, батальона? Если командиры, начиная с уровня лейтенанта, не знают уставов, причем здесь президент?
Надо заканчивать с привычкой винить во всех грехах власть. Это слишком удобно для всех, но тогда мы никогда не исправим главных ошибок и не добьемся успеха.
Хотя я не прав – президент все же причем. Проблема именно Турчинова как Верховного Главнокомандующего в том, что в штабе АТО сидит кучка людей с высокими должностями и званиями, к профессионализму и адекватности которых возникают огромные вопросы. Начиная с руководителя АТО. А все остальные проблемы уже по цепочке идут вниз, до уровня ваньки-взводного.
К слову, именно к армейским генералам в штабе АТО наибольшие вопросы. Эти господа олицетворяют всю плачевность состояния в нашей армии. Патологическая склонность к вранью и показушности, паническая боязнь малейшей ответственности, неумение принимать простейшие решения, полная профнепригодность. Это жалкое зрелище, и тем более неприемлемое именно в сегодняшних условиях.
О руководителе АТО Крутове говорили много – сначала хорошего, потом не очень…
Дмитрий Тымчук: До АТО лично я с ним общался один раз в жизни, потому не могу сказать, что хорошо знаю этого человека. Могу лишь повторить мнение тех, кто знает его давно и работает с ним сейчас. За годы вне СБУ товарища словно подменили. В очень нехорошую сторону.
Отчего же его не поменяют на более адекватного?
Дмитрий Тымчук: На кого? Назовите фамилию. Мы проконсультируемся, и если ваш кандидат достоин, будем лоббировать. Лично я таких людей не знаю – но я и не специалист в области антитеррора.
Сменить руководство – и все наладится?
Дмитрий Тымчук: Как мы, то есть группа «ИС», видим, это ключевая проблема. Ее решение поможет решать остальные.
Прежде всего, поведение личного состава почти всегда зависит от поведения командира. Это я знаю со времен своей лейтенантской юности, когда был заместителем командира роты.
Огромная проблема с начала АТО состояла и состоит в том, что наши силовики – в первую очередь армия, точнее, армейские командиры всех звеньев, – психологически не готовы к боевым действиям. Это парадокс, но это факт. Начиная с Крыма, уйма примеров, когда и средние, и младшие командиры, а следом и рядовые просто отказывались выполнять приказы или наглухо саботировали их.
Наша армия никогда толком не воевала. Опыт миротворческих операций очень ограничен, — да и тут можно вспомнить разве что опыт Ирака. В других миссиях наши ребята выполняли в основном роль охранных подразделений. Все это накладывается на катастрофическое состояние боевой подготовки на протяжении двух десятилетий и полную деградацию системы военного образования.
В МВД – та же проблема. Наши правоохранители весьма браво выступали против безоружных митингующих на Майдане, а когда речь пошла о хорошо вооруженных и обученных группах бандитов, начались проблемы.
Хотя сейчас мы видим, как спецназ правоохранителей и Национальная гвардия довольно успешно выполняют задачи. В общем, опыт дается большой ценой, но он приходит, и это главное. Но я уверен, что если бы во главе всего этого стояли адекватные генералы, мы имели бы гораздо меньше крови и гораздо больше побед.
Об обеспечении АТО, точнее – его отсутствии – ходят легенды.
Дмитрий Тымчук: Уже в начале событий вдруг обнаружилось, что армия не имеет никаких запасов. Армейские склады пусты – все тупо разворовали. К слову, сейчас эти вороватые ребята в своем большинстве сидят в тех же самых креслах в Минобороны и Генштабе и «работают» дальше. Я сейчас обойдусь без фамилий, но обещаю: мы их назовем.
Система аутсорсинга в армии (которая, кстати, была введена задолго до Януковича и его «стратегов») оказалась очень полезной для «дерибана» бюджетных средств, но очень мало приспособленной для обеспечения армии в боевых действиях, вне мест дислокации.
Та же проблема в МВД. Вдруг оказалось, что нет элементарных средств, необходимых для проведения полицейских операций – например, светошумовых гранат. При Януковиче все было пущено на Майдан.
Все эти проблемы решаются с колес. Но поскольку решаются в авральном порядке, проблем и тут не избежать. Тендерная система закупок в Минобороны (к слову, прозванная «прозрачной», на деле она глубоко коррупционна) позволяет даже при наличии средств получить закупаемое через 120 дней после запуска тендера. Сейчас приняли экстренный закон специально под АТО, но пока мы не видим, чтобы он реализовывался особо успешно.
И еще одна проблема. Не все из необходимого мы можем закупить у своих производителей. В то время как Запад много обещает в плане помощи, но пока очень мало дает. Закупить напрямую в Европе мы не можем – «поддержав» нас, ЕС ввел запрет на поставки продукции военного назначения в Украину. С одной стороны, Кодексы поведения экспортеров вооружений что ЕС, что ООН и впрямь запрещают поставки оружия в зоны конфликтов. С другой стороны, кому к чертям нужна такая «поддержка Запада»? Лицемерие, и не больше. Рассчитывать пока можно лишь на свои силы, да разве что на американцев.
Но мы должны помнить, что за каждой проблемой в материально-техническом обеспечении войск стоит здоровье, а то и жизни наших ребят. И каждого военного чиновника, который ответственен за решение этой проблемы, нужно назвать по именам и ввести персональную ответственность. Иначе АТО так и будет вялотекущей мясорубкой без особого результата.
Источник: Анна Шумакова/Информационное Сопротивление