О проведении антитеррористической операции на востоке Украины, о полномочиях силовиков и о том, что дало бы введение чрезвычайного положения рассказывает руководитель Центра военно-политических исследований, координатор группы «Информационное Сопротивление» Дмитрий ТЫМЧУК.
— По вашим оценкам, начавшаяся на востоке Украины антитеррористическая операция увенчается успехом?
— К сожалению, я не Нострадамус. Ситуация накануне сложилась действительно очень нехорошая. Руководство силовиков пыталось определить степень лояльности власти местных правоохранителей на Донбассе, но там, похоже, рассчитывать особо не на кого. Конечно, есть патриоты и среди донецкой милиции. Но у руководства МВД как бы нет времени и возможности изучать сейчас кандидатуру каждого отдельного правоохранителя на предмет патриотизма и ответственности.
С другой стороны, за последние сутки все же удалось перебросить на восток достаточно серьезные силы, достаточные для проведения АТО.
Надо понимать, что многое зависит не только от количества сил и средств. Бездарно спланированная операция и непрофессиональное руководство способны за считанные часы угробить даже очень значительные ресурсы.
С другой стороны, если операцию планируют и проводят профессионалы, то успеха можно достичь и ограниченными силами. К счастью, нынешней АТО руководят профессионалы во главе с генералом Крутовым. Это дает повод надеяться на успех.
— СМИ сообщают, что военные, правоохранители и спецслужбы перед нынешней АТО отказались штурмовать Славянск. Мол, это преступный приказ. Насколько такое заявление соответствует истине? И почему на Майдане эти же силовики куда более преступные приказы без раздумий выполняли?
— Во-первых, СМИ сильно усугубляют ситуацию, представляя ее чуть ли не как массовый саботаж. Подобные возражения со стороны отдельных руководителей структурных подразделений действительно были, но это как раз касается в первую очередь «местных», о которых я упоминал.
Что касается сравнения с Майданом. Действительно, там против людей, выступающих под флагами Украины, действовали некоторые из тех самых правоохранителей, которые сейчас рассказывают о «мирных гражданах» на Донбассе, с оружием захватывающих органы власти под флагами России. Я надеюсь, что со временем уполномоченные органы дадут оценку каждому из этих должностных лиц.
Но факт и в том, что по сути до вчерашнего дня, 14 апреля, когда был подписан президентский указ об АТО, как таковой режим антитеррористической операции де-юре не вводился. Хотя власть и заявляла, что проводит АТО. А ведь силовикам нужно четко знать, в каком правовом режиме они действуют и какие полномочия имеют. Тем более, что речь идет о возможных жертвах. И ведь именно события на Майдане показали нам, что крайне важно, чтобы силовики действовали исключительно в правовом поле.
Потому люстрация в силовых структурах очень нужна. Она жизненно необходима. Но не менее важно, чтобы, ставя задачи силовикам, власть также действовала в правовом поле. Иначе мы даем козыри в руки России, которая и без того вопит о нелегитимности нашей нынешней власти.
— Отчего же власть не ввела чрезвычайное положение? Очевидно, это упростило бы действия силовиков?
— Честно говоря, лично для меня остается загадкой, отчего чрезвычайное положение до сих пор не введено. Введение такого правового режима бы расставило все точки над «і» — дало бы необходимые полномочия силовым структурам, и одновременно позволило бы избежать обвинений в адрес украинской власти в неправомерном использовании силы.
В Україні зросли податки на продаж нерухомості: скільки доведеться заплатити
Вже 290 гривень за кіло: в Україні злетіли ціни на виноград та яблука
За кермо заборонено: з якого віку водіям не можна керувати авто
Байден планує фінальний удар по Путіну
Власть говорит: это сорвало бы выборы. Но откроем Закон Украина «О правовом режиме чрезвычайного положения». Он предусматривает введение режима чрезвычайного положения на отдельных территориях. То есть можно объявить такой территорией Донбасс, где и без того выборы под угрозой. Кто-то может себе представить, как в сегодняшней ситуации там обеспечивать работу избирательных участков? Я лично подобного не представляю. Наоборот: именно жесткие и эффективные действия сегодня позволили бы говорить о возможности проведения выборов в регионе в конце мая.
Тем более, что минимальные сроки режима ЧП ничем не ограничены. Успели за три дня – нет проблем, «колорадосов» разогнали и повязали,силовики свернулись, а регион вернулся к мирной жизни.
Единственный побочный эффект – по закону срок полномочий местных выборных органов власти продлевается на срок действия чрезвычайного положения. Но в случае с президентскими выборами мы бы это пережили.
— То есть украинская власть не принимает меры, необходимость которых очевидна?
— Я не хочу в данных условиях критиковать власть. Я говорю, что не понимаю ее действий. И речь не только о ЧП — я многого иного не понимаю.
Например, некоторых кадровых назначений. Ну не могут в по сути военных условиях на высокие должности идти чисто политические назначенцы. Сейчас должны работать профессионалы, если мы хотим действительно спасти Украину. Случай с назначением упомянутого генерала Крутова свидетельствуют, что наше руководство начало это наконец понимать. И это обнадеживает.