Вынужденно покинувший страну депутат парламента ПМР, лидер и создатель недавно запрещенной Народно-демократической партии «Прорыв», рассказал «Хвиле» о перипетиях политической жизни Приднестровья.
Почему вы приняли решение уехать?
Я находился в самых сложных ситуациях. В 90-х у меня был жесткий конфликт с Лебедем (генерал-лейтенант Александр Лебедь в 1992-1995 годах командовал 14-й армией, дислоцированной в Приднестровье – ред.). Затем продолжительная борьба с (президентом ПМР в 1991-2011 годах – ред.) Игорем Смирновым. То есть, некая скрытая угроза существовала всегда. Но при этом тот же Смирнов старался действовать в рамках закона. Например, когда врывались с проверками в офис, то после предъявления депутатского удостоверения силовики чаще всего отступали. Сегодня же ощущение, что закона вообще нет. Что же лично меня, то ежедневно из КГБ звонят Верховный Совет и напоминают, что Соин не должен, например, получать зарплату. Дошло до абсурда. На мой вопрос, как такое возможно, мне в парламенте говорят, — да, это не законно, но вы же знаете, какая ситуация в республике.
А какая ситуация в республике?
К примеру, в прошлом году лидер ПМР Евгений Шевчук переступил через бюджет. В соответствии с законом, президент имел право наложить на него вето. Но он проигнорировал главный финансовый документ. Перешел на прямое управление государством через указы и сделал вид, что бюджета вообще нет, чем грубо нарушил конституцию. Более того, он незаконно поднял на 70% цену на газ для негосударственных предприятий (вследствие чего стали металлургический и цементно-шиферный заводы в Рыбнице), ввел личным решением дополнительные налоги и сборы.
Боле того, начали отнимать землю у аграриев и возвращаться к созданию колхозов. Идет давление на малый бизнес, который тотально проверяют. Тем самым, президент зачищает под себя площадку. Я уже не говорю о войне с «Шерифом» (крупнейшая компания ПМР, монополист в ряде сфер экономики, с численностью персонала более 12 тыс. человек – Ред.).
Раз уж упомянули «Шериф». Насколько реальна эта война или есть некие договоренности?
Конечно, честно ответить на этот вопрос могут только два человека – Евгений Шевчук и Виктор Гушан (президент холдинга «Шериф»). Но еще в прошлом году были созданы фирмы, которые должны были заменить «Шериф» на рынке. Однако не учли одного – ни у одной из компаний в ПМР нет такого объема оборотных средств, как у «Шерифа». В этом главный прокол Шевчука. Война с «Шерифом» затянулась. Думаю, что как раз под «Шериф» был создан следственный комитет, который подчинен лично президенту и имеет неограниченные полномочия. У нас у прокуратуры нет таких полномочий. И, конечно же, СК уже борется и с другими оппонентами Шевчука.
Вы связываете эти меры с намерением Шевчука идти на второй срок?
Во-первых, Шевчук видит себя не только на втором, но и на третьем, и четвертом сроках. Он пошел по северокорейскому сценарию. Внешне пытается подражать Путину, но, честно говоря, до ВВП ему, как до Луны пешком. Суть в следующем. Во-первых – это тотальный контроль над политическим полем. Для этого он зачищает неугодных депутатов и неугодные объединения граждан. Недавно была запрещена партия «Прорыв», которую я возглавлял. Хотя суд первой инстанции мы выиграли, в отсутствие ответчика Верховный суд партию запретил.
Во-вторых – сфера СМИ. ИА «Тирас» и ИА «Днестр» заблокированы на территории ПМР. Когда люди стали заходить через анонимайзеры, нужные президенту структуры заблокировали одну из версий анонимайзера, затем отрубили вообще все. То есть, из Украины и всего мира смотреть сайты возможно, только не из Приднестровья. Такой себе вариант северокорейского Интернета.
То есть, вы утверждаете, что президент ПМР взял курс на углубление изоляции?
Он – выпускник учебных программ Евросоюза и Лондона, но сегодня, своими действиями он очень крупно подставляет своих учителей. Надежды Европы провалились.
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
У ДПЕК підказали, як зрозуміти, що лічильник електроенергії несправний
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Первоначально у него была репутация человека, способного смягчить отношения с Молдовой. А сегодня ситуация обострилась настолько, что речь идет чуть ли не о новой войне. Нужно было принимать стратегию малых шагов, а не устраивать приграничный беспредел, обостряя умышленно ситуацию в Зоне безопасности.
Бытовала легенда, что Шевчук – это проукраинский политик. Но это не так. Результаты его действия привели к тому, что демаркация границы тормозится. Он попытался дискредитировать Леонида Кожару в СМИ, сорвал Львовскую встречу, и вряд ли приедет в Одессу. Во всяком случае, я не исключаю такого варианта.
Вы создаете в Украине «Союз приднестровцев Украины». Он станет форпостом оппозиции?
Нет. Это будет организация для приднестровцев. Нас в Украине очень много, но мы разобщены. Есть много примеров, когда выходцы из ПМР нуждаются в элементарной юридической консультации. Мы хотим развивать культурные связи. Работать в направлении развития контактов гражданских обществ. А офис хотелось бы открыть в Одессе на улице Тираспольськой – было бы символично.