На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил Киеву и Москве свои услуги в качестве посредника в решении конфликта на Донбассе. Глава Казахстана исходит из того, что существующие форматы переговоров (Минск и Нормандский) не покрывают всего спектра конфликтных вопросов между Украиной и Россией. Поэтому у Астаны есть возможность часть вопросов, которые остаются за скобками того же Минска, попробовать решить в рамках новой площадки при активном посредничестве казахской стороны.

Не секрет, что беларуское посредничество в Минске сведено к предоставлению помещений и логистике. Беларуская дипломатия вне процесса. Для Назарбаева важно именно участие в процессе, генерирование предложений и, хотя бы, небольшой практический результат.

Новая конъюнктура

Президент Казахстана уже делал подобное предложение в2015 году во время встречи с Петром Порошенко в Астане. Но тогда в Киеве не очень верили в возможности дипломатии «второго плана» и были более заняты попытками продвинуть вооруженную миссию ОБСЕ на Донбассе. В Москве же активность Назарбаева также не нашла отзыва. В Кремле были уверены в собственных силах и ждали быстрого схлопывания «украинского режима».

Сейчас ситуация несколько другая. Информация по результатам встреч Трехсторонней контактной группы в Минске свидетельствует о том, что стороны исчерпали возможности для компромиссов. В Москве не дают отмашки представителям ОРДЛО для уступок даже в таких неполитизированных вопросах как мониторинг состояния заключенных в тюрьмах, которые находятся на оккупированных территориях. И это уже не говоря о списках для обмена пленными.

Минск находится в стратегической паузе, что сказывается на ситуации на линии размежевания. Количество обстрелов возрастает. Гибнут люди, накапливается критическая масса бытовых проблем. Создается угроза гуманитарной и экологической катастрофы в регионе.

Сложно говорить и об прогрессе в рамках Нормандского формата или диалога Москва – Вашингтон. Ставка на то, что Путин договориться с Трампом или убедит Меркель и Макрона поднажать на Украину сегодня выглядят малоосновательной. Сделки между Москвой и Вашингтоном в ближайшем будущем не будет. Может Трамп и хотел бы «большими мазками» разделить сферы влияния с Россией, но эта его идея не будет поддержана американским политическим классом, что хорошо для Украины.

Европейцы хотя и пытаются оказывать давление на Украину в вопросе уступок в Минском процессе, но и Киев научился маневрировать, сохраняя остатки субъектности. Иногда мы, не говоря прямо «нет» нашим западным партнерам, просто делаем то, что должны, в интересах собственной национальной безопасности. Уступки должны быть взаимными, а не за счет Украины.

Поэтому нас ждет долгий и тяжелый переговорный процесс с элементами «мерцающего конфликта» на Донбассе. Мира там еще долго не будет.

Понимая это, Украина должна быть заинтересована в экспериментировании с переговорными площадками по амортизации негативных последствий войны с Россией на Донбассе. Если что-то не идет в Минске в одном формате диалога, может другие вопросы можно сдвинуть с «мертвой точки» в рамках другого, например в Астане.

Да. Сегодня Казахстан является членом Таможенного союза и военно-политического блока ОДКБ. У Астаны есть некоторые союзнические обязательства перед Россией. Но казахское руководство прекрасно осознает свою уязвимость в таком статусе. На севере Казахстана проживает компактно русскоязычное население, которое не ровно дышит в сторону РФ. Пока рано говорить о сепаратизме, но нехороший осадок от деятельности разного рода пророссийских организаций и ряженных «казачьих войск» остался. Да и в отношениях между Астаной и Москвой далеко не все так безоблачно. Казахстан начал сажать своих граждан, которые были наемниками пророссийских незаконных военных формирований на Донбассе. Астана даже отказывается от кириллицы и переходит к латинице, что вызывает скрепный скрежет у сторонников «русского мира».

При этом Казахстан — вторая экономика Таможенного союза и важный партнер России в Центральной Азии. Можно сколько угодно пугать и давить, но Путину приходится постоянно вести непростые беседы с Назарбаевым, чтобы хотя бы сохранять видимость эффективности Таможенного союза и ОДКБ.

Если у Назарбаева есть уверенность, что у него хватит аргументов для того, чтобы убедить Путина начать предметный разговор с украинской стороной по двум – трем темам, выпавшим из повестки Минска или Нормандского формата, то этой возможностью следует воспользоваться.

Популярні новини зараз

Верховний суд США визнав масштабні тарифи Трампа незаконними

Війна на роки та дипломатичний глухий кут: WSJ про реальний стан переговорного процесу

Штамп у паспорті не врятує: чому українців можуть виселити із житла

Тримає Путіна на плаву: хто насправді керує війною Росії проти України

Показати ще

Взаимный интерес

После встречи на высшем уровне 2015 года между Киевом и Астаной снизился уровень политических контактов. Последний визит вице-премьера Геннадия Зубко в Казахстан в этом году показал, что есть дефицит общения не только между руководством двух стран, но и на уровне деловых контактов.

До недавнего времени Казахстан занимал 3-е место среди торговых партнеров Украины – стран СНГ и 17-е место среди всех торговых партнеров Украины (показатели 2015 года). Сейчас ситуация в среднем немного ухудшилась в связи с запретом транзита украинских грузов через Россию.

Товарооборот между нашими странами существенно снизился. Ели в2010 году он составлял порядка 5 млрд. долл. США, то в прошлом году он упал до 2 млрд. долл. Естественно, такая ситуация не устраивает как Украину так и Казахстан, к тому же, по мнению экспертов, потенциал между нашими странами в торговле превышает 15 млрд. долл.

Сегодня в Казахстане действует 661 предприятие с украинским участием.

Казахстан инвестировал в экономику Украины 162,2 млн. долл. США. И за последнее время отток инвестиций составил всего 7,5 млн. долл. США. Подавляющая доля казахстанских инвестиций (более 98%) привлечено к сферы финансовой и страховой деятельности.

Сегодня Украина Украина кровно заинтересована в наращивании экспорта машиностроительного оборудования (трансформаторы, электроэнергетическое оборудование, вагоны, устройства для сортировки, сепарации, измельчения, агломерации минерального топлива и сырья, стационарное оборудование для железнодорожных путей, печи отопительные, сушилки, сельхозтехника и пр).

Киев хотел бы получить заказы на строительство и поставки украинских самолетов, а также модернизацию казахской авиатехники. Например, серийный выпуск в Казахстане самолетов марки «Антонов», участие Астаны в украинских проектах космической отрасли «Днепр» и «Зенит».

Есть заделы для поставок в Казахстан продукции металлургической промышленности Украины (ферросплавы, прокат плоский, прутки железные, швеллеры, изделия из черных металлов, трубы металлические, винты, болты, изделия из алюминия);

Если говорить стратегически, то решить вопрос многократного увеличения товарооборота между Украиной и Казахстаном можно путем создания совместных украинско-казахских предприятий в топливно-энергетическом комплексе,а также участие украинских компаний в разработке казахстанских месторождений нефти, газа, металлов, урана.

Это не полный конспект сфер двухстороннего сотрудничества, где есть взаимный интерес. Это те элементы евразийского экономического партнерства, которые можно считать позитивными и для Украины.

Если посредничество Нурсултана Назарбаева, интенсификация дипломатических контактов, приведут к появлению мощного импульса для прорыва российских торговых блокад, то это должно всячески приветствоваться в Киеве.

Одним слово, есть о чем подумать…