«Нет ничего нового под Солнцем». Например, наше государство нас привычно не балует. Не балует понятными и справедливыми законами, низкими налогами, своей заботой. Тут бы можно сказать – и вниманием, но не тут-то было, внимания зачастую с избытком. Иногда столько, что появляется желание от него как-то укрыться.

Здесь и дальше, и как обычно, впрочем, «Государство» не в смысле «народ и территория», а в значении «Правительство». У нас это понятие обычно персонализируется, нам кажется, что все вот так – потому что люди там неправильные, будут правильные – будет лучше. Это само по себе вопрос достаточно дискутабельный, но сейчас хотелось бы поговорить о другом.

Там, где все сейчас несколько получше, чем в наших краях, ведь тоже бывало и бывает по-разному. Тоже Государство в разных странах, в разные времена и при разных идеологических установках всячески вставляло палки в колеса своим гражданам – ну, чтобы им жизнь слишком скучной не казалась, вера в полезность Государства не терялась и стимулы для инноваций сохранялись. И граждане, закономерно, все время что-то придумывают – там, где есть прогресс и движение вперед. Иногда, да, благодаря стараниям Большого Брата. Но часто и вопреки.

У нас они, у кого уже все давно получилось – гении и примеры для подражания. Не важно, что их придумки работали в других условиях и в другой эпохе даже, давайте копировать или хотя бы брать за основу.

Или другая крайность – мы тут самые умные, и вообще особый случай, чужой опыт нам не указ, мы набьем исключительно свои собственные шишки и наступим только на понравившиеся нам грабли. Причем желательно не раз.

В этом плане интересна дискуссия вокруг испанской корпорации Мондрагон. Вот здесь есть еще одно, пусть и страшно тенденциозное, но подробное описание и, если пробраться через дебри идеологических штампов – картинка в принципе складывается.

Если же коротко, то речь идет о федерации рабочих кооперативов в стране Басков, которая начиналась как техникум и несколько мастерских, а теперь у нее есть свой кооперативный банк, который они называют Кассой, свои парламент и Президент, свой корпоративный промышленный парк недалеко от Шанхая, свой университет – и еще много всего интересного. Общий оборот 16,8 млрд евро за 2008 год. В общем, ничего так кооперативчик.

Восхищенные сторонники этой модели стараются все представить так, что перечисленные достижения – результат именно такой вот организации, а не просто плод труда людей, которые смогли объединиться и работать. Но как именно они это сделали – пусть даже хитро, удобно, пусть даже гениально – не вторично ли? Есть масса других примеров, когда бизнес растет и развивается, работники довольны и менеджмент не пасет задних.

Почему они сделали это именно таким образом? Не потому ли, что условия вокруг них были такими, что по-другому было сложно или и вовсе невозможно?

Не стоит забывать о том, где и когда все начиналось. Испания, изоляция, отсутствие инвестиций, основатель движения, хорошо потрепанный франкистами и не ожидающий от Государства ничего хорошего… К тому же на тот момент социализм, рабочее движение, собственность на средства производства и продукты своего труда – это все было в тренде. Это продавалось. И если Хосе Мария Аризмендиетта смог продать свою идею людям, завернув ее в понятную им обертку, и в результате они получили вполне капиталистические рост и прибыль – какая разница, как он это называл.

Кстати, ходят слухи, что вот как раз он – никак не называл.

Так ли важно, какая из идеологий – социализм или капитализм – старающихся присвоить себе все хорошее или не упускающих случая, чтобы свалить на противника все плохое, более здесь применима?

Если и идет речь о каких-либо определениях – то о «синтезном» укладе. И вот этот тезис, «синтезность» – и есть, возможно, то главное, чему и стоит поучиться.

Популярні новини зараз

Зміни у встановленні інвалідності: чий статус перевірятимуть

Паспорт та ID-картка більше не дійсні: що тепер робити українцям

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень

Показати ще

Кроме синтеза идей и идеологий, стоит выделить еще несколько тезисов относительно применимости опыта Мондрагонской корпорации в наших условиях.

  1. Гибкость и постоянная корректировка практически всего – задач, способов их решения, управленческих подходов, социальной политики. Мир все время меняется. Корпорация Мондрагон основана в 1956 году. Она стойко переживает кризисы, глобализацию – и остается на плаву. Понадобился банк – пожалуйста. Была проблема с трудоустройством женщин – пожалуйста. С социальной сферой – тоже решили. Раньше не брали наемных работников – а теперь берем, и сокращаем их при необходимости. Возмущаются? Вот механизм компенсации – уже довольны. Проблемы признаются и решаются по мере поступления.
  2. Образование, кадры – во главу угла, прямо на старте. Сначала Дон Хосе организовал техникум, а только потом – кооперативную мастерскую. Не хочу здесь останавливаться на проблемах нашего профессионально-технического образования, но видимо и там стояла проблема – а кто будет работать? А что они умеют? Не умеют? Так давайте научим!
  3. Ресурсы – для того, чтоб что-то вложить в общее дело, человек должен это что-то иметь. И доверять – то есть не бояться, что банк отберет у него последнее – жилье – если он не сможет выплатить грабительские проценты. В данном примере прихожане Дона Хосе скинулись на техникум… да и много потом еще на что. Значит, во-первых, у них эти деньги были. А во-вторых, они не боялись их доверить. В данном случае доверие – тоже ресурс. Как ни странно, вот в этом аспекте есть место, где может развернуться Государство – или даст денег, или/и обеспечит контроль за тем, чтоб их не разворовали.
  4. Территориальная организация. Да, этот подход – практически идеальная картинка не организации бизнеса, все-таки тут возможно много вариантов, – а местного самоуправления. Такого, каким оно может быть – с ориентацией на местные условия, с заботой о людях и экологии, с формированием заказа на обучение, медицину, садики – и реализацией всего этого своими силами. Территориальный банк, со льготными процентами под открытие бизнеса – да еще и с обучением и менеджментом на первых этапах – чтоб гарантированно получилось. Даже свой университет и научно-исследовательский центр можно делать! Причем не взагалі, щоб було, а под конкретный заказ местной же промышленности. Можно просто брать готовые мондрагоновские фишки и внедрять. Ничего не надо придумывать – все уже реализовано. И сделано это – внимание! – отнюдь не силами Государства. В случае Испании Государство вовремя сообразило, что лучше помогать и не мешать – по сути, местная территориальная община перебрала на себя кучу его функций, неплохо справляется, налоги и занятость продуцирует – чем плохо? В нашем случае Государство пока самостоятельность общин только декларирует… Посмотрим, как оно будет, когда дело дойдет до реализации. Но в практически идеальном исполнении – это может выглядеть именно так. И этот пример можно и нужно использовать в том числе для пиар-компании – как будущей реформы местного самоуправления, так и партии или движения, готовых этой реформой заняться.
  5. Реальная власть в обход существующей избирательной системы. Смотрите, территориальная громада – ее здоровая работающая часть – объединяется в такую себе федерацию кооперативов. Со временем они решают все вопросы в регионе. В Мондрагоне вот есть и Парламент, и Президент. И есть нюанс – в руководящие отделы организации можно попасть только с поста менеджмента, никаких кухарок, руководящих государством. Да, демократия, один работник – один голос. Но только в тех вопросах, которые этого работника непосредственно касаются. Очень красивое решение проблемы ловушки демократии. И бонусом – избирательный ценз: участие в обсуждении и голосованиях принимают только работники! В ситуации, когда у власти все та же несменяемая колода «элит» и партий, а электорат в массе своей признаков осознанности и разумности не подает – это может быть интересным ходом. По сути, речь идет о создании системы параллельной власти в стране. Системе, когда дробление может быть во благо – и по этому пути сейчас на самом деле идут многие страны. Раздробиться, чтобы потом объединиться в новом качестве. Сразу оговорюсь – речь не идет о так называемой федерализации или сепаратизме. Никто не трогает унитарное устройство, единую внешнюю политику, единое культурное пространство и защиту границ. Это про местное самоуправление, которое может стать реальной силой. При желании можно поговорить о его представительстве во власти в виде второй палаты Парламента.
  6. Переформатирование групп с территориального принципа на отраслевой. Это та эволюция, которая уже произошла в Мондрагоне. И которая – в цифровую эпоху – вполне реальна в масштабах государства и даже большем. Не важно где ты живешь. Ты можешь быть членом кооператива/громады в соседней области (на другом материке), если у тебя есть желание, ресурсы и компетенции.

Есть люди, которые скажут – и уже говорят – что у нас это работать не будет. Не важно в данном случае почему. Люди там не те, менталитет, коммунисты все хорошее загубили и ростки предпринимательства затоптали – и так далее. Не буду спорить, всегда хочется назначить виновника в том, что все не так.

Однако позволю себе привести еще один пример – уже наш – Люди вне государства. И вот тут очень интересна реакция на него и Государства, и общества. В том числе вполне себе прогрессивных его представителей.

Государство дежурно делает вид, что проблемы не существует. Или само как-то рассосется, или наоборот вырастет до таких масштабов, что можно будет пропиариться или нажиться уже на борьбе с очередными врагами государства. В идеале так и то, и другое. Ну вот примерно как в случае с «янтарной республикой» – тоже ведь пример не слабой самоорганизации. Такую энергию, да в благое бы русло…

Да и общественность опыт более-менее благого дела – самозанятость и самоорганизация, доверие, кооперация, рабочие места, соответственно рост благосостояния и покупательной способности – позитивным почему-то не считает. Ах, они такие нехорошие, дармоеды, можно сказать, налоги не платят, на армию не сбрасываются, пенсионеров своих на попечение остального, правильного, общества перекладывают. Садики и больницы, опять же…

И вот тут хотелось бы отметить пару вещей.

Во-первых, в приличных государствах – как местах для жительства, на этот раз, – предприятия, о которых идет речь в данном случае, считались бы настолько мелкими, что вообще налогов бы не платили. А уж тем более всяческих поборов для открытия и существования своего маленького бизнеса. А в некоторых – так еще и помощь, кредит там под символические проценты, гранты или дотации, получили бы. Потому как житель, или даже группа жителей, соизволили не сидеть на шее у государства – в значении общество, если уж копать глубже – а самозаняться и самообеспечиться.

А вот когда предприятия эти подрастут, расширятся, нарастят жирок и обороты – будьте добры заплатить налоги…

У нас же все осталось как при том регионале, который заявлял, что и Ашан, и бабушка, торгующая семечками под ним, должны платить одинаковые налоги. И – исправно давать на лапу ментам или налоговой.

Вот только на новом витке эти замечательные идеи преподносятся тоньше, не чиновниками-депутатами, а представителями общества. Чтобы общество и не думало поддерживать и устраивать что-то подобное. «А на армию и садики они не платят!!» А те, кто по всем законам должен платить налоги, и немалые – как обычно, в офшорах…

Во-вторых, как потребители, к тому же работающие и повысившие свое благосостояние и свою покупательную способность, эти люди налоги платят. И НДС, и акцизы. Как дети своих пенсионеров-родителей, которым они, уж наверное, помогают при наших-то скудных государственных пенсиях – они стимулируют спрос и покупательную способность еще и через них. Как родители своих детей – они задумаются о том, чтоб открыть свои «народные» садики, а потом, когда эти садики окажутся ой как неплохи – для себя же делают – они начнут их расширять и брать туда за плату «не своих» детей. И таким образом уже те родители возможно захотят стать «своими». А потом они откроют больницу. И техникум. И замутят свою Кассу, свой маленький банк.

Понятно, как это работает?

Скажите, чем не Мондрагон? А теперь, еще раз – что, наши люди не хотят и не способны?

Вы думаете у Дона Хосе сразу на старте был понятный и всем – в том числе Государству – нравящийся план? Может, стоит не клеймить их по-всякому, а подумать – как помочь?

Чтобы к тому времени, когда ими займется наше Государство, у них были и юристы, и способы защиты от возможного преследования, и общественное мнение на своей стороне, и другие, кто готов перенять и по-своему интерпретировать их опыт, и пути и способы их реинтеграции – или существования с ними рядом, если они не захотят. И вот тогда это будет не сепаратизм и не очередная задушенная инициатива. И все состоится. И наш Мондрагон, и наше государство.

Для этого нужно, на самом деле, не так много. Прекратить думать, что мнение каждого из нас – как минимум единственно правильное, а как максимум – лучшее. Но и не скатываться к «каждый по-своему прав», поэтому этот каждый остается при своем мнении, а мы все продолжаем стоять на месте.

В этом быстро меняющемся мире нас спасут только синтез и способность достаточно быстро меняться вслед за ним.

Читатели приглашаются в Facebook группу “Прогрессивный капитализм” для обмена мнениями.