В Украине проходят обыски в IT компаниях. На первый взгляд всё логично — власть расследует громкие преступления. Ну или по привычке «немножко пугает» представителей одной из отраслей. Это в порядке вещей. «Законы жанра» существуют как минимум десяток лет. Тем более, что в Украине все знают — наехал – не значит «посадил». И общество, да те же журналисты и аналитики оставляют такие факты без излишнего внимания. А зря. Пора бы бить в набат. Ибо стиль поведения «слон в посудной лавке» в IT-секторе может стать одной из ключевых ошибок власти. Одной из тех, которые могут поставит под сомнение успешность всего «проекта Украина».

Почему мечта многих — в следующей жизни быть котом программиста?

На фоне украинского кризиса только глухой не слышал анекдота «Кем ты хочешь быть? Котом программиста». На самом деле под термином «информационные технологии» понимают несколько более широкий спектр профессий. Не только программистов. Но все они имеют общие черты:

  • Доход обеспечивается работой головы, а не рук. То есть сфера IT одна из самых интеллектуально насыщенных

  • Существенная ориентация на внешние рынки сбыта

  • Тенденции к росту рынка. Это — общемировой тренд. И он позволяет украинскому IT-сектору не только оставаться на плаву, но и развиваться. Даже в условиях кризиса.

  • Мобильность самих компаний и лёгкость к масштабированию бизнеса (которая органичена лишь наличием квалифицированных работников)

  • Постоянная генерация новых вакансий

Но ключевым отличием IT-сектора от остальной украинской экономики является всё же другое. Работники. Их уровень образования, интеллекта, специфическое отношение к жизни. Если упростить, то «программист» это человек:

Это проявляется даже в мелочах:

  • заниматься спортом, потому что так гарантируешь себе здоровье — а это меньше болезней и больше доходы

  • думать об экологии – те же велосипеды как транспорт, уборка зон отдыха и так далее. Это не прихоть, а всего лишь результат логического мышления — так выгодно, комфортно, удобно.

  • слабая реакция на «эмоциональные призывы». Но способность само организовываться для достижения конкретных целей. Причём готовность начать первым, работать самому — один в поле воин.

  • Мобильность. То есть готовность легко и быстро поменять место работы, город или страну проживания.

Учитывая всё вышесказанное IT-компании (в первую очередь разработчики — ведь в украинской статистике к IT относят даже интернет магазины) имеют существенные отличия в методах ведения бизнеса. Главный их ресурс — мозги работников. Мысли специалистов заменяют и рудники и ГОКи и металлургические комбинаты. Не удивительно, что основная часть инвестиций направлена на «развитие человеческого потенциала». Это не только заработные планы. Но и обеспечение комфортных условий работы и быта. Если в голове программиста крутится куча мыслей о бытовых проблемах — он работает хуже.

И ради не допущения этого самого «хуже» компании готовы оперативно отреагировать на любое изменение ситуации. Причём кардинальным образом — вплоть до выезда всех сотрудников за рубеж «за 48 часов». Специфика бизнеса позволяет не привязываться к географической локации.

Складывается интересная картина:

В стране практически на пустом месте возникает отрасль, которая:

сегодня (по некоторым оценкам) даёт около 1% ВВП. При этом она имеет ряд чрезвычайно интересных особенностей:

  • Не требовательна к инфраструктуре. Единственные необходимые элементы – электричество и связь.

  • Не требует импорта ресурсов.
  • Имеет объективные предпосылки к устойчивому росту
  • Ежегодно генерирует новые рабочие места. С очень большими по украинским меркам уровням оплаты
  • сверх прибыльная для государства. Компании инвестируют в единственный свой реальный актив – людей. Это зарплаты. А также воплощение «в реале» упомянутого «комфортного окружения». Начиная от пунктов питания и заканчивая городской инфраструктурой. То есть, в отличие от классического сырьевого бизнеса, деньги ИТ практически полностью остаются в стране – работники тратят свою зарплату, компании тратят на инфраструктуру для работников.

Ну, и наконец, последнее и главное. Это – экономика знаний практически в чистом виде.

Казалось бы, правительство должно радоваться развитию ИТ сферы и всячески её поддерживать. Как? Пути давно известны:

  • Создать комфортные условия для работы. В первую очередь психологический фон – спокойствие, отсутствие бытовых проблем, общественных катаклизмов

  • Дать зарабатывать – обеспечить комфортные условия для ведения бизнеса: налоговая система, необходимая инфраструктура, та же безопасность финансов и так далее.

В Украине война. Страна в кризисе. С пунктом один явно проблемы. В таком случае правительство, думая наперёд, подкинуло бы гарантий в тех направлениях, где может это сделать. Налоговые льготы, гарантии бизнесу. В конце концов сигналы «потерпите-будет лучше». Ведь тревожные звоночки уже есть.

Уже с началом войны отрасль потеряла значительное число квалифицированных кадров. Переезд в другую страну для программиста никогда не был проблемой. Более того, сразу несколько кампаний заявили о намерении перевести офисы за рубеж.

Лирическое отступление или пример соседей.

Такая проблема – не нова для региона. Соседняя Беларусь в начале 2000-х была в худшей ситуации: затягивание гаек в политике и неэффективная экономика приводила к оттоку программистов. В колоссальных масштабах — более 80% выпускников профильных ВУЗов на протяжении двух лет после получения диплома переезжали в другие страны.

Государство на первых порах не особо препятствовало. IT-специалисты с удовольствием участвовали в финансировании оппозиции, а студенты (пока не находили работу) волонтёрили во многих организациях. Что было реальной проблемой для режима Лукашенко.

Так продолжалось не долго — до начала работы по уравновешиванию российского влияния. (которая вылилась позднее в растянутую по времени многоходовку.

Предложенный советниками Лукашенко вариант не был новинкой. Суть проста. Если государство имеет активных, успешных, но потенциально опасных для политического режима граждан (или бизнесы), оно может:

  • Локализовать их в одном месте

  • Дать особые, отличающиеся в лучшую сторону условия для работы и жизни. Не только и не столько финансовые. В том числе «окружение», «атмосфера».

Это Китайская «одна страна — две системы», это «Лас Вегас», это БАМ в СССР. Те же «почтовые ящики».

В Беларуси в 2005 году подписывается указ президента о создании Парка Высоких Технологий. Фактически программистский офшор. Компании-резиденты освобождались от большинства налогов и сборов. В том числе налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации продукции.

А для работников был установлен единый и прозрачный налог – 9% подоходного.
Расчёт был прост — IT-компании всё равно тратят большую часть прибыли на персонал. Если персонал живёт в стране — это деньги в экономику.

Вначале мало кто верил в успех ПВТ – общая тенденция не располагала к этому. Но государство твёрдо придерживалось принципа – «не нервируем IT» То есть минимум проверок. И никакой нервотрёпки от силовиков. Данный подход распространялся не только на резидентов ПВТ. А фактически на все компании, работающие в отрасли. Кстати, резидентами «парка» стали далеко не все. Большинство просто воспользовалось нормализацией налоговой системы и работает на «обычных» 13% подоходного налога.

Результат не заставил себя ждать. Реально ПВТ начал работать на рубеже 2006-2007 года. А уже в 2012 говорили о «первом заработанном миллиарде». Озвучены задачи — вывести прибыль резидентов ПВТ на 1 млрд. долларов ежегодно к 2020 году. Этот показатель скорее всего будет достигнут намного раньше. Уже в 2014 резиденты ПВТ заработали более 660 млн. И это доходы не всей отрасли – «в парке» работает лишь 6 тысяч сотрудников (включая технический персонал). Остальные компании и ИП — не меньше. Свидетельство тому — резкий скачок статистики по «внешней торговле услугами» в 2006-7-м годах и устойчивый рост в последующие периоды.

В качестве результата можно также назвать известные продукты Vider, WoT. А так же то, что в рейтинге The 2014 Global Outsourcing 100 как минимум 6 компаний из Беларуси. В том числе и имеющие представительства в Украине Epam, IBA Group, SaM Solutions, Intetics и другие.

Вернёмся к Украине. Или что могло бы делать государство.

Итак, 2014 год ознаменовался тредном в украинском IT-секторе: уезжают как отдельные программисты, так и целые компании.

Нельзя сказать, что эти люди – не патриоты. Противному есть множество примеров. Беспилотники на фронте, программные комплексы системы наведения для артиллерии не на пустом месте появились. Да и поддержка волонтёров. Системная, а не «по настроению».

Но есть одно ключевое «но». О нём писал в самом начале. Люди, занятые в IT-сфере любят конкретику и логику. Соответственно они готовы «потерпеть», «напрячься», если им внятно скажут ради чего это. Не просто «ради Великой Соборной Украины». А ради какой Украины: с какой политической системой, с каким налогообложением, с какой системой образования в конце концов.

Более того, опросы, проведённые среди программистов говорят о том, что люди готовы и послужить на фронте. Но с очень важной оговоркой — послужить с максимальной эффективностью. То есть в том числе создавать интеллектуальный продукт. Тем более, что в этом у МО есть острейшая необходимость.

Исходя из этого можно было бы ожидать ответных шагов от власти. Если руководствоваться логикой — создания условий, при который предложенный властью позитив перевесит все негативные стороны.

К позитиву можно было бы отнести по крайней мере уменьшение налоговой нагрузки, нормализация вопросов с курсом продажи валютной выручки, легализация в Украине международных систем электронной оплаты (те же PayPal, Bitcoin). Да создание особых экономических зон. С экстерриториальным принципом регистрации.

Действия Украинской власти

То, что делает государство с отраслью у меня не укладывается в голове. Если тебе и твоим детям сегодня, завтра и послезавтра нужно молоко, то зачем резать корову на шашлык? Потому что с кумом захотелось выпить и закусить?

Почему такая резкая оценка? Давайте смотреть вместе:

В налоговой сфере объявляется о фактическом увеличении нагрузки. В частности объединение двух групп плательщиков единого налога с одновременным увеличением ставки. Проблема в том, что по данной схеме работает большинство программистов. Люди знакомы с математикой и сразу вычислили суммарную нагрузку (после выплаты всех платежей). И сравнили с другими странами. Результат не заставил себя ждать — согласно опросу среди специалистов после внедрения системы 43% просто уедут в другую страну. Ещё 40% «поглубже закопаются в тень».

Общая ситуация в стране. Война и так не располагает к спокойствию. Политический шум и шоу вместо внятной дискусси о будущем страны не располагает к оптимизму. Работники готовы «потерпеть», если показаны измеримые результаты и демонстрируется логичная и последовательная политика. А шоу с криками «зраділи всі» – это не для них.

Если государство не в состоянии улучшить ситуацию, оно могло бы хотя бы не нервировать работников отрасли. Вместо этого в компаниях, которые публично объявили о релокации проводятся маски шоу. С применением силы, с оружием и так далее.

Мне вот не понятно, чего этим хотят добиться? Ведь актив IT-компаний – люди. То есть, арест счетов, охрана возле офиса даёт один результат — государству остаётся пустое помещение и немного б/у компьютерной техники. Альтернатива — ГУЛАГ, куда принудительно согнать всех IT-шников. Да вот беда, за решёткой вряд ли они будут работать.

Приведу простой пример упомянутой Беларуси. В стране в 2014 году начаты уголовные дела против двух известных (в узких кругах) программистов. Так на уровне президента были посланы сразу несколько сигналов. Это и приглашение интернет-ресурса, популярного среди работников сферы на эксклюхивное интервью и заявления сразу нескольких министров.

В Украине сигнал один — так надо. Если что — разберёмся.

Результат проявился уже на профильной конференции – Software Development форум 3.0.

Вот лишь несколько тезисов докладов:

  • При нормальном развитии отрасль может создать напрямую более 180 тыс. рабочих мест за 5 лет. И ещё 400 тысяч в других сферах деятельности.

  • При этом отрасль может обойтись без льгот. Главное — прозрачные и постоянные условия.

  • Но государство не создало условий для того, чтобы стартапы оставались в стране
  • 2 года «реформ» не показали ни результата ни цели, к которой идёт государство

  • В результате 69% IT специалистов уже рассматривают возможность релокации
  • Уезжают как отдельные работники так и целые компании.

По последнему, с одной оговоркой. Опыт публичного обсуждения проблемы показал неэффективность. То есть сказать государству — мы уедем – позвать «маски шоу». В IT работают не глупые люди. Они теперь вначале выкупают/снимают инфраструктуру за рубежом. А потом резко, в «48 часов» вывозят персонал. Государству остаётся офисное помещение, пару компьютеров и коробки с недоеденной на прощальной вечеринке пиццей.

На форуме, надо отдать должное, были и представители государства. В основном депутаты. Они признают, что IT-бизнес самый динамичный на сегодня. Они признают, что 1 программист потенциально может принести в страну около 1 млн. долларов в год.

Но они озвучивают приоритеты правительства: популяризация официального ПО отечественных производителей. Гениально! Любой специалист отрасли, который зарабатывает на программах знает, что продукт, созданный на не лицензионном ПО продать можно… Но когда это выясниться — издержки превысят прибыли.

Второй совет представителей власти – наладить диалог между бизнесом в государством… через парламентский комитет. То есть поговорить, может разработать законопроект. Это хорошо. Но вопрос — где тут исполнительная власть, которая ответственна за «сегодня», «сейчас»?

Неутешительный вывод и свет в конце тоннеля.

Таким образом создаются все условия, для оттока IT-специалистов из страны.

И вопрос не в их патриотизме. Программисты — как рой диких пчёл. Летят туда, где в цветах где больше нектара.

Вопрос в подходе. Желание отщипнуть побольше от больших зарплат приводит к уменьшению доходов — получатели этих самых зарплат улетают. По одной пчёлке и целыми ульями.

Арифметика проста. Не будем говорить оптимистическими 1 программист = 1 миллион. Возьмём боле скромную оценку (тем более, что опыт Беларуси перед глазами). 1 IT-специалист – 100 тысяч долларов, привлечённых в страну. Что более реально. Особенно если учесть место трат заработанных средств и прямое и опосредованное создание отраслью новых рабочих мест.

Сегодня в украинском IT занято более 100 тысяч. Так вот, если в ближайший год из страны уедет даже 1/3 – 33 тысячи, то ежегодно государство Украина будет недополучать 3 300 000 000 долларов США. Это примерно 69 -70 млрд. гривен. Для сравнения, годовой бюджет МО (со всеми поправками и добавками) составит около 65-68 (44,6 базовая цифра + позднейшие изменения бюджета).  Да, эта сумма не идет непосредственно в бюджет, но она идет в экономику, а потом через косвенные налоги в бюджет Украины. Даже, если в бюджет поступит  всего лишь дополнительный миллиард гривен, то, согласитесь, это не будет лишним.

Украина, — страна, конечно, большая. И потенциально очень богатая и очень успешная. Но вот вопрос: этой стране сегодня такие деньги не нужны? И не нужны завтра, послезавтра? Ежегодно?

Есть ли позитив? Да! Впервые за всю новейшую историю представители отрасли пошли в политику. В той же Верховной Раде как минимум 4 человека — выходцы из IT-сектора. Это раз.

Работники сферы всё же патриоты. И готовы поддерживать активность, имеющую чёткие цели, задачи и планы работы. В стане подрастает целое поколение таких. И его представители вплотную подошли к осознанию необходимости оформляться структурно. Это два.

А дальше всё просто — объединение усилий ради создания комфортных условий. Дома, а не на островах Тихого океана. Учитывая скорость развития политического кризиса, наблюдать за этим процессом, думаю, будем скоро. И уверен, скоро таки да — Всё будет Украина!

_________________

Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, перечислившие умеренную сумму автору.

Зачем прошу? Всё просто. Текст — это продукт. Продукт понравился – Не откажусь от «спасибо». Принимается лайком, словом либо копейкой.

Что касается трат то, поскольку живу в Украине, считаю себя обязанным поделиться подобными «гонорарами». Частично с теми, кто защищает и мою жизнь. Частично с теми, о ком должно (но пока не может в должной мере) заботится украинское общество.

Поэтому:

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины

2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904