Предисловие к украинскому изданию книги Владимира Федорина «Гудбай, Империя. Разговоры с Кахой Бендукидзе»
Каху Бендукидзе я впервые увидел в мае 2012 года. Он выступал в Киеве перед бизнесменами. Успехи, которых он достиг в Грузии, широчайший интеллектуальный горизонт, яркая, глубокая речь производили огромное впечатление.
Публика начала расходиться, и я подошел к оратору. Мне предстояло выступить на заседании совета инвесторов при президенте Украины, и я поинтересовался мнением Бендукидзе, как использовать эту возможность с максимальным эффектом. «Сконцентрируйтесь на главном, — посоветовал он. — Если каждый будет говорить о своем, получится слишком много сообщений, и не дойдет ни одно». Разногласий насчет «главного» у нас не было — конечно, налоговая реформа, без которой украинской экономике не видать ни инвестиций, ни роста.
В марте 2014-го Бендукидзе снова был в Киеве. Всего через пару недель после победы Революции достоинства он прилетел на Чрезвычайный экономический саммит. На этот раз я мог оценить грузинского реформатора в компании его единомышленников из Восточной Европы и Скандинавии — и почувствовать разницу. Бывший президент центробанка и премьер-министр Латвии Эйнарс Репше или автор словацкого экономического чуда Иван Миклош провели в своих странах, пожалуй, не менее впечатляющие преобразования. Но мало кто мог сравниться с Бендукидзе в том, чтобы излагать свои идеи настолько заразительно и доходчиво, иллюстрируя их примерами из повседневной жизни, понятными каждому. В голову приходит только бывший премьер Чехии Вацлав Клаус, который в начале 1990-х уделял огромное внимание разъяснению своего курса, что сыграло немалую роль в успехе чешской рыночной трансформации.
После победы революции прошел год. Бендукидзе, посвятившего много сил и времени продвижению реформ в Украине, больше нет с нами. Но его идеи и сам стиль его мышления сегодня ничуть не менее актуальны, чем весной 2014-го. Эта книга — его политическое завещание всем тем, кто желает успеха Украине, которую он любил и которую всеми силами поддерживал.
К сожалению, многие идеи и рецепты, о которых говорил Бендукидзе, в Украине нашли свое подтверждение «от противного». Это, однако, не повод сбрасывать их со счетов, совсем наоборот. Я бы выделил пять ключевых моментов в том послании, которое оставил нам Бендукидзе.
1. Реформы нужно делать быстро — пока не растрачен политический капитал, пока народ не так утомлен трудностями «переходного периода» и готов нести жертвы ради лучшего будущего.
2. Война не может и не должна оправдывать медлительность или бездействие правительства. Без радикальных реформ не будет улучшения инвестиционного климата, продолжится бегство капитала, что приведет в конечном счете к невозможности финансировать оборонные усилия. Реформы — это кратчайший путь к победе. Экономический рост, который станет результатом реформ, — единственный способ сделать Украину привлекательной для собственных граждан.
3. Нужно не бояться называть вещи своими именами. Государственный аппарат, доставшийся Украине от старого режима, не способен реформировать страну. Это важно осознать и правительству, которое, похоже, наконец приступает к кадровому обновлению, и гражданскому обществу, которое убедилось в иллюзорности надежд на то, что правительство само, без давления извне, найдет квалифицированных людей.
4. Сильное гражданское общество — это огромное преимущество Украины (Бендукидзе и его соратники по реформам неоднократно подчеркивали, что в Грузии ничего похожего не было). Украинцы наконец поняли, что гражданская активность не должна прекращаться после свержения диктатора. Три месяца на Майдане, год волонтерства во имя защиты родины — это необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы построить новую страну. Постоянно действующая система DIY, «Зроби сам», должна быть нацелена на трансформацию самой модели государственного управления. Эту задачу нельзя доверить старым политикам, полностью зависящим от коррупционных доходов. Революция открыла дорогу во власть некоррумпированным профессионалам, но их доля в парламенте и правительстве все еще критически мала. Гражданскому обществу нужно готовиться к тому, чтобы на следующих выборах новые люди получили большинство в законодательной и исполнительной ветвях власти. Концентрация ресурсов на этом направлении даст наибольшую отдачу всем, кто живет в Украине.
5. Как и три года назад, самая важная реформа — налоговая. В этой точке сошлось сразу несколько ключевых сюжетов. В 2014 году Украина на собственном опыте убедилась в том, что усиление налогового давления на бизнес, который и так работает в белую, — это путь не к процветанию, а в противоположном направлении. Налоговые ставки должны быть снижены настолько, чтобы обеспечить расширение базы налогоплательщиков. Но без сокращения непосильного бремени госрасходов, о котором так много говорил Бендукидзе, разумная налоговая реформа невозможна. Чтобы заложить надежную основу для устойчивого экономического роста, Украине необходимо уже в 2015 году привести в порядок государственные финансы.
Радикальные преобразования, экономическое чудо — вот лучший памятник великому реформатору, который может возвести Украина.
Автор — CEO инвестиционной компании Dragon Capital, президент Европейской Бизнес Ассоциации. Также является совладельцем компании Медиа-ДК, которая издает журнал НВ
Le Figaro змінила новину про дозвіл Франції та Британії бити ракетами вглиб Росії
Графіки повертаються: Укренерго та Yasno попередили українців про відключення світла
Українцям відповіли, чи зміниться тариф на електроенергію у грудні: названо ціну за кіловат
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Источник: Новое время