Сегодня Петр Порошенко официально заявил, что украинская армия покидает Дебальцево после того, как «успешно выполнила свои задачи».
Поскольку мы не знаем какие задачи выполняла армия в Дебальцево, что их можно трактовать как успех, то остается поверить Петру Алексеевичу на слово. Однако, если говорить серьезно, если ВСУ успешно завершат отступление из Дебальцево, то это будет скорее жирный плюс, чем минус.
Еще после Минска-1 я писал, что Украина получила три критические точки, которые Россия и ее марионетки будут пытаться отбить — Дебальцево, ДАП и Мариуполь. Они имеют стратегическое значение для ЛНР и ДНР с точки зрения их логистической устойчивости.
Для Украины стратегическое значение имеет скорее только Мариуполь — главный порт на Азовском море и крупнейший металлургический центр Украины. Оборона ДАП и Дебальцево имела смысл в том случае, если Украина намеревалась наступать. Однако, украинское руководство неоднократно говорило, что для наступления нет резервов.
Кроме того, эскалации конфликта очень боится Франция и Германия от чьей позиции зависит предоставление Украине финансовых ресурсов, которые чрезвычайно нужны нашей стране. Поэтому во время подписания Минских соглашений-2 Порошенко оказался в крайне затруднительном положении, поскольку зависимость Украины от внешней помощи ограничивала пространство для маневра Порошенко.
Ограниченное пространство для маневра во многом является следствием многочисленных ошибок Порошенко и Яценюка, которые сделали слишком мало, чтобы изменить организационную структуру государства и повысить эффективность его институтов. Как следствие, государство остается дуршлагом из которого постоянно вытекают ресурсы в частные карманы ФПГ.
Таким образом, ключевая проблема Украины — недостаток адекватности элиты, которая не желает менять свои привычки и подходы. Я не берусь обсуждать как мы будем избавляться от этой неадекватности — это отдельная тема, но, очевидно, что нерешительность президента и премьера находит свое непосредственное отражение на действиях руководства ВСУ. Оно не проявляет инициативы, что в условиях постоянного наращивания вооруженного потенциала ЛНР и ДНР с помощью России меняло баланс сил в не в пользу Украины. В этих условиях решение вопроса об уходе ВСУ из Дебальцевского выступа уже давно назрело и перезрело.
12 февраля с.г. мне удалось пообщаться с одним высокопоставленным американским генералом высокого ранга и в ходе беседы зашел разговор о нашей стратегии на востоке.
Я: Что вы думаете о ситуации в районе Дебальцево?
Он: у вас достаточно пространства для маневра, чтобы не цепляться за каждый населенный пункт.
Я: Как бы вы действовали в Дебальцево? Вы бы ушли?
Он: Конечно, я бы ушел и нанес фланговые удары и устроил бы котел им. Не стоит сражаться за каждый пункт, который имеет экономическое значение. Критическое значение имеет только то, что способно опрокинуть ваши стратегические позиции с военной точки зрения. Вы должны сохранить армию, если хотите устоять. Если вы потеряете армию в котлах, то вы проиграете. Берегите людей. Вы не можете себе позволить большие потери. Маневрируйте, у вас есть пространство.
Я не стал говорить генералу, что для таких смелых маневров Украине нужны более решительное командование и резервы, но он и сам это прекрасно понимал. Поэтому и говорил, что сегодня для Украины ключевым вопросом является не получение современных вооружений из США, а резкое улучшения качество командования ВСУ. Короче говоря, Украине необходимо покончить с остатками советской армии и создавать новую, как Франция создавала революционную армию в условиях войны с ключевыми монархиями континентальной Европы в начале 90-х годов 18 века.
У Києві запровадили правила використання генераторів: де і як можна встановлювати
Ліквідовано офіцерів, генерал РФ і сотні солдатів КНДР: наслідки удару Storm Shadow по Курській області
Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Поэтому, уход из Дебальцево запоздалый, но верный шаг. Очевидно, что Украина потеряла там много техники и, увы, людей. Но армия учится маневрировать. И лучше потерять технику, чем людей. Тем более, что история знает немало примеров когда отступление в финале войны заканчивалась победой.
Например, победа Британии во Второй мировой войне началась с операции «Динамо», т.е. успешного отступления из под Дюнкерка в мае 1940. Конечно, масштаб под Дебальцево не тот, но логика действий такая же.
Победа начинается и заканчивается маневром. Война есть соревнование организаций. Мы с Россией на одном уровне организации, но она ресурсно обеспеченнее. Мы сможем победить только тогда, когда наш уровень организации превысит российский.
То есть, мы будем терпеть поражения до тех пор, пока или не изменим качество управления в государстве, а, значит, качество элиты, а, значит, качество отношений между людьми, или же просто рассыпемся в ходе этой войны. Украинцы должны понять, что проигранное сражение не означает проигранной войны. А это требует признание еще одной аргумента — война с Россией надолго, пока либо Москва, либо Киев не достигнут своих целей в этой войне. Вот почему мы должны помнить о советах американского генерала — цель определяет стратегию и тактику и если мы хотим победить, то мы должны маневрировать.
Изображение: Петр Андрусечко