Украина в силу геоэкономических и геополитических причин находится в зоне влияния четырех глобальных экономических блоков: Европейский Союз, СНГ, Китай, Североамериканский Союз.

Европейский Союз — «Введение в действие соглашения о зоне свободной торговли отложено до 31 декабря 2015 года», — говорит еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гухт.

Договор о Зоне свободной торговли СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. Остальные пять из подписавших договор государств присоединяются к зоне свободной торговли в установленном договором порядке после завершения внутригосударственных процедур и получения депозитарием соответствующих документов. Три страны-участницы СНГ оставили за собой право присоединиться к договору о зоне свободной торговли позже.

Китай — Китай уже приступил к созданию первой Международной особой экономической зоны (МОЭЗ) «Великий шелковый путь», и именно по периметру границ современной России. Цель: экономически отсечь бывшие республики СССР (страны Средней Азии, Кавказа, Восточной Европы (Украина, Молдова , Беларусь).

За громкими дебатами по Украине в ЕС и США понемногу восстанавливается тема запланированного между ними соглашения о зоне свободной торговли. Трансатлантическая торговля «без помех» важна как никогда, считает американский конгрессмен-республиканец Чарльз Дент. «Я думаю, мы должны воспользоваться этим моментом ради агрессивного продвижения по соглашению о зоне свободной торговли между США и ЕС с тем, чтобы достичь единства в этом вопросе», — заявил член американского Конгресса. По его словам, важно усилить экономический альянс в эти критические времена. «Более тесная экономическая связь может пригодиться нашей стратегии безопасности и изолирует Путина экономически», — подчеркнул Дент.

Вывод: политические и экономические события в Украине связаны с конкурентной борьбой между экономическими блоками, вплоть до раздела страны.

2. Если за Украину идет такая борьба, то это значит, что Украина может стать и неким ОБЪЕДИНЯЮЩИМ эти экономические блоки звеном, своего рода туннелем между ними, удачно используя свое геоэкономическое и геополитическое положение.

Сейчас в мире модно создавать экономические «зоны» между странами: Европейский Союз и Таможенный Союз, ЕС и США, КНР и Тайвань и др. Подгоняют стандарты под универсал. И это правильно. Чем они выше, тем лучше для населения всей «зоны».

Сама собой напрашивается идея строительства своеобразных переходов, «тоннелей», между «зонами». Эта идея новая, пока за ее осуществление взялся только Китай, развернем ее:

Под Международной Особой Экономической Зоной (МОЭЗ) – англ. International Special Economic Zone, (ISEZ) – понимаем экономическую зону, с особым юридическим, таможенным, налоговым и финансовым статусом, построенную на принципах международной кооперации.

МОЭЗ рассматривают как своего рода переходный туннель (экономический аналог – пространственно-временной «кротовой норы» в физике) между экономическими блоками.

Финансовое основание МОЭЗ построено на высоком проценте прибыли от реализации Проекта. МОЭЗ создает свой Промышленный Фонд, куда входят ресурсы (материальные, интеллектуальные, финансовые и другие), которые могут выходить за пределы МОЭЗ только по особым схемам. Это создает защитные барьеры от спекулятивного финансового капитала.

МОЭЗ это прекрасный регулятор интеграционных процессов, область кристаллизации корпоративных интересов. Всегда есть нечто сверх-общее, фундаментальное, жизненно-важное для участников общения. МОЭЗ это не просто консенсус, это шанс для всех, в том числе и для непримиримых в прошлом противников.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

"Гра проти своїх": у Раді різко відреагували на ідею розформування ТЦК

Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Опыт Китая в вопросах формирования Особых Экономических Зон:

Каждый доллар (евро, йена и т.д.), попадающий в эту страну «оборачивается» в экономических зонах 3-5 раз, прежде чем покинуть территорию КНР. Нас интересовали вопросы, связанные с оценкой ресурсной (физической, финансовой, людской, интеллектуальной) базы «зоны». Мы посетили несколько экономических зон и техно-парков в Китае, консультировались с китайскими, европейскими и американскими специалистами и выяснили следующее:

В мире, где доллар сильно завышен, а юань сильно занижен, китайским компаниям и группам компаний очень выгодна работа таких фондовых бирж как Гонконгская, Шанхайская и других, однако, сами китайцы оценивают свои бумаги по-другому, чем европейцы или американцы, а именно по их физическому обеспечению с потенциальными возможностями многоразового использования. Другими словами, в Китае делают ставку на постоянно воссоздаваемый ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛ. В любом продукте, сырье или полуфабрикатах китайцы оценивают ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

По конфуцианской традиции «сяо кан» (малое, достаточное процветание) «все, что попадает в твой дом должно приносить пользу, способствовать благосостоянию». Китайцы «всеядны» — берут валютой, товаром, сырьем, всем чем угодно, лишь бы оно приносило выгоду.

Большая экономическая зона не является монолитом, внутри ее созданы целый ряд разных «малых» зон, которые улавливают «пищу» (валюту, товар, сырье, идеи и т.д.) и многократно «пережевывают» ее, выделяя все полезные вещества. Роль «зубов» играют тысячи мелких предприятий, принадлежащих местным коммунам и отдельным коммунарам. Например, в «большой» (уровень Провинции) Особой Экономической Зоне «Хайнань» есть «малые» зоны: Haikou Free Trade Zone, Haikou New & Hi-Tech Industrial Development Zone, Yangpu Economic Development Zone, Hainan International Tourism Island Pilot Zone и другие, в которых работают сотни предприятий, благодаря чему номинальный ВВП «большой» зоны в 2011 году составил 251 500 000 000 юаней (US $ 39,9 млрд).

Китайские компании платят по всему миру за сырье, землю, предприятия сотни миллиардов долларов США (или евро) не из-за того, что они расточительные, а потому, что ПО КИТАЙСКОЙ ОЦЕНКЕ такие сделки принесут им МНОГОКРАТНУЮ и МНОГОРАЗОВУЮ ПРИБЫЛЬ. Этого не понимают россияне, европейцы, американцы, живущие в мире ФИНАНСОВОГО (СПЕКУЛЯТИВНОГО) КАПИТАЛА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛ – вот основа благополучия китайской экономики.

В Китае промышленный капитал концентрируется не столько в банковской сфере, сколько в особых промышленных фондах, например в «трастах», которые имеют вполне легальный статус и обладают активами с совокупным объемом около 1 трлн долл. По оценке KPMG, эти структуры уже обошли по объему активов местные страховые компании и являются вторыми по величине представителями финансового сектора КНР после банков. Своим могуществом трасты обязаны официальным ограничениям на объемы банковского кредитования, вследствие которых наиболее рискованные заемщики наподобие строительных компаний вынуждены искать альтернативные способы получения займов.

Таким образом, опираясь на опыт Китая, мы приходим к выводу: Особая Экономическая Зона должна быть а) привлекательной для инвесторов, б) многофункциональной («всеядной»), в) с собственным возобновляемым промышленным капиталом.

Опыт Европейского Союза:

Еврорегион (англ. Euroregion) — европейская форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы. Создание еврорегиона позволяет его участникам создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. В пределах еврорегиона практически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. Существующие еврорегионы объединены в Ассоциацию европейских приграничных регионов (англ. Association of European Border Regions, AEBR), созданную в 1971. Членами AEBR в настоящее время являются 90 из 115 реально действующих еврорегионов.

Еврорегионы могут создаваться:

в пределах Евросоюза (например, австрийско-чешский еврорегион «Реция Нова» (лат. Raetia Nova));

государствами, входящими и не входящими в Евросоюз (шведско-норвежский еврорегион АРКО (швед. и норв. Arvika/Kongsvinger, ARKO));

за пределами Евросоюза.

Рассмотрим создание такой МОЭЗ в Украине:

Участием в строительстве Воздушно-транспортного коридора «Китай-ЕС» аэропорты, могут быть связанны в один хаб с соответствующей логистической структурой, сочетая свою работу с работой морских портов и речных портов, представлять международный интермодальный логистический центр, который будет использоваться в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла, соединяющего Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.

Таможенный режим на МОЭЗ сочетает стандарты разных экономических блоков, что создает уникальную возможность беспошлинного обмена товарами.

Вывод: вместо конкурентной борьбы, разрывающей сегодня страну, Украина должна предложить ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ как ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ звено между глобальными экономическими блоками. Это даст уникальную возможность для развития экономических, а значит и политических, взаимоотношений между сторонами.

3. Международная особая экономическая зона (МОЭЗ) как условие гарантии безопасности Украины, Европы и мира.

На саммите АСЕМ (Asia-Europe Meeting).в Милане, по сути, обсуждался вопрос создания МОЭЗ, где Украине отведена особая роль (я бы назвал ее транзитно-накопительной). Отсюда, столько внимания к событиям этой страны.

Эту тему следовало бы развить на экономическом форуме в Давосе и посвятить БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЫ от новых войн.

«Если пошлем сигнал, что будем говорить одним голосом, будем усиливать свою обороноспособность, то на нас будут реагировать надлежащим образом», — сказал он на 11-м форуме YES, который проходит в Киеве 11-13 сентября. Глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер отметил, что коллективно военные расходы 28 стран ЕС составляют свыше 40% военных расходов США, однако на выходе вместо ожидаемых 40% от обороноспособности США реально получается около 10%. «Это означает, что неэффективно используем свои оборонные ресурсы», — считает глава авторитетной международной конференции.

Решение Совета федерации Федерального собрания РФ поддержать обращение президента Владимира Путина о введении «ограниченного воинского контингента» вооруженных сил России на территорию Украины нарушает целый ряд международных документов. Об этом говорится в обращении Украинской ассоциации международного права.

В частности, это решение принято в нарушение Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года, Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, а также ряд других международных договоров. Демонстративный отказ России от предварительных консультаций с Украиной и государствами-гарантами ее территориальной целостности (Великобританией, США, Францией и Китаем) является показательным пренебрежением ее международно-правовыми обязательствами, закрепленными в Будапештском меморандуме 1994 года.

Мы видим, что Европа стремительно приближается к новой Мировой войне, в которой могут погибнуть до 500 миллионов человек. И война может начаться с раздела Украины.

О возможной войне говорит и Джордж Сорос: «Россия как победитель существенно усилит свое влияние в ЕС и начнет представлять серьезную угрозу балтийским государствам, поскольку в них много этнических русских. А это уже вплотную приблизит ЕС и США к тому, чего они так стараются избежать — к прямому военному конфликту с Россией… Так почему США и другие страны-члены НАТО позволяют этому случиться?», — отмечает он.

«Сегодня Украина нуждается в современном аналоге плана Маршалла, который помог восстановить Европу после Второй мировой войны», — полагает Сорос. По мнению финансиста, страна обладает высокоразвитым человеческим капиталом и диверсифицированной экономикой, что делает ее привлекательной для инвесторов. «Но реализовать этот потенциал можно, только улучшив деловой климат: высокий уровень коррупции и низкий уровень законности отпугивают инвестиции», — предупреждает Сорос.

Вывод: создание МОЭЗ в Украине не только создаст туннель между экономическими блоками, но и укрепит безопасность самой страны (гораздо более, чем международные соглашения!), безопасность Европы и мира.