Россия начала массовую битву на банковском фронте. И первым полем битвы стала территория Крыма. Для понимания сути сражения и применяемого при этом оружия придется вникнуть в некоторые скучные, на первый взгляд, понятия.
В связи с оккупацией Крыма украинские банки вынуждены были свернуть свою деятельность на полуострове, но при этом остались обязательства банков перед своими клиентами – как предприятиями, так гражданами. Но, с другой стороны, банки полностью лишились возможности возврата выданных ими кредитов. Подавляющее число банков при этом выбрали простой и легкий путь – Раз нам перекрыли возможность работы с нашими должниками, то мы закрываем доступ к счетам своих вкладчиков. С такой позицией официально выступил, к примеру, Приватбанк, откровенно заявивший, что «Без содействия со стороны российской власти у нас нет возможности выплатить деньги вкладчикам Крыма, потому что эти деньги выданы крымским же клиентам в виде кредитов» . Подобную же позицию занял НацБанк Украины, возложивший всю полноту ответственности за ситуацию (в том числе и за проблемы клиентов банков) исключительно на оккупанта .
Оставим в стороне моральные аспекты таких заявлений – это есть вопрос отдельного разбирательства как очередного факта массового ограбления народа при содействии государства. Интересны дальнейшие перспективы событий, переросшие в банковскую войну России против Украины.
Российские законодатели 2 апреля 2014 года принимают закон с длинным названием: Закон № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя».
Суть закона сводится к следующему: Официальная российская структура «Агентство по страхованию вкладов» берет на себя финансовые обязательства украинских банков перед их крымскими вкладчиками! В соответствии с этим законом Россия обязуется вернуть вкладчикам (исключительно частным лицам, независимо от гражданства) их деньги, оставшиеся на счетах в украинских банках. С первого взгляда – суперблагородное дело, забота государства Россия об интересах простых людей. Но это с первого взгляда.
Этим же законом предусматривается, что российское Агентство получает юридическое право на востребование выплаченных сумм с украинских банков, на счетах которых находились средства крымских клиентов. То есть – нет никакого благородства. Есть прямой расчет – возвратить крымским вкладчикам деньги, а затем вернуть затраты с украинских банков. Но, при этом, «обуть» украинские банки на суммы выданных и невозвращенных крымскими заемщиками кредитов. И заработать репутацию защитников интересов граждан в их борьбе с подлыми украинскими банками.
Что сказать – мощно!!! Но, есть одно «НО» и заключается это «НО» в следующем:
Принятием этого закона Россия невольно экзаменует, тестирует украинские банки на предмет их патриотизма, украинского патриотизма. Суть в том, что решение про выплату денег, «зависших» на банковских счетах крымчан, Россия принимала самостоятельно, в одностороннем порядке. Это есть добрая воля власти Российской Федерации и украинская сторона ответственности за это нести не может.
Любой же украинский банк, имевший свои отделения и филиалы в Крыму, может так же, в одностороннем порядке, открыть доступ к счетам для своих крымских клиентов в Украине – по крайней мере, для физических лиц. Технологии этого шага могут быть разными – через открытие вкладчиками счетов на материковой части Украины, через открытие интернет-доступа в виртуальном отделении банка или другие. Таким образом, абсолютно обоснованно отметаются любые юридические претензии российского Агентства по страхованию вкладов. В самом деле – что компенсировать, если клиент, живущий в Крыму, как владел, так и владеет деньгами на своем счете? То же, что какое-то там российское Агентство выплатило ему какую-то компенсацию, есть добрая воля российской официальной структуры, и украинский банк не может нести за это ответственность. Простой и красивый ответ на изуверскую позицию России, цена которого если не сотни, то десятки миллионов долларов потерь для России.
Такими шагами украинские банки не вернут, конечно, деньги, отданные в виде кредитов. Но суть в том, что они их в любом случае не вернут, а вот наказать финансовые институты России могут серьезно.
Будет или не будет поступать каждый конкретный банк таким образом – это и есть тест на патриотизм, на преследование украинским банком интересов Украины в ее борьбе против российской агрессии.
Для простых же крымских вкладчиков простой совет – в любом случае обращаться с заявлением по компенсации своего вклада в российское Агентство по страхованию вкладов, причем независимо от принятия или непринятия человеком российского гражданства. По крайней мере, сам Закон РФ № 39-ФЗ не делает различий между гражданами России или Украины. А попутно – настойчиво требовать от своего украинского банка открытия доступа к своим текущим, депозитным, карточным и другим счетам.