Украина получила после Майдана прекрасный шанс выйти в топовые позиции в мировой иерархии стран. Как? Об этом новая статья Валентина Ткача.

«Главным препятствием на пути к капиталистическому процветанию является неспособность бедных районов мира создавать капитал».

Эрнандо де Сото

Согласуем для начала смысл понятий. Под децентрализацией мы будем понимать демонополизацию государственных функций. Она является лишь составной частью административной реформы, без которой передавать полномочия на места – самоубийство. Мы получим «парад Врадиевок».

То, что новая власть пытается пообещать людям, достигается не децентрализацией, а демонополизацией, которую необходимо будет подкрепить административной реформой.

Не проведя демонополизации, власть не сможет правильно по-новому сформулировать полномочия и обязанности исполнителей – суть админреформа с децентрализацией.

Поэтому, главная задача страны – комплексная демонополизация, которая должна проходить с общим видением образа страны в целом: в сфере бизнеса, общественных отношений, государственных услуг, информационного пространства, быта.

Прежде чем начинать демонополизацию, нужно с позиций нового образа страны проанализировать состояние собственности в Украине и процедуру легализации собственности в капитал.

Если в области капиталов господствуют монополии, то мы автоматически (объективно) получаем:
— Присутствие в политическом пространстве мегапартий;
— В сфере государственных услуг устанавливается административная вертикаль (в лучшем случае – ведомственный произвол);
— Общественное пространство заполняют «редакционные принципы» фрагментарного информационного пространства;
— Общественный заказ становится не заказом домохозяйств, а модифицированным заказом монополий, который «успешно» удовлетворяется мегапартиями;
— Общественно-политическая жизнь становится оживленной, но она является пустой;
— Условно-постоянные расходы домохозяйства становятся изнурительными и оно загоняется в «нишу выживания»;
— Человек теряет меру бытия, что обеспечивает господство монополиям;
— Власть в такой системе воспринимается бизнесом, как конкурентное преимущество;
И т.д.

Такая конструкция общественно-политической и экономической жизни ведет к самоуничтожению, потому что капитализма в стране не существует. А полученные присутствием во власти капиталы направляются не на приумножение и развитие капиталов, а на содержание себя во власти. Последствия этого Украина наблюдает на собственном горьком опыте: «глупые» капиталы + дурная голова = трагедия страны.
Поэтому новой власти работу следует начинать с создания образа мира капиталов и того, как в нем будет чувствовать себя домохозяйство украинца.
Когда такой образ будет создан, тогда нужно внедрять новую нормативно-институциональную базу, которая обеспечит объективную, а не «волевую», легализацию собственности в капитал и сделает невозможным формирование гипертрофированных монополий.

Да, монополии и глобализация уменьшают транзакционные издержки, но они порождают затем кровавые расходы на войну, через дегенерацию политической жизни страны и потерю человеком меры бытия.

Как новая власть сформирует институциональное пространство вокруг собственности, такие процессы в политической и общественной жизни, информационном пространстве она и породит.

Собственность должна легализоваться в капитал объективной процедурой без произвола коррупции, властных полномочий и партийной принадлежности. Капитал должен быть изолированным от власти. Эта задача компетентной элиты, общества и самих капиталистов первую очередь. Потому что для них содержание мониторинговых институтов гражданского общества всегда коммерчески выгоднее, чем ведение войн за власть. Не говоря уже о войнах вообще, которые и провоцируются присутствием бизнеса во власти.

Популярні новини зараз

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів

Показати ще

Только демонополизация рынка капиталов и установление единых правил игры точно укажут, как провести демонополизацию функций, которую модно называть «децентрализацией».

Совершенно ясно, что все указанные шаги должны сопровождаться установлением системы отчетности, подконтрольности и ответственности власти. Без этого, децентрализация становится делегированием произвола на места.
Создание таких общественных структур контроля и обеспечение их неперсонифицированного финансирования становится главной задачей социально ответственного бизнеса. Не в партию, а на контроль над партией должны направляться такие деньги. Это и будет означать – жить по-новому.

Только после такой работы, проделанной точно и честно, можно будет приступать к решению вопроса о капитализации главного ресурса Украины – ее земли. Без однозначной и равно обязательной для всех нормативно-институциональной базы земля страны останется во внелегальном поле, а значит не превратится в капитал

Если в области собственности сохранится беспорядок, а в процедуре легализации ее в капитал сохранится произвол, то политическая жизнь страны будет оставаться лишенной социальной субстанции, она останется «фейковой», пустой.

Информационное пространство страны из социального блага превратится в пропагандистское болото.

Неизбежная потеря меры бытия человеком приведет к потере суверенитета личности, страны, государства.

Статистик Агнус Мэдисон сформировал таблицы, в которых проклассифицировал страны мира по многим параметрам в течение нескольких веков (где такая статистика была). Он установил, что страны мира кооперируются вокруг двух траекторий (высшей по показателям и восходящей, и низшей по показателям – неопределенной). Особенностью этих «кооперативов» является то, что между ними не было перехода стран. В течение всего горизонта исследований переходы от неопределенной траектории к восходящей были только у трех стран: Японии, Южной Кореи и Сингапура …

Я более чем уверен, что «нижнюю» по показателям группу стран объединяет общее обстоятельство: собственность в них легализуется в капитал волевыми механизмами – инструментами властных полномочий, партийной или семейной принадлежностью, идеологической целесообразностью, взятками.

В «верхней» же группе стран работает единая для всех нормативно-институциональная процедура для легализации собственности в капитал. Здесь закон действует, а не применяется.

Украина сейчас получила шанс. Он является экзистенциальным выбором. Если этот выбор сделать и обеспечить его воплощение, то мы получим возможность осуществить уникальный (по таблицам Мэдисона) переход в страны высшей траектории.