Вчера президент Украины Виктор Янукович сделал несколько важных заявлений, которые обозначили желаемый сценарий развития ситуации в Украине для отечественной олигархии. Речь идет о земельной реформе и роли сельского хозяйства в будущем Украины.
«Іноді мені українці здаються таким великим гарним птахом, який сидить собі і не знає, що робиться на сусідньому дереві, який любить собі поспати, сховавши голову під крило. Крило тепле, притульне, сни історичні, красиві. М’язи розслабились, душа угрілася, — прокинувся, а дерево під ним спилюють, гніздо впало, пташенята порозліталися хто куди, сидять на інших деревах і цвірінькають вже по-іншому…»
Л.Костенко«Записки українського самашедшого»
Виктор Федорович сделал сразу несколько заявлений на тему аграрных перспектив Украины, выступая на Международном инвестиционном форуме в Кировограде.
Приведу наиболее важные моменты:
- «Убежден, что аграрно-промышленный комплекс превратится в «точку роста» и одну из ведущих отраслей национальной экономики, что обеспечит конкурентные преимущества Украины на мировых рынках», — отметил Глава государства.
- 2.Развитие органического сельского хозяйства — перспективное направление для Украины. «Органическая продукция потенциально более конкурентоспособна, и Украина имеет уникальную возможность занять одно из ведущих мест среди производителей такой продукции», — сказал он. По словам Президента, в этом направлении уже сделан важный шаг, в частности, в сентябре текущего года Верховная Рада приняла Закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья».
- Логичен вытекающий из этого посыл, что Украина вышла на завершающий этап земельной реформы, суть которого заключается во введении земель сельскохозяйственного назначения в экономический оборот и законодательном урегулировании рынка земли. Как сказал Виктор Федорович, «нам нужно завершить земельную реформу, которая продолжается уже более 20 лет. Наша позиция последовательна — чтобы добиться максимально эффективного использования агропотенциала, земля в Украине должна стать товаром».
Эти заявления органично продолжают политическую линию, которую мы наблюдали на протяжении последней недели.
Она включает:
а) визит Арбузова в Китай, где поднимались вопросы о масштабной кооперации в сфере сельского хозяйства. Утечка информации
б) появление информации в китайских СМИ о предоставлении Украиной нескольких миллионов гектаров земли под долгосрочные контракты с Китаем.
в) заявление министра АПК Николая Присяжнюка о кредите Экспортно-импортного банка Китая на 3 млрд. долларов на развитие капельного орошения в Украине, где 1,5 млрд. КНР даст деньгами, а вторую часть оборудованием.
Эксперты абсолютно верно заметили тенденцию, что доля традиционных китов украинской экономики (металлургия, химия, машиностроение) падает, а АПК становится главным драйвером экономики, демонстрирующим наибольшую динамику роста.
Приведу выдержку из текста Павла Кухты «Изменение структуры украинского экспорта»:
«В прошлом году в украинской внешней торговле был отмечен весьма интересный факт – экспорт сельскохозяйственной продукции по объёму вплотную приблизился к экспорту чёрных металлов и руды.
Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Что все вышеуказанное означает для Украины:
а) В АПК сегодня занято мало людей и будет занято еще меньше из-за применения новых технологий, которые минимизируют значение человеческого фактора. Это хорошо видно на примере Виннитчины. Там, где раньше в аграрных хозяйствах работало 12 тыс. человек, сегодня хватает 800 при увеличении производительности. Картина маслом, как говорится.
б) Как говорилось выше, сельское хозяйство очень зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке, которая формируется сложными факторами, начиная от климатических условий и заканчивая политической нестабильностью в потребляющих регионах. Как следствие, мы будем иметь значительные колебания в доходах, которые к тому же будут выводится олигархами в оффшоры.
в) Остановка Фирташем химических производств и проблемы с металлургией обозначают печальную тенденцию — постепенно у нас все меньше кластеров, где мы конкурентноспособны на внешнем и внутреннем рынке. Со всеми вытекающими для занятости последствиями. Как следствие, еще больше вырастет давление на рынок труда.
г) Интенсификация отношений с Китаем знаковая тем, что Киев действительно пытается найти палочку-выручалочку, пытаясь расширить выйти за рамки зависимостей от пары Запад-Россия . КНР такой палочкой-выручалочкой может стать объективно, потому что ей а) нужна еда б) рынок сбыта, который наши олигархи открывают, чтобы получить доступ на самый крупный потребительский рынок в мире. Следствие этого — гарантии поставок для украинских агроходингов, дальнейшее убивание нашей промышленности вследствие условий Китая, который требует открываться для продажи своих товаров по связанным кредитам. Кроме того, Китай навязывает участие своей рабочей силы при реализации крупных инфраструктурных объектов за рубежом.
Средне и долгосрочные следствия:
а) мы получаем меньший экономический пирог, латифундизацию экономики.
б) избыток рабочей силы, которая зажата кризисами на рынке ЕС и России
в) давление европейских игроков, которые будут добивать внутреннюю переработку еды. Олигархам потеря этого рынка будет компенсирована возможным укреплением поставок пищевого сырья в Китай и Европу. То есть, они получают гарантированный спрос на сырье в обмен на потерю части пищевой переработки внутри Украины. Этим можно пожертвовать учитывая малую емкость рынка Украины.
г) Европейцы и прочие транснациональные игроки через открытие рынка земли подомнут под себя украинские агрохолдинги. По-сути, создание полноценного рынка земли выступает для внешних кредиторов Украины как инструмент перестраховки, на случай дефолта украинского государства. Тогда за долги можно будет изъять реальные активы, в первую очередь, землю как самый главный актив Украины.
г) Вытекающий отсюда конфликт между интересами латифундистами и звереющим населением, оставшегося без работы и, как следствие, без средств к существованию.
д) Социальный конфликт, революция, бунт, волнения. Профит победителю. Внутреннему или внешнему.
Могут ли быть какие-то позитивные альтернативы?
Конечно могут. Например, экономист Алексей Комаров считает, что такое конкурентное преимущество возникло бы, если бы Украина построила опреснительную АЭС на Черном море. «Тогда она гнала бы воду по современным системам орошения (капельным и т. п.), как это делает Израиль. Это бы давало высокую добавленную стоимость, но ее корни опять же не в сельском хозяйстве», — замечает он.
Он абсолютно прав, поскольку высокотехнологичное сельское хозяйство дающее высокую прибавочную стоимость может быть только там, где приоритетом является интеллект, порождающий инновации. Инновации позволяют развивать высокотехнологичное производство которое, в свою очередь завязывается на производство смыслов, управляющих мотивациями миллиардов масс. Тот, кто осваивает эту схему стоит на вершине пищевой цепочки и безмерно наслаждается всеми благами своего положения.
И, конечно же, на эту вершину никогда не взберется страна, которой управляют селюки, нравственно убогие и ограниченные, которые мыслят одно-двухсложными ходами и нацелены на максимальное выжимание прибыли из активов с убывающей рентой.
В 1581 году Джон Хейлс писал о важности промышленного производства для богатства страны: «Какой же недалекий нужно иметь ум… чтобы позволять нашему собственному сырью быть отправленным на обработку чужаками, а потом выкупать получившееся назад у этих чужаков!».
Современная Украина и есть яркая иллюстрация такого недалекого ума. Но почему это должно волновать кого-то еще, кроме жадных и ограниченных агроэльфов?
P.S.: На иллюстрации агроэльф на пути в рай