К сожалению, большинство статей на сайте объединены общим посылом «Все плохо, будет еще хуже, надо что-то делать». Но что делать не понятно, поскольку кризис цивилизационный. Старые механизмы не работают, новых не создано, поскольку идеалы размыты, горизонтов невидно, новых идей, уже не говоря о масштабных концепциях нет и не предвидеться. В общем, надо куда-то бежать и что-то делать, но что и зачем – не ясно.
Может, есть смысл пристальнее взглянуть на вещи обыденные. Ведь для обывателя цивилизация начинается с вопросов, что он ест, во что одевается и где он живет (а для многих этим и все заканчивается). И по сути все крутится вокруг этих вечных проблем, усугубляемое инстинктом продолжения рода. Если очень упрощенно, то цивилизация это механизм, сформированный обществом для решения этих проблем. Фактически горожанин, нашедший свое место в системе глобального распределения труда и житель сельской глубинки, живущий благодаря натуральному хозяйству, объективно живут в условиях разных цивилизаций.
Изменение модели обеспечения любой из базовых потребностей приводит существенной трансформации не только обывательского уклада, но и экономической системы. Допустим, горожане прониклись идеями употребления органических продуктов, и вместо покупок в супермаркетах, стали по предварительной договоренности закупать продукты непосредственно у хозяйства, которому они доверяют. Или вместо прогрессирующей урбанизации питающей строительную индустрию, люди массово кинулись жить в деревню строя обычные хатынки, причем собственными силами. Или, по каким-то, совсем запредельным причинам, вместо импортной одежды повседневной стала украинская вышиванка. Каждое из этих гипотетических изменений приведет к существенному изменению не только указанных сфер, но заставить измениться очень многие элементы базиса. А за базисом изменения затронут и надстроечные структуры.
Идеалы и модели обеспечении базовых потребностей обывателя формирует западная культура, опираясь на «святую троицу» престижа, секса и потребительства. Проблема, а одновременно и шанс в том, что самого обывателя эти идеалы во многом не устраивают. И не устраивают не только своей заведомой недостижимостью для большинства. В культуре, где каждый второй тост звучит «За здоровье, а остальное заработаем» современный образ жизни, разрушающий не только здоровье, но саму жизнь не может не отторгаться. А значит в новых смыслах, новых моделях поведения сегодня нуждается не столько политики, сколько рядовые обыватели. Даже незначительные изменения обывательских моделей поведения могут создавать и разрушать целые отрасли в экономике, пример – развитие интернет торговли или упадок звукозаписывающей индустрии. И в этом смысле православные, с идеалом многодетной семьи или последователи Мегре с концепцией родовой усадьбы более революционны, чем все политические движения. Ведь эти идеалы у своих последователей меняют не только демографическую ситуацию, с вытекающими пенсионными последствиями, но и требования к жилью, образованию, здравоохранению.
Если какой либо клуб интеллектуалов сформирует новую модель общественного взаимодействия, в которой человек будет более счастлив, реально достижимую, а еще лучше проверит на собственном опыте – это быстрее может стать основой идеологии выхода из кризиса, чем все политические прожекты. К примеру, разработать для себя любимых стиль одежды, заключить соглашение с украинским предприятием на изготовление этой одежды. Предоставить возможность свободно улучшать и заказывать ее онлайн всем желающим. Если данная одежда будет действительно лучше, дешевле, эстетичнее, чем то, что продается в магазинах, а пользоваться сервисом станут многие – эти интеллектуалы сделают для украинского легпрома намного больше, чем государство за двадцать лет независимости. Или община какого либо небольшого городка решиться реализовать изобретения российских ученых по беспроводной передаче энергии для функционирования общественного транспорта с возможностью присоединяться к этой системе частному транспорту (передача реакривных токов осуществляется по тоненькому медному проводу, закатанному в асфальт). Экономичность и доступность электромоторов, по сравнению с двигателями внутреннего сгорания гораздо быстрее запустит мультипликатор в данном регионе, чем все мантры правительства про «покращення» вместе взятые.
Любой навык, который делает обыденную жизнь лучше, в современном мире распространяется быстрее пожара, и дает иногда совсем неожиданные результаты. Пример тому – социальные сети. Ресурсы, получившие популярность, как инструмент молодежного общения, по сути формировавшиеся как онлайн-тусовка сейчас выступают одним из инструментов, с помощью которых свергаются режимы.
В условиях, когда Украина все больше выбрасывается на обочину глобальной системы распределения труда, когда растет масса «лишних» людей, не имеющих никакой перспективы вписаться в новый порядок, поиск таких моделей особенно актуален. Ведь та «ненужность» и «брошенность», которую мы сейчас наблюдаем в сельской глубинке – слабое подобие того, что может ожидать Украину уже в ближайшее время. И в то же время, прогресс предоставляет новые способы социального взаимодействия, давая возможность для организации «лишних» или потенциально «лишних» для решения их насущных проблем. Вопрос за идеалами, моделями формами.