Украинские власти получили от наших американских партнёров длинный список рекомендаций/требований «приоритетных реформ». Нет ничего предосудительного, тем более унизительного в ситуации, когда партнёры обмениваются мнениями по самым разным аспектам деятельности. Большое благо для страны, если она может воспользоваться интеллектуальным капиталом Америки. Здесь лучшие университеты мира. Здесь лучшие мозговые центры. Здесь передовой край технологий и корпоративного управления. Америка – страна с ~$70 тысяч на душу населения и почти 31% всего богатства мира. Нет сомнений, что она – кладезь знаний, опыта и капитала.
Украина в настоящем историческом контексте – молодое государство с постсоветскими институтами управления, с постсоветской, а не рыночной структурой экономики. Значительная часть её капитала по-прежнему находится в системе госплана, а не частной рыночной экономики. С начала 1990-ых украинские постсоветские элиты наивно, некритично приняли модель Государства всеобщего интервенционизма. VIP-распорядители и потребители чужого вошли во вкус широкомасштабного безнаказанного дерибана ресурсов/активов страны. 3% украинцев прекрасно устроили свою жизнь за счёт 97% остальных. Ещё ~10% стали крепким средним классом. Комфортное жильё, загородная недвижимость, отдых по два раза в год за рубежом и ежедневная жизнь по принципу «ни-в-чём-себе-не-отказываю». Остальные украинцы продолжали ждать обещанной свободы, честного правосудия и европейского благополучия. К сожалению, ожидания большинства общества и планы политической, номенклатурной элиты и её коммерческих бенефициаров никогда не совпадали. В таком вот состоянии Украина встретила войну, нападение геноцидной, нацистской России.
Единение всех и вся во имя спасения своей страны – главный фактор силы Украины. Благодаря ему мы сумели доказать всему миру смысловую никчемность прогноза «за-три-дня».
Мы посрамили убеждение НАТО/ЕС о силе/профессионализме второй армии мира, а также развенчали миф о слабости Украины.
Мы обнажили всему человечеству враньё, воровство и варварство российской тоталитарной империи.
Мы показали миру неадекватность, мелкотравчатость, беспредельную аморальность вкупе с жутким невежеством и доисторическим мистицизмом кремлядей и их окружения.
Мы платим огромную цену в кровавой российской войне против Украины, защищая не только себя, но и Европу и всю современную цивилизацию.
Мы – это в подавляющем большинстве те 97% украинцев, которые не являются непосредственными бенефициарами модели Олигархат/Схематоз. А вот 3% оставшихся – это всё те же распорядители и потребители чужого. Безусловно, среди них есть настоящие патриоты, честные, профессиональные работники. Однако из этой социальной страны образовались батальоны «Монако» и «Вена», «Лондон» и «Дубай». За редким исключением из этой группы никуда не ушли все те VIP-распорядители чужого и их идеологи, которые десятилетиями создавали и консервировали старую систему. В ней остались практически не тронутыми силовики, судьи и начальники правоохранительной, регуляторной, контрольной систем.
Наконец, самое главное. Функционал, полномочия, дискреция участников этой группы не только не сократились, но и расширились. Как и увеличилась «кормовая» база: государственные расходы увеличились до 65 – 70% ВВП, а государственная собственность разбухла до 55 -60% от всего, что есть в Украине. Регуляторная нагрузка меньше не стала. Более того, она распространилась на новый сектор – материально-техническое обеспечение ВСУ всем необходимым. Были введены новые режимы для валютного и финансового рынков. А сколько новых возможностей для проявления субъективизма, т. е. дискреции, появилось при выдаче разрешений на выезд на границу, при рассмотрении дел военкоматами, медицинскими учреждениями. В первые ~600 дней «горячей» фазы войны объём «рынка» номенклатурно-бюрократических услуг от Государства существенно увеличился. Украинские власти вынуждены были резко увеличить расходы на оборону и материально-военное обеспечение ВСУ. Однако сокращения других расходов не произошло. Каждое структурное подразделение, регион всеми возможными инструментами и средствами отстояли своё право тратить деньги налогоплательщиков, настоящих и будущих (кредиты отдавать-то надо будет).
Военное время неизбежно накладывает свои ограничения на политические процессы. ~8 - 10 миллионов украинцев за пределами страны. 1 – 1,5 миллиона непосредственно участвуют в боевых действиях, находятся под ружьём. Переписи перемещённых лиц, разумеется, нет. Организовать избирательный процесс под постоянными обстрелами – ещё тот вызов. Вести полноценную политическую кампанию в условиях войны, в информационном режиме единого марафона также невозможно. Это первая часть двуединой проблемы качества государственного управления. Вторая - это, собственно, деятельность нынешних структур власти.
Верховная Рада явно не стала лидером в организации экономики военного времени. Кабинет Министров не получил, да и особо не стремился стать коллективным Залужным, чтобы концентрировать ресурсы/усилия Государства исключительно на необходимых для успешного ведения войны сферах, чтобы решительно обрезать ненужные госрасходы, ликвидировать избыточные структуры, чтобы, наконец, раскрепостить национального Производителя товаров/услуг. Судебная власть сама себя не высечен, катарсис себе не устроит. Это же относится к десяткам контрольных и силовых структур. Местные власти продолжают работать в своём привычном режиме. Причём в отдельных областях местные бюджеты ещё увеличились. Институт «политические партии» разрушен или заморожен. Офис президента по факту сконцентрировал в себе полномочия штаба, правительства, законодателя, контролёра и переговорщика.
Встаёт вопрос: «Кому адресованы рекомендации американских партнёров?» В Вашингтоне понимают реальное состояние институтов государственного управления Украины или ориентируются на модельные решения из учебников политологии 40-летней давности?
Американские коллеги понимают, что в Украину с неба не прилетят хотя бы 10 тысяч чиновников, судей, прокуроров, министров и начальников департаментов для проведения правовой, судебной и правоохранительной реформы?
Опалення по 5000 гривень: кого торкнеться різке зростання тарифів у 2025 році
Українцям розповіли, чи загрожують штрафи за вирубку дерев на своїй землі
Успішне буріння: "Укрнафта" відкрила потужну свердловину
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Вашингтон не видит корень зла украинской экономики в гигантской дискреции VIP-распорядителей чужого (политиков, чиновников, контролёров, регуляторов, силовиков, судей)? Даже если представить себе такой сказочный сюжет, что в Украину забросили десант честных, справедливых, благородных, всезнающих ангелов для занятия ключевых должностей в системе государственного управления, то через год ~90% из них они в данной системе координат превратятся в чертей с всепроникающей коррупцией и экономикой РОЗ (Распил, Откат, Занос).
Ознакомление со списком рекомендаций Вашингтона позволяет уверенно заявить, что он является результатов сведения в один документ хотелок, желаний и требований целого ряда структур внутри Украины. В основном они находятся в оппозиции к нынешней власти.
Они используют вашингтонскую трибуну для продавливания своей повестки дня. Есть все основания считать, что этот документ – очередной инструмент борьбы за власть внутри Украины, но при использовании американских партнёров. Ведь у предыдущих президентов/премьеров/депутатов тоже были друзья/партнёры в США. Сегодня они тоже хотят поучаствовать не только и не столько войне, сколько в послевоенной трансформации и модернизации Украины. На горизонте маячат сотни миллиардов долларов, которые будут осваиваться теми, кто будет во власти и у потоков. Игра стоит свеч.
Украинские деятели, которые хотят, как можно скорее попасть во власть, пользуются легковерностью, наивностью своих зарубежных партнёров, чтобы увеличить давление на президента В. Зеленского и его Офис. Мол, давайте вместе потребуем таких и таких вот изменений и решений – и власть преобразиться. Коррупция будет ликвидирована, и модель Олигархат/Схематоз неким магическим образом трансформируется в честную, демократическую, инклюзивную модель государства всеобщего благосостояния.
Предложенные Вашингтоном рекомендации целесообразно рассмотреть в свете самых острых, опасных, разрушительных проблем Украины сегодня. Разумеется, выносим за скобки войну, которую мы ведёт и обязательно выиграем. Проблема «коррупция» - это следствие монетарной, фискальной, регуляторной, торговой политики страны. Она «убивается» исключительно через системные рыночные реформы, изменение структуры собственности и резкого увеличения уровня экономической свободы. Давайте посмотрим, есть ли среди рекомендаций те, которые ликвидируют источники коррупции, которые резко меняют баланс принятия экономических решений между Государством и рынком.
В самом начале американского списка реформ для Украины, проведение которых увязано с предоставлением помощи от США, значатся управленческие вопросы по Укрэнерго, Нафтогазу, Укроборонпрому, Энергоатому и оптовому рынку электроэнергии (REMIT). Украинские субъекты через Вашингтон требуют:
- реформы Специализированной Антикоррупционной Прокуратуры,
- увеличения числа детективов Национального Антикоррупционного Бюро,
- принятия нового порядка назначения руководителя Национального Агентства по предотвращению коррупции,
- завершения реформы Высшего совета правосудия,
- создание Службы дисциплинарных инспекторов для судей,
- осуществления проверки всех судей Верховного Суда,
- изменения порядка формирования Высшей Квалификационной комиссии судей с привлечением Общественного совета добропорядочности,
- усиление Счетной палаты,
- усиление Государственной аудиторской службы,
- реформирования Агентства по поиску и менеджменту активов,
- реформирования Службы безопасности Украины,
- реорганизацию Бюро экономической безопасности,
- реформирования государственного концерна «Украинская оборонная промышленность»,
- реформирования системы командования и управления вооруженными силами и гражданского контроля над ними,
- реформирования Национальной полиции,
- реформирования Государственной таможенной службы,
- проведение переаттестацию в Офисе Генерального прокурора,
- создание института генеральных инспекторов по восстановлению страны,
- реформирования антимонопольного законодательства,
- реформирования системы госзакупок.
Логика предложений следующая. Срочно проведите реформы правовой, правоохранительной, контрольной, силовой систем Украины. Это значительно облегчит доступ к американской помощи. По сути дела, речь идёт о том, чтобы поделиться силовой, контрольной, надзорной функциями с некими субъектами, которые имеют очень влиятельных американских партнёров. А как же экономика? Где же требования отказаться от удушающей украинское предпринимательство модели Олигархат/Схематоз? Где рекомендации по раскрепощению производителя, радикальному снижению регуляторной нагрузки, мощному удару по бюрократической дискреции? Где, наконец, экономическая свобода? Об этом в Вашингтонском списке ни слова. Значит, Вашингтон и его партнёров в Украине (те, что не у руля страны сегодня) интересует лишь участие в системе государственного управления, а не системные рыночные реформы, создание первой в истории независимой Украины рыночной структуры экономики? Это очень грубое, топорное давление с требованием: «Поделитесь властью! Иначе будут проблемы с получением от Америки ресурсов».
Ахиллесова пята Украины – монетарная политика. Высокая инфляция, рудиментальный финансовый рынок, неразвитое кредитование, запретительные ставки по кредитам, де-факто мёртвый фондовый рынок и безумное, отвращающее инвесторов финансовое законодательство по контролю входящих и исходящих потоков. Льготы по кредитам вроде бы направлены на поддержку малых предприятий, а получает Novus. Об этом в документе Вашингтона ни слова.
Налоговая система Украины – одна из самых плохих в мире. Режим уплаты и администрирования НДС – это настоящее клеймо на репутации страны. Налог на зарплату выталкивает рынок труда в тень. Налог на прибыль стимулирует оффшоризацию. С такой налоговой нагрузкой ни одна развивающаяся страна в мире не обеспечила быстрых, долгосрочных темпов экономического роста. Вашингтон и его украинские партнёры об этом молчат. Значит, не перемен хотят, а рулить всем этим хозяйством по производству коррупционной ренты?
Бюджетная политика Украины убедительно показывает, что в стране создана модель военного социализма. Частный бизнес активно сталкивают на задворки экономической деятельности. Вместо поощрения, стимулирования самозанятости на уровне микро и малых предприятий им ФОПов мы видим ужесточения контроля и увеличение регуляторной нагрузки. Дыра в бюджете более 20% ВВП три года подряд, рост госдолга до более 100% ВВП, госрасходы 60 – 70% ВВП – и всё это устраивает Вашингтон?
Многочисленные индексы, рейтинги по качеству государственного регулирования, госуслуг ставят Украины во вторую сотню стран. Регуляторная среда превратилась в настоящие авгиевы конюшни. Они обходятся стране в 15 – 17% ВВП. Регуляторка больно бьёт по национальной конкурентоспособности. Нужно не контролёров, инспекторов и прокуроров менять, а регуляторную систему от дискреции бюрократа/чиновника очищать. Об этом в Вашингтонском послании Украине опять ни слова.
Можно сколько угодно реформировать таможню, но, если в руках таможенника остаётся дискреционное решение по таможенной пошлине/платежам от «0%» до «120%» от таможенной стоимости товара, коррупцию в этой сфере не победишь никогда. Для понимания этого достаточно здравого смысла. Совсем не обязательно заканчивать Гарвард или Беркли. Это понятно обыкновенным украинским предпринимателям, но, судя по содержанию списка рекомендаций, Вашингтон думает иначе. Зачем ликвидировать таможню, как кормушку, если лучше получить к ней доступ?
Список рекомендованных реформ для Украины от Вашингтона – это, к сожалению, совсем не про острые, давно назревшие экономические реформы, которые бы резко снизили и коррупцию, и злоупотребления при управлении госактивами/ресурсами. Это про власть в стране во время войны. Активизировались те украинско-американские синдикаты, которые сегодня не у дел, а рулить и управлять большими потоками помощи во время войны и на этапе послевоенной трансформации очень хочется.
С научной точки зрения, с позиции транзитологии, как науки о переходе из модели Госплан/Олигархат в модель экономики свободного рынка, предоставленные рекомендации не представляют никакой ценности. Они лишены логики, системности и привязки к реальной жизни. Судя по тому, что этот список появился не от имени некого мозгового центра или госоргана, речь идёт о кулуарном давлении, подковёрной борьбе за власть в Украине, но совсем не о решении самых острых для её экономики задач. Выполнение рекомендаций ничего принципиально в Украине не поменяет. Количество антикоррупционных органов, число членов наблюдательных советов, количество итераций по изменению законодательства по госзакупкам не способно убить украинский Левиафан.