Аналитик Карлос Мера из Rabobank (Лондон) написал любопытный доклад о влиянии российского вторжения в Украину на мировой продовольственный рынок. По его расчетам удар повлечет за собой самые серьезные последствия для мировой экономики.
В случае вторжения и крайнего ответного тотального эмбарго на Россию и оккупированную Украину международный рынок будет лишен крупнейшего и третьего по величине экспортера пшеницы в мире (не считая ЕС как блока). За относительно короткое время огромное количество пшеницы может быть удалено с международного рынка.
Россия экспортирует 35 млн т, а Украина 24 млн. тон в текущем сезоне. В совокупности 59 млн т эквивалентно огромным 29% мирового экспорта.
Ценовое влияние изъятия такого количества пшеницы было бы чрезвычайным, особенно потому, что спрос на потребление человеком пшеницы очень неэластичен. Цены на пшеницу выросла на 21% в 2021 году, в основном на основе дефицита 2021/22 года, наблюдаемого на рынке, который Министерство сельского хозяйства США оценивает в 8,8 млн тонн.
Теперь представьте себе ценовое влияние удаления с международного рынка более чем в 6 раз больше. В этом экстремальном случае цены на пшеницу могут легко удвоиться, что вызовет борьбу за обеспечение поставок, особенно в Турции, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, крупнейших импортерах черноморской пшеницы.
Как это изменит лицо торговли пшеницей? Имеющиеся запасы пшеницы за пределами России будут продаваться как горячие блины. Здесь важно помнить, что в США и ЕС в течение последних нескольких лет наблюдался процесс истощения запасов: они окажутся не в состоянии поставлять много дополнительной пшеницы в краткосрочной перспективе.
У других экспортеров будет только арахис в сравнении. Можно только догадываться, что Китай с оценочным запасом Министерства сельского хозяйства США более 140 млн тонн может сделать в такой ситуации. Часть пшеницы, находящейся в запасах, может быть использована для потребления человеком, но эта пропорция неизвестна.
Кроме того, страны, потенциально желающие обойти санкции США, могут немного увеличить свои закупки в свете невероятно дешевой пшеницы в России и Украине, но это будет лишь часть объемов, обычно экспортируемых. Скачок цен за пределами России приведет к огромному давлению на расширение площади в будущем. Тем не менее, я изо всех сил пытаюсь увидеть достаточно значительный сдвиг, чтобы полностью компенсировать потери в ближайшие пару лет, что приведет к структурному дефициту в обозримом будущем.
Конечно, России может не удастся вторгнуться во всю страну, но производство пшеницы в Украине смещено в сторону юга и востока.
Около 45% украинской пшеницы производится к востоку от реки Днепр, которая образует сильный естественный барьер для российского вторжения, со столицей Киев на западном берегу. Примерно еще 23,5% добывается между Днепром и Южным Бугом (вторая по величине река после Днепра в Украине). Кроме того, Россия может вторгнуться или, по крайней мере, заблокировать порты в Черном море, а это означает, что экспорт пшеницы будет сильно нарушен.
Короче говоря, влияние эмбарго на российскую пшеницу будет настолько большим, что любые санкции, вероятно, позволят сделать исключение для экспорта пшеницы.