1. «Окно возможностей»

Хотя система двух противостоящих блоков распалась более 20 лет назад, большинство европейских аналитиков продолжают рассматривать международную систему в рамках концепции «центр — периферия», в которой «центр», или «ядро», промышленно развитых стран противопоставляется странам с переходной экономикой. Такая концепция предполагает, что ядро создает и распространяет на периферию ценности, институты, инновации. Тем самым «ядро» является единственным субъектом международных региональных интеграционных процессов, а «периферии» (Украине) отводится роль объекта воздействия. Фактические данные о потоках капиталов, товаров и людей, продуцировании мировых кризисов именно внутренними процессами «ядер» международной экономической интеграции, красноречиво свидетельствуют о том, что эти представления далеки от реальности.

Гораздо более жизнеспособной представляется концепт «окна возможностей» — тесно взаимодействующей системы старых и новых интеграционных центров, в которых концентрируются, по существу, все финансовые, интеллектуальные, экономические и коммуникационные ресурсы, через которые и проходят финансовые, товарные и миграционные потоки. Фактически «окно возможностей» формируется из нескольких равных по экономическому развитию стран, и может выступить в качестве нового центра, стягивающего на себя коммуникации и ресурсы региона. Основным стимулом при формировании подобных центров является тенденция к минимизации трансакционных издержек. Такие центры формируются на перефирии потенциальных очагов финансово-экономических кризисов и со временем концентрируют в себе важнейшие политические и экономические интересы, то есть становятся важнейшими центрами политического влияния.

В целом, «продолжительная рецессия» в странах ЕС создает для Украины, Казахстана, Белоруси и России безусловное положительное «окно возможностей».

2. «Функциональная интеграция»

Соотношение между глобализацией и регионализацией в системе международных отношений меняется в пользу второго процесса. Распространенная в Западной Европе в 90-х годах ХХ века концепция «регионостроительства» (region building) сегодня получает второе дыхание. Необходимость мер протекционистского характера, создание системы коллективных отношений для защиты общих экономических интересов вновь повышает значимость географического фактора и этнотерриториальных сообществ. При этом региональная интеграция не предполагает наличия единого властного центра, а развивается ненасильственным, консенсусным образом. Основными факторами для эффективного «регионостроительства» являются: общая культурно-историческая идентичность и потеннциальная экономическая самодостаточность. Однако важнейшим фактором «регионостроительства» является функциональность, ведь очевидно, что экономики стран региона имеют различную структуру и направленность. К примеру, в регионе Таможенного союза покупатели энергоносителей (Украина и Белоруссия) заинтересованы в поставках нефти и газа из стран-производителей по максимально низким ценам, беспрепятственном доступе к рынку России своей продукции металлургии, машиностроения и аграрного сектора. Страны-поставщики энергоносителей (Казахстан и Россия) заинтересованы в благоприятном и комфортном транзите газа и нефти на европейские энергетические рынки через энергодефицитные Минск и Киев. Россия в данном разделе выполняет многофункциональную роль, так как является и поставщиком энергоносителей, и одновременно поставщиком продукции своей промышленности в вышеуказанные страны плюс потребителем.

Функциональная интеграция в контексте проекта Таможенный союз (ЕЭП) предполагает такое взаимодействие, чтобы в конечном итоге собираемые вместе компоненты национальных экономик оказывались взаимодополняемыми как пазлы. Остается лишь уточнить приоритеты экономического развития и сосредоточить усилия на «прорывных» направлениях.

3. «Коллективный протекционизм»

Сталкнувшись с высокой конкуренцией европейских корпораций, новые (высокотехнологичные, инновационные) отрасли экономики Украины не смогут выдержать первоначальный период развития. Протекционизм прежде всего необходим как временная мера для того, чтобы зарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. А после того как отрасль встанет на ноги, она станет настолько эффективной, что издержки и цены, которые первоначально росли, фактически будут снижаться. Кроме того, тарифы на импорт могут ускорить формирование долговременных тенденций, присущих экономикам инновационного пути развития.

Региональная интеграция привела к появлению коллективного протекционизма, как системы протекционистских мероприятий, защищающих таможенную территорию региональной экономической группировки. Внутри таможенного союза применяются принципы свободной торговли, а вне его — меры коллективного протекционизма

Коллективный протекционизм, направленный на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, поможет странам Таможенного союза провести экономическую модернизацию. Обусловленный протекционизмом, внутренний спрос на продукцию данных индустрий, а также, создание внутритаможенных технологических звеньев производства и сбыта (между странами-участницами таможенного объединения) поможет украинским производителям стать более устойчивыми и конкурентоспособными. Новая конфигурация может сделать их более привлекательными, что, в свою очередь, приводит к росту капиталовложений в данные отрасли.

Популярні новини зараз

США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку

Показати ще

На наш взгляд вполне справедлив вывод обстоятельного исследования Председателя «Клуба Евразийской интеграции МГИМО» Юрия Кофнера: «применение протекционизма на территории евразийского пространства на данном этапе своего экономического развития, является более оправданным, чем для других регионов мира».

4. Преимущества Таможенного союза

Экономическая отдача от Таможенного союза, прежде всего, характеризуется двумя основными факторами: созданные таможенные барьеры должны способствовать экономической модернизации стран-участниц, путем увеличения экзогенного и эндогенного ее составляющих; протекционизм должен способствовать сохранению и развитию промышленности Украины и Беларуси, а так же преодолению сырьевой зависимости экономик России и Казахстана.

Достаточно очевидны три следующих преимущества Таможенного союза:

1. создание Таможенного союза способствует сохранению рабочих мест на предприятиях, которые сегодня являются неконкурентоспособными по сравнению со своими аналогами из развитых стран;

2. объединение капиталов и возможностей разных предприятий, делает их более устойчивыми и конкурентоспособными на региональном и мировом рынках;

3. применение коллективного протекционизма вынуждает компании третьих стран передислоцировать свои заводы внутри таможенного объединения, воизбежании слишком высоких тарифных ставок при импорте своей продукции.

В краткосрочной перспективе страны ТС могут претворить в жизнь теорию «летящих гусей», по которой импортозамещающие отрасли станут настолько конкурентоспособными, что смогут экспортировать товары, которые раньше импортировались.

Таможенный союз является транспортным мостом северной Евразии между Западом и Востоком, огромным связывающим звеном между крупными рынками сбыта и потребления Западной Европы (ЕС) и Тихоокеанского региона (Китай, Япония, США, и т.д.). Через создание единого таможенного пространства Украина впервые после развала СССР, получит непосредственный доступ к этим регионам. Данная географическая конфигурация несомненно приведет к увеличения благосостояния граждан Украины.

Избавление от внутренних таможенных границ, позволяют достигнуть двух чрезвычайно важных результатов:

Во-первых, избавление от большинства пограничных и таможенных пунктов, уменьшает коррупционную составляющую данного административного аппарата.

Во-вторых, служит толчком для роста внутренних экономических связей, роста среднего и малого предпринимательства в связи с сокращением бюрократических препятствий.

В целом с ростом внутренней деловой активности, а так же благодаря дополнительным сборам от импорта из третьих стран, должен вырасти доход в государственные бюджеты стран-участниц Таможенного союза.

5. Украина и ЕЭП

1 января 2012 года на базе Таможенного союза стартовал новый интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. По словам российского лидера Владимира Путина: «речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры«.

Очевидны преимущества нового интеграционного проекта, обуславливающие объективную привлекательность Единого экономического пространства для предпринимателей и граждан Украины:

1) ЕЭП позволяет наиболее полно использовать сравнительные преимущества экономик стран-участниц. Это связано со снижением издержек на заключение сделок между хозяйствующими субъектами различных стран, входящие в объединение. Если до создания ЕЭП издержки порой оказывались запретительными (высокие пошлины, ограничения, сложные процедуры оформления), то после реализации планируемых интеграционных мер уровень издержек в идеале не должен превысить уровень аналогичных издержек для сделок на внутренних рынках стран-участниц. ЕЭП обладает потенциалом создавать новые торговые потоки, оптимизировать спонтанно возникающие хозяйственные взаимосвязи. В результате растет эффективность функционирования экономик стран ЕЭП, что в перспективе ведет к увеличению темпов экономического роста.

2) Формирование Единого экономического пространства целесообразно и с точки зрения реализации конкретных бизнес-проектов, ЕЭП как единое рыночное пространство позволит определить интересы хозяйствующих субъектов по взаимодействию, что зачастую не может быть обеспечено на основе работы государственных органов с конкретными проектами.

3) Для эффективного функционирования и роста рыночная экономика, как правило, нуждается в достаточно обширном внутреннем рынке. Традиционным «барьером» считается показатель в 200 млн. чел. (Сегодня в ТС без Украины — свыше 170 млн. чел.). Соответственно, формирование ЕЭП с участием Украины позволяет странам-учасницам (помимо России — Белоруссии и Казахстану) достигнуть значительного размера рынка.

4) ЕЭП позволяет оптимальным образом перераспределять факторы производства — труд и капитал. В обычных условиях некоторые страны страдают от дефицита тех или иных ресурсов, другие же, напротив, характеризуются их избытком. Создание ЕЭП позволит факторам производства свободно перемещаться между странами, в зависимости от сил спроса и предложения. В результате растут эффективность экономической системы и темпы экономического роста. ЕЭП обеспечивает лучшие условия для экспансии украинского бизнеса — как инвестиционной, так и связанной с освоением товарных рынков третьих стран.

5) Единое экономическое пространство может рассматриваться как пространство отбора наиболее эффективных инструментов экономической политики. В ЕЭП корпорации и частные лица имеют возможность перемещаться в те страны, которые проводят наиболее привлекательную экономическую политику. Соответственно, другие государства получают возможность усваивать инновации в области экономической политики и государственного управления, анализируя реакцию корпораций и частных лиц.

6) Важным преимуществом ЕЭП может стать повышение конкурентоспособности и, как следствие, эффективности украинской экономики под влиянием проникновения на национальные рынки компаний из других стран ЕЭП.

7) Создание ЕЭП способствует и росту взаимопонимания между народами стран интеграционной группировки, а также гарантирует свободу перемещения граждан. Это, вне всякого сомнения, соответствует интересам граждан Украины, многие из которых сохраняют тесные контакты с жителями России.

Все перечисленные факторы обуславливают повышение интереса Украины не только к Таможенному союзу, но и и формированию Единого экономического пространства.

Заглядывая в будущее

1. Страны Евросоюза рассматривают Украину как наиболее важный (после России) сегмент постсоветского пространства. Цель Брюсселя — сохранить Украину в «зоне досягаемости» ЕС, не закрывая дверь для ее интеграции в более отдаленной перспективе. Одновременно, важным элементом отношений Россия-ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. По нашему мнению, ТС(ЕЭП) может сыграть роль одной из интеграционных группировок «по периметру» ЕС, обеспечивающих тесное взаимодействие с Европейским Союзом и возможно даже «приближающих» страны к евроинтеграции. Примерами могут служить Центральноевропейская инициатива (Пентагональ, Гексагональ), Центральноевропейская зона свободной торговли (Вышеградская группа), в меньшей степени — Совет государств Балтийского моря.

2. Из наиболее привлекательных и реалистичных проектов, можно выделить идею создания в течении 10-15 лет «Союза Европы» на основе концепции «Greater Europe», открытого для присоединения всех европейских государств, на основе кооперации ЕС, ЕЭП, других интеграционных групировок европейского пространстваю. Стержнем Союза Европы может стать единый энергетический комплекс, предусматривающий перекрестное владение добычей, транспортировкой и сбытом энергии.