Рядовые участники этой фантасмагории в ответ на любой вопрос о работе новой насосной станции возле Мясокомбината покрываются пятнами и категорически отказываются говорить. Один из них сформулировал предельно откровенно: «Вы что, хотите, чтобы меня за ваши вопросы завтра, как Аксельрода, положили…»

Кнопка «пуск»

Более десяти лет через вышедшие из строя очистные сооружения мясокомбината напрямую в Самару сливались неочищенные канализационные стоки жилмассива Южный и почти 45-ти промышленных предприятий района. Это была настоящая экологическая катастрофа. Но в августе прошлого года прозвучала радостная весть: введена в эксплуатацию новая насосная станция, которая будет принимать все здешние канализационные сбросы и передавать их на левобережные очистные сооружения города! День рождения «новой экологии» Днепропетровщины почтил своим присутствием министр ЖКХ Близнюк. Кнопку пуска насосов жали с радостью на лице. В ответ громко заурчали насосы. «Река спасена», — прокомментировало шум начальство. А управление информации ОГА процитировало Александра Вилкула:

«За полтора года на 70% уменьшены сбросы неочищенных стоков в реку… путем строительства современных канализационно-насосных станций и реконструкции очистных сооружений!»

Но почему так удивился руководитель общественного движения «За право граждан на экологическую безопасность», кандидат экологических наук Владимир Гончаренко, заглянув на новую станцию в сентябре? Станция не работала! А на её территории сиротливо стояли огромные ящики с… не распакованными пока насосами.

Что же тогда так радостно заурчало в августе, отзываясь на кнопку? От участников того парада мы услышали версию, что кнопка была соединена с магнитофоном, на котором стояла фонограмма с производственным шумом. Другие предполагают, что кнопка включила шумную систему вентиляции. Но это неважно. Важно то, что новая насосная станция, по сути, не работает и по сей день.

В Самару продолжают течь неочищенные стоки. Вонь стоит неимоверная. А на поверхности плавает жуткого цвета химическое пятно. А еще в реке появился новый «островок» из отходов бумажной фабрики. Как раз в сентябре туда подвели новую трубу, поскольку старая лопнула, выставив напоказ отходы целлюлозы. Монолог «ихтиандров»-монтажников был записан общественниками на скрытую камеру.

Да или нет?

Еще несколько дней назад резервуар «закрытых» навсегда мясокомбинатских «очистных» пенился гадко-зеленого цвета стоками. На территории стоял удушливый гнилостно-химический запах. Но рядом рычала и новая насосная. Как выяснилось, в режиме ожидания, вяло «пережевывая» небольшое количество стоков. По состоянию на 24 апреля, больше чем за полгода «работы», станция, согласно показаниям счетчика, перекачала… 12 тысяч кубометров! Хотя пропускная способность каждого из трех насосов – 295 кубов в час. Так работает она или нет?

— Качает насосная! С лета качает! – бодро рапортует начальник управления канализационного хозяйства «Горводоканала» Владимир Редька. – Что? Когда официально введена в эксплуатацию?

Долгая пауза. Потом начальник признается, что работать станция начала недавно.

— Но уже работает! Все абсолютно предприятия подключились к насосной. И бытовые стоки тоже идут! – говорит Редька.

А в абонотделе водоканала Самарского района думают по-другому.

Популярні новини зараз

ГУР розкрило деталі про нову балістику, якою Росія вдарила по Дніпру

Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення

Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Показати ще

— Нет, хозяйственно-бытовые стоки к нам не идут, не качаем мы их, — сообщает начальник отдела Игорь Гриценко. – И предприятия не качаем. Никому из них оплату еще не начисляли. Когда будем? Когда со старых очистных на наши переключатся, тогда и будем начислять!

В управлении экологии горсовета о насосной наслышаны от жителей жилмассива Южный. Сейчас разбираются, отправили запросы.

— Пока точного ответа у меня нет. Когда получим разъяснение — тогда и будем комментировать. Но если насосная не работает — думаю, по причине того, что предприятия не согласовали свое переподключение. Водоканал должен был проверить, насколько сбрасываемые ими отходы соответствуют нормам, — говорит заначальника управления Николай Переметчик.

Так работает станция или нет? Версий несколько. Все они рассказаны «по секрету». Версия номер один. Насосная находится в стадии пуско-наладочных работ. Причина? Так как о строительстве отдельного напорного коллектора речь пока не идет (денег нет), стоки было решено пустить на очистные сооружения через трубу радиозавода «Весна». Но разгорелись споры о том, чей этот коллектор. Управление капитального строительства горсовета доказывало, что коллектор городской, а радиозавод настаивал на том, что труба их, и требовала оплату в сотни тысяч за перекачку «чужого дерьма». Сегодня вроде бы договорились.

Версия номер два. Проектировщики и строители допустили ошибку, не поставив задвижку на трубу, ведущую на очистные мясокомбината. А его колодцы расположены ниже, чем труба новой насосной. Посему стоки продолжают идти на мясокомбинат.

— Не утряс УКС вопрос с двумя промежуточными насосными станциями, нужно у них спрашивать. Хотя они вас на водоканал перенаправят. А водоканал – на Облэнерго. А Облэнерго скажет, что УКС что-то напутал со счетчиками, потому они и не подают электроэнергию, — говорит один из инженеров. – Хотя в любом случае на новую насосную не переподключены предприятия, вот она и простаивает.

Версия номер три. К насосной подключились лишь два предприятия («АгроОвен» и завод пищевых концентратов). Остальные, во-первых, так и не построили локальную предочистку, во-вторых, не хотят оплачивать услуги горводоканала. Вот и качают, как и прежде, в Самару, пользуясь отсутствием контроля.

На насосной

Разговорить чиновников удалось только благодаря жителям Южного. Руководитель инициативной группы Сергей Петухов заставил профильного вице-мэра Цыркина организовать 24 апреля что-то вроде выездного совещания на станции. Собрались представители Самарского райсовета, специалисты Горводоканала, работники очистных сооружений мясокомбината. А вот заказчик строительства УКС на встречу не приехал (и от разговоров по телефону его сотрудники старательно уходили два дня подряд). Примерно на 20-й минуте споров совещание, по сути, превратилось в явку с повинной.

— У меня нет официального предписания на закрытие очистных сооружений комбината! – говорит начальник очистных мясокомбината Юрий Фоменко.

— Говорили, что в Самару ничего сбрасываться не будет! – напоминает ему Петухов.

— Если я без приказа остановлю станцию, придут и наденут мне наручники! Вот в 2010 году нам СЭС предписание на остановку выдавала. Мы всем абонентам письма под роспись разослали, что с 15 сентября наших очистных не будет, чтоб они срочно принимали меры, — рассказывает Фоменко. — И что? Пришла экологическая прокуратура и сказала, что мы не имеем права останавливаться!

Вывод – грязные стоки через мясокомбинат идут в Самару. Начальник канализационного хозяйства водоканала Владимира Редька наконец признался: станция работает с 7 апреля, а счетчик поставили 12 апреля. Почему? Ответ один: «Эти вопросы — не к нам». И на вопрос о том, сколько предприятий заключило договоры с Горводоканалом, ответа не последовало.

После специалисты начали путаться в показаниях. То вспоминали о том, что труба с общей канализационной камеры на новую насосную выше, чем труба на очистные мясокомбината. И именно поэтому станция загружена лишь на 7%. То вдруг говорили, что стоки всех предприятий идут на насосную, а очистные мясокомбината вот уже два дня как не работают.

Чьи это бактерии?

Да, насосная должна работать и отрабатывать вложенные в защиту экологии миллионы. Но если она начнет без разбору качать промышленные стоки, не прошедшие предочистку на предприятиях, то водоканальщики совершат преступление. Загрязненные вредной химией промышленные стоки убьют левобережные очистные сооружения, и тогда гадить в реку будет уже половина города.

— Почему вы подаете воду тем предприятиям, у которых до сих пор нет очистных? – спросил эколог Владимир Гончаренко у водоканальского начальства.

— Почему это нет? – удивляется в ответ Редька.

— Вы что, не видите, какой остров из отходов намыло на Самаре?

— Без очистки только бумажная фабрика прямо в Самару отходы сбрасывает.

— Остальные тоже прямиком в Самару!

— Так мы здесь при чем? Это мясокомбинат, — оправдывается Редька.

— Ох, как вы запутались! – вздохнул Гончаренко. — Только что утверждали, что все предприятия уже качает новая насосная! Вопрос в другом: вы же гробить будете бактерии, которые очищают воду на левобережных очистных сооружениях!

— Это… наши бактерии, — быстро нашелся Редька.

— Э нет, вы – коммунальное предприятие, вы живете на наши деньги! А мы, жители, хотим, чтобы в реке была чистая вода!

— И мы хотим!

Разговор зашел в тупик.

Чихать они хотели

По словам специалистов горсовета, локальные очистные сооружения имеются в наличии всего у 4-6 (из 47) предприятий, расположенных рядом и на территории мясокомбината. Почему цифры неточные? На некоторые предприятия городских чиновников просто не пускают. Например, на бумажную фабрику (Царев), на завод пищевых концентратов (Порошенко).

Городская власть пишет жалобы и в областное управление экологии, и в экологическую прокуратуру, и в экологическую инспекцию. Услышали их государственные контролеры? Очевидно, что нет. И предприятия без очистных как работали, так и работают. Хотя экологи имеют право приостановить работу предприятий до установки очистных сооружений. Почему не применяются санкции в отношении бумажной фабрики? Потому что она опосредствованно принадлежит народному депутату от Партии регионов Олегу Цареву? Очень «веское» основание.

Знаете, в чем главная опасность этой власти? В расхождении между словами и делами. Если Азаров говорит, что доходы населения увеличились, значит, завтра вырастут тарифы ЖКХ. Если Президент выдвигает «социальные инициативы», мы имеем в итоге антинародную пенсионную реформу и геноцид под названием «реформа медицины». Если власть сообщает об уменьшении вредных сбросов, то все отходы идут прямиком в Самару.

Нюансы и подробности этой истории с «освоением» бюджетных миллионов «на экологию», как нам кажется, должна заинтересовать и губернатора (его ведь откровенно подставили), и прокуратуру (на глазах у которой чиновники и бизнесмены убивают реку). И горожан, которым завтра избирать себе новую власть.

P.S. В четверг (26 апреля) состоялась теле-конференция с министром экологии Украины. На участие в ней зарегистрировался руководитель инициативной группы жителей жилмассива «Южный» Петухов. Перед началом конференции, по словам Петухова, к нему подошла некая женщина, которая представилась работником управления информации и прессы ОГА, и заявила, что Петухову участвовать в конференции и задавать вопрос министру… запрещено.

И этот факт, хоть и косвенно, но подтверждает – вокруг новой насосной станции местная власть действительно замутила какую-то аферу. Или с бюджетными деньгами, или с огрехами в проектировании. Или же, что скорее всего, власть демонстрирует свою полную зависимость от больших денег большого бизнеса.