«Хвиля» рассказывала о финансовых странностях корветной программы Украины, целью которой, как известно, является постройка 4 корветов для ВМС Украины. Похоже, брат-близнец этого «проекта» военных чиновников появился и в Польше, где подобная корветная программа также увязла в несостыковочках. Правда, в отличие от Украины, в Польше и у власти, и у общественности явно есть желание разобраться в ситуации.
…Программа строительства Польшей многоцелевого корвета «Gawron» была одной из самых важных программ по модернизации польского флота. Первоначально планировалось построить 7 корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Это должны были быть современные корабли, построенные по технологии «stealth», вооруженные противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО, торпедами и артиллерийским комплексом.
Строительство первого корабля было начато в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Очень скоро стало ясно, что бюджет ВМС не выдержит нагрузки по строительству 7 кораблей. Поэтому количество строящихся корветов сначала было уменьшено до 3-х единиц, а потом — до одного, — сообщает польское издание WIADOMOSCI 24. Это решение еще больше спровоцировало серьезные финансовые проблемы судоверфи, которая вложила свои средства в производство новых кораблей. Кроме того, уменьшение количества единиц серии привело к увеличению стоимости одного корвета. В итоге новый корабль по стоимости получился дороже, чем самый современный американский фрегат, строящийся по программе Littoral Combat Ship (боевой корабль прибрежной зоны).
Более чем за десятилетнее строительство корпуса из бюджета было потрачено более 400 млн. злотых. По оценкам МО Польши, для завершения всех работ по постройке корвета требовалось еще 1.1 млрд. злотых — слишком дорого как для такого проекта. В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Польши Д.Туск 24 февраля этого года заявил об окончательной остановке национальной программы по строительству корветов класса «Gawron». Это значит, что после списания из состава ВМС Польши фрегатов американского производства типа «Olivier Hazard Perry», средний возраст которых превышает 30 лет, национальный флот останется без больших военных кораблей.
Отсутствие средств у МО Польши на своевременную постройку привело к тому, что на ряд деталей, закупленных для корвета, гарантия закончилась еще до их установки. Технический спуск на воду первого и единственного корпуса корабля был проведен в 2009 году, через 8 лет после начала строительства. Вскоре после этого события тогдашний министр обороны Б.Клих приостановил строительство корвета, в результате чего военно-морская верфь Гдыни обанкротилась.
А 24 февраля 2012 года, как указывалось выше, премьер-министр Д.Туск объявил об окончательной остановке программы корвета Gawron, назвав ее бессмысленной.
Польские обозреватели неоднозначно оценивают отказ от строительства корвета. Расчет затрат показывает, что стоимость одной единицы значительно выше, чем стоимость серийного корабля. Когда строится десяток кораблей, стоимость проекта, разработка различных узлов, создание новой технологической линии разбиваются на всю серию. А в случае с единственным корветом цена его будет дороже, чем на более и лучше вооруженный корабль, строящийся в рамках серийного производства. Иметь современный боевой корабль — это, конечно, престижа для флота. Тем не менее, один корабль, лишь слегка может усилить ВМС. Минимум необходимо иметь три единицы: один корабль находится в ремонте, второй — готовится к отплытию, либо движется к заданному району действий, а третий — выполняет поставленную задачу.
Один корабль большую часть времени не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Несколько схожая проблема существует у ВМС Франции с ее единственным авианосцем «Шарль де Голль», хотя планировалось построить два корабля такого класса. Таким образом, в течение месячных ремонтов авианосца ВМС Франции лишены своего корабля, на содержание которого расходуются огромные суммы, что приводит к временному снижению боевого потенциала флота.
С другой стороны, в ситуации с ВМС Польши поставка даже одного корвета имела бы огромное значение, — пишет WIADOMOSCI 24. Устарелые фрегаты типа «Olivier Hazard Perry», доставшиеся от США, через несколько лет будут списаны. Для большинства моряков, проходящих службу на этих кораблях, в военном плане будущего не будет. И они, — высоко квалифицированные специалисты, — будут вынуждены отправиться на «гражданку». В будущем с нуля восстановить качественный личный состав персонал будет очень дорого и займет много лет. В случае возникновения кризисной ситуации на это может не хватить времени. Таким образом, даже один современный корвет поможет оставить специалистов в армии.
Нужны ли Польше корветы?
Премьер-министр Д.Туск в одном из своих последних выступлений заявил, что программа по строительству корветов была аннулирована в связи с тем, что Польше на Балтике не нужны корабли подобного класса. Польских обозревателей, мягко говоря, удивила такая позиция премьера. Ведь на кону не осушитель для бассейна, а военная безопасность страны. Балтийское море является относительно небольшим и для корветов является вполне пригодным районом. Эти корабли могут вступать бой с надводными силами противника, вести противолодочную борьбу и в ограниченной степени создавать противовоздушную оборону для себя и других кораблей.
Корабли меньшей водотоннажности не имеют таких возможностей. Для примера модернизированный проект 660 типа «Orkan» (малый ракетный корабль), находящийся в составе ВМС Польши. На вооружении он имеет противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3, артиллерийское орудие АК-176, 30-мм автоматическую корабельную артустановку АК-630 и ПЗРК «Стрела-2М». Эти орудия не в состоянии бороться с подводными лодками и их зенитное оружие подходит для самообороны только на короткие расстояния и в ограниченном виде, не говоря уже о возможности базирования вертолета. Стоит отметить, что флот также не имеет истребителей, которые могли бы защитить суда от нападения с воздуха.
Эффективное проведение операций на морях и океанах может обеспечить только корабль класса корвет, — подчеркивают WIADOMOSCI 24. Меньший — просто не подходит для этого. Издание также напоминает, что Польша, вступая в НАТО, взяла на себя обязательства по поддержанию своих ВС, включая ВМС, на уровне, обеспечивающим эффективную оборону, самостоятельно и в составе союзных войск. Отказ от строительства корветов класса Gawron и отсутствие планов по развитию ВМС Польши является сознательным нарушением положений устава НАТО, которые обязались соблюдать, — указывает издание.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
Вместе с тем польское МО пока не отказывается от приобретения в ближайшие годы 3-х новых подводных лодкок. Скорее всего, это будут либо французские Scorpène, либо немецкие U-214.
Ранее МО Польши подписало контракт на приобретение у Норвегии береговых ракетных дивизионов Kongsberg, вооруженных противокорабельными ракетами, что, безусловно, является укреплением ВМС, но не может заменить корветы. Этого явно недостаточно для такой страны, как Польша, с устремлениями сопоставимыми, как минимум, с Италией или Испанией. Если отношение политиков к вопросам обороны не изменится, то к 2020 году флот будет не в состоянии защитить государство и его интересы в мире, — пишет издание.
Прокуратора завела дело
Как сообщает TVN 24, прокуратура рассматривает возможность привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров ВМС Польши за строительство корвета «Gawron». По мнению прокуратуры, проблемы со строительством корвета были связаны с тем, что контракт на строительство корабля был подписан с серьезными просчетами. Кроме того, в контракте отсутствовала конкретика, которую пытались скрыть во множестве поправок.
Также прокуратуру интересует тот факт, на каком основании договор был подписан с судостроительным предприятием Гдыни, которое находилось в затруднительном финансовом положении и в течение срока действия договора подало заявление о банкротстве. Следователи считают, что при выборе верфи по строительству корвета не обошлось без огромнейших взяток.
Но и это еще не конец истории. Согласно документам МО и правительства Польши от 2001 года, кабинет министров, сокращая расходы, приказал министерствам экономить во всех сферах. В след за этим МО запретило подчиненным структурам подписывать многомиллионные контракты. Но командование ВМС ослушалось гражданского начальства из МО и через месяц после официального запрета подписало контракт на строительство корветов.
Как видим, не только в Украине любят зарабатывать «крохи на жизнь» за счет боевого потенциала страны.