Самыми активными покупателями из Украины Алексей Ращупкин назвал Group DF и Ostchem Holding бизнесмена Дмитрия Фирташа(3 сделки на $1,15 млрд.), группу Kernel бизнесмена Андрея Веревского (4 сделки на $294 млн.) и Ukrlandfarming Олега Бахматюка (3 сделки на $280 млн.).
При этом крупнейшей сделкой года, по словам эксперта, стала приватизация Укртелекома ($1,349 млрд.).
Год Фирташа
Управляющий директор, глава департамента инвестиционно-банковских услуг Concord Capital Виталий Струков считает, что лидерство в сфере M&A сделок (в мире и в Украине с участием украинских компаний) можно отдать сделкам по консолидации химической отрасли в интересах Дмитрия Фирташа.
«По нашим оценкам, только на покупку северодонецкого Азота и черкасского Азота он потратил свыше $1 млрд. с учетом долгов», — говорит Виталий Струков.
Эту серию сделок можно считать знаковой, добавляет эксперт, потому что украинская отрасль производства удобрений, имея отличное логистическое расположение, но не имея доступа к дешевому российскому газу, была обречена. «Дмитрий Фирташ умеет договариваться с россиянами по вопросам газа», — подчеркивает эксперт.
Фирташ четко просчитал потенциал роста рынка удобрений при растущем спросе на сельхозпродукцию
По его словам, Фирташ четко просчитал потенциал роста рынка удобрений при растущем спросе на сельхозпродукцию. Кроме того, бизнесмен учел сложности строительства новых химических предприятий в развитых странах из-за экологических требований. Так, по данным Струкова, сроки строительства крупных предприятий составляют от 4 до 5 лет, а затраты на строительство — $4-5 млрд. (для мощностей, аналогичных украинским заводам).
Вместе с тем, купленные в Украине заводы отлично интегрируются с зарубежными химическими активами Фирташа.
«Для дальнейшего развития объединенного концерна необходимы топ-менеджеры мирового масштаба, которые могут вывести концерн на новый уровень», — добавил Струков.
Аппетитные отрасли
По уровню активности в сфере слияний и поглощений лидерами по-прежнему остаются американские и европейские рынки, говорит Алексей Ращупкин из «Тройка Диалог Украина». Однако наибольший рост M&A активности показывают компании из Азии.
В отраслевой структуре мирового рынка слияний и поглощений в 2011 году преобладали сделки в телекоммуникационном секторе (10%), нефтегазовой отрасли, финансовом секторе и недвижимости (по 9% рынка у каждой отрасли), рассказывает эксперт.
Українцям виплатять 6500 гривень допомоги: хто отримає гроші за програмою "Тепла зима"
ПФУ розповів, де проживають найбідніші пенсіонери в Україні
Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
Большинство сделок M&A в Украине пришлось на агросектор, хотя они были небольшими
Если же говорить о лидирующем по M&A активности секторе в Украине, то большинство сделок прошло, по словам Ращупкина, в агросекторе, хотя они были небольшими.
Основные сделки 2011 года в Украине, по данным Ращупкина, выглядят следующим образом (объект продажи/продавец/покупатель/ размеры проданных пакетов акций и уставных долей/оценочная сумма сделки):
— Райз/Цехмистренко/Укрландфарминг (Бахматюк)/100%;
— Дакор/Корелкевич/Укрландфарминг (Бахматюк)/76%;
— АгроАльфа/-/Укрландфарминг (Бахматюк)/100%;
— Black Sea Industries/-/Кернел/100%/$140 млн.
— Укррос/Федоренко/Кернел/71%/$42 млн.
— Энселко/Finch Group/Кернел/100%/$52 млн.
Виталий Струков также выделил агросектор как самый активный в сфере слияний и поглощений. «По нашим оценкам, только Олег Бахматюк (Укрлендфарминг) и Андрей Веревский (Кернел) приобрели активы на сумму свыше $1,1 млрд. с учетом долгов», — отметил он.
Тенденции рынка поглощений
Весь украинский M&A рынок в 2011 году, по оценке Струкова, уже превысил $5 млрд. и может достичь $6 млрд.
Глобальный рынок M&A сейчас, скорее всего, находится в самом начале новой волны роста, говорит Ращупкин. Прибыль компаний остается основным источником средств для поглощений, при этом внешнее финансирование становится все более привлекательным.
Украинский M&A рынок в 2011 году может достичь $6 млрд.
При этом M&A активность на рынке СНГ поддерживается целым рядом факторов. Среди них:
— консолидационные процессы внутри отдельных секторов (горнорудная и нефтегазовая отрасли, сельское хозяйство);
— корпоративные «войны» за отдельные активы/компании;
— продолжающаяся реструктуризация конгломератов/холдингов;
— постепенное восстановление объемов трансграничных сделок (как внутри СНГ, так и с участием иностранных покупателей);
— высокая ликвидность и низкая стоимость заимствований.
Основными покупателями активов стали именно украинские компании и собственники
В свою очередь Виталий Струков основными тенденциями на рынке M&A в 2011 году видит:
— завершение консолидации в химической отрасли и металлургии;
— сильную волну консолидаций агросектора;
— начало консолидации в нефте- и газодобывающей отраслях;
— смену собственников в ряде крупных банков, продажа банковских активов иностранными инвесткомпаниями;
— основными покупателями выступали украинские промышленные группы;
— передел активов, связанный с приходом новой команды.
Среди тенденций отечественного рынка Алексей Ращупкин выделил тот факт, что основными покупателями активов стали именно украинские компании/собственники. Кроме того, украинские компании стали покупать вне Украины.
Большая часть сделок глобального рынка слияний и поглощений приходится на Россию, объем сделок в которой составил около $60 млрд. «Украина является одним из крупнейших рынков Восточной Европы для M&A. Однако, по-прежнему, суммы по большей части сделок остаются не раскрытыми», — добавил эксперт.