Публикуем вторую часть текста о реформе украинской таможни, где Андрей Саварец на сакраментальный вопрос так что же делать?

Первую часть смотрите здесь

1) Реформа правоохранительных органов

Это та задача, которую самой первой придётся решить Президенту Украины (независимо от фамилии) после инаугурации.

*А мы с вами условились представить, что политическая воля есть.

Если удастся в кратчайшие сроки обуздать Генеральную прокуратуру и Службу безопасности, то шансы на общий успех будут.

Это позволит быстро локализовать «горячие точки» и дать мощный сигнал всем о новых правилах.

Что эффективнее – ловить на границе блоки сигарет или накрыть подпольную табачную фабрику? Выковыривать янтарь из бензобака или решить вопрос с его добычей?

Зная 10-11 семей и вообще полностью владея оперативной обстановкой (а это так и есть), силовики могли бы перекрыть самые мощные контрабандные каналы в два счёта. Осталась бы мелочёвка (серый импорт), которую бы уже дожала таможенная служба.

Намеренно не упоминаю о реформе судебной системы, поскольку многое находится в руках самих силовиков. И преследование предубеждённых судей в том числе.

2) Внедрение новых технологий

Как говорил один из успешных предпринимателей и бывших руководителей киевского ВДНХ Макс Бахматов: «Когда мы пришли, парковка приносила 3 000 гривен в месяц. Мы поменяли людей на порядочных, и она стала приносить 30 000 в месяц. А когда мы поменяли наших порядочных людей на роботов, она стала приносить 300 000 гривен в месяц.»

Если отбросить нюансы, чем парковка не уменьшенная копия пункта пропуска?

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою

Пенсіонери отримають доплати: кому автоматично нарахують надбавки

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще

Сегодня таможня балансирует между ретрофутуризмом и попыткой предвосхитить технофэнтези. Желание выдать новые наработки за реализацию проекта «Смарт-таможня» выглядят по крайней мере нелепо.

Всемирная таможенная организация провозгласила 2019-й годом «SMART Borders». SMART обозначает «Secure, Measurable, Automated, Risk Management-based and Technology-driven».

В то время как таможня Южной Кореи запускает на базе блокчейн систему таможенного оформления e-commerce, в Украине международные экспресс-перевозчики до сих пор подают таможне бумажные реестры.

Как говорится, «коня кують, а жаба ногу підставляє!»

Государству в лице своих органов предстоит решить 3 фундаментальных вопроса:

Первый – внедрение обмена таможенной информацией с сопредельными государствами.

Пока не будет обмена данными в режиме онлайн, экспортируемые из Украины дрова в странах ЕС будут превращаться в лес-кругляк, а ввозимый в нашу страну лосось по документам будет проходить как сельдь иваси. Ферросплавы будут вывозиться «пустыми» грузовиками, и этим же «порожняком» из Польши будут импортироваться автозапчасти, одежда, обувь и продукты питания.

Отдельным решением будет внедрение системы общего транзита с Евросоюзом и некоторыми другими странами с использованием Новой компьютеризированной транзитной системы (New Computerised Transit System – NCTS).

Это предусматривает прямой обмен данными между таможенными администрациями различных стран; анализ импортных операций еще до прибытия товаров в Украину, устранение возможности манипуляций с документами и «прерывание» транзита.

NCTS – это еще не панацея, поскольку не учитывает так называемые «бусики», но важный шаг на пути к безопасности и цивилизованности внешнеэкономической деятельности.

Второй – контроль движения товара.

На сегодняшний день документы на нелегально ввезенный товар могут быть сгенерированы ФЛП на упрощенной системе налогообложения или фирмой-однодневкой.

Решение этой проблемы возможно путем унификации учета товаров внешнеэкономической деятельности и бухгалтерского учета товаров внутри страны, а также внедрения электронной идентификации товаров.

Речь идет о внедрении tax-invoice или e-invoice. Как раз после внедрения такой системы можно было говорить о снятии с таможни повинности осуществлять фискальную функцию.

Третий – урегулирование вопроса перемещения товаров гражданами.

Внедрение электронных реестров международных почтовых и экспресс- отправлений должно решить вопрос с идентификацией получателей посылок, упростить процедуры декларирования и уплаты таможенных платежей. Кроме того, должны быть созданы необходимые веб-сервисы для удобства граждан.

Таким образом, на основании полученной из реестров оперативной и объективной информации будут чётко отделены реальные граждане от «схемщиков», которые прикрываются аватарами.

***

Если электронные реестры и tax-invoice – это для цивилизованного мира день вчерашний, то для Украины – еще даже не сегодняшний.

Но необходимы не просто электронные копии документов. Нужна максимальная «диджитализация» таможни. Это предполагает отказ от использования бумажных документов, перевод всех коммуникаций между декларантом и таможней в электронную форму, оптимизацию количества документов и информации, необходимых для оформления.

Уже много говорилось об открытии таможенных баз данных в обезличенном виде. Причина такого запроса на открытость – отсутствия доверия к таможне со стороны бизнеса. И никаким количеством круглых столов это доверие не завоевывается.

Как вариант – создание блокчейн-платформы таможенного оформления, которые делают невозможным искажение данных о грузе. Технология хороша тем, что позволяет нескольким сторонам, участвующим в процессе, иметь общий реестр – единую версию правды, чтобы избежать расхождений. Это как раз возможность создания доверенной среды между несколькими сторонами.

Роль таможенной службы видится в создании конкурентной среды, установлении прозрачных процедур и правил, и арбитраж. После этого вопросы касательно численности, структуры, органиграмм и штатных расписаний отпадут сами собой.

Несмотря на в целом благоприятную обстановку для развития IT, государственные органы не спешат заглянуть в завтра. Нужно еще немного поиграть в спасителя…

3) Современный и эффективный менеджмент

Пока не будет выстроена система, управление будет происходить в ручном режиме. Это неизбежно! Но чем короче будет этот период, тем лучше. Управленческая вертикаль должна быть консолидирована.

Параллельно с внедрением новых технологий можно проводить очищение кадров. Будет это очищение в режиме «light» или «turbo» и по каким критериям, решать уже новому руководству.

Избранному комиссией / назначенному правительством / присланному из другой страны (планеты) председателю таможенной службы предстоит расчистить авгиевы конюшни.

Необходимо будет предпринимать нестандартные и нетривиальные шаги. Но при одновременном выполнении трёх условий шансы на построение эффективной системы сохраняются.

  1. Кадровая политика

Ему/ей и той команде, которая зайдёт, необходимо быть невосприимчивыми к бюрократическому болоту, которое в той или иной мере присутствует в любом госоргане. Не внимать басням бывалых бюрократов, которые будут пытаться сакрализировать ту бестолковую работу, которой они занимаются много лет без видимых результатов.

И наоборот, заметить уцелевшие остатки интеллекта и незаурядного мышления, который, хочется верить, там остался. Вытащить на свет божий молодёжь, которая уже пообтёрлась, но ещё не испаскудилась.

Безусловно, новая команда столкнется с знакомыми проблемами: невозможностью уволить скомпрометированные кадры, невозможность набрать новые; с просьбами назначить нужных людей на нужные должности; необходимостью согласовывать назначения с областными администрациями, а иногда и с самой главной в стране администрацией и другими центрами влияния.

Для этого нужно подготовить законодательную почву для выведения таможни из-под действия закона о государственной службе. Прохождение службы в таможенных органах должно носить специальный характер, что даст гибкость в кадровых вопросах.

  1. Формализация процедур и внедрение новых технологий

Безотлагательно поддать ревизии и скептическому анализу буквально все бизнес-процессы. Ведь продолжать и дальше делать тоже самое, ожидая других результатов – это шизофрения.

Отказаться от ресурсозатратных и бессмысленных процедур, сместить фокус с легального бизнеса на нелегальный сегмент.

Формализовать все процедуры и перевести документооборот в электронный вид.

  1. Политическое и медийное прикрытие

Новая команда, если сумеет навязать свою повестку дня, столкнется дискредитацией в так называемых средствах массовой информации с пониженной социальной ответственностью. Это просто веб-сайты, не имеющие государственной регистрации как СМИ, но претендующие на донесение своей версии «правды».

Контрабандные кланы, стоящие за подобного рода интернет-изданиями, никогда не скупились на очернение чиновников из другого клана. Все громкие разоблачения последних лет — это по сути война между «семьями», пытающихся расставить на ключевые должности своих людей.

И конечно они бросят все силы, потому что на кону деньги!

В этой ситуации будет необходима плотная работа с настоящими средствами массовой информации, активная работа с экспертным сообществом и бизнесом как главным пользователем таможенного регулирования.

Ни в коем случае речь не идет о создании симулякров и культа личности. Иначе мы придем опять к тому, с чего начали.

Плюс политическая поддержка! Новый руководитель должен иметь мандат (иммунитет – это будет сильно громко сказано).

***

Таким образом, все выше описанное вполне соответствует тезисы Кахи Бендукидзе о том, что для реформ нужны три человека:

— собственно, реформатор;

— тот, кто будет сажать,

— и тот, кто этим двум обеспечит политическое прикрытие.

 

Варианты выхода из тупика

Реформа — это всегда о деньгах. Пока таможня находится в мексиканском тупике, деньги теряет государство и его граждане…

Первый вариант – сложить оружие. Однако, в условиях кризиса взаимного доверия это не работает. Ведь кто-то (одно из ведомств) должно первым «опустить пушку». Естественно есть риск в глазах чётких пацанов быть принятым за лоха.

Второй вариант – война всех против всех. Отдельные элементы мы наблюдали в 2018 году, когда Нацполиция и налоговая милиция закусилась со Службой безопасности и Генеральной прокуратурой.

Третий вариант – ничего не делать, сохраняя шаткий баланс. Подразумевается, что контрабанда товаров остается неотъемлемым, неприкосновенным и неиссякаемым источником.

Похоже, что именно третий вариант пока что основной.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook