Вчерашним «красным директорам» (которыми давно комплектуются Советы всех уровней) не совестно за то, что не смогли либо не захотели сохранить сотни тысяч рабочих мест на государственных заводах и фабриках. У них есть одно железобетонное оправдание – «объективные обстоятельства»! Под этой формулировкой прошла и тихая «ваучерная» приватизация, создавшая классы «олигархов» и «лохов неимущих». В противовес «красным директорам», именно малый бизнес обеспечил кусок хлеба сотням тысяч людей, выброшенных с крупных производств. Сюда ушли честные, талантливые, образованные, думающие кадры. Пока «верхи» в 90-х годах ХХ века делили «ничейную» общенародную собственность, малый бизнес стремительно развивался без помощи государства.

Но вот госсобственность практически разделена, заводы, газеты, пароходы отошли в частные и (увы!) не всегда честные руки. Настала пора позаботиться о малом бизнесе – вот и посыпались на головы предпринимателей, «осчастливленных» вниманием власти, законы, указы, распоряжения, приказы, формуляры, отчеты… И штрафы, штрафы, штрафы!..

Все эти годы индекс экономической свободы падал, уровень коррупции напротив неуклонно возрастал. И теперь при товарном изобилии мы испытываем острый дефицит экономической свободы. Бесконечные «реформы» довели нас до состояния, когда занятие малым бизнесом стало экономически невыгодным. По оценкам экспертов Международной Финансовой Корпорации, ежегодно малый бизнес вынуждают отдавать в виде поборов, взяток, незаконных пожертвований до 10% своих доходов. По данным аналитиков Всемирного банка, Украина заняла 181 место (среди 183 стран мира!) по простоте уплаты налогов, а кроме того – стала абсолютным лидером по числу налогов на частный бизнес.

Нашим предпринимателям приходится совершать 135 разновидностей налоговых платежей. В то же время, в странах-лидерах в бюджет платят: в Швеции – 2 платежа, в Гонконге – 3, Норвегии 4, в Китае – 5. В соответствии с последним Докладом Doing Business-2012, в 2011 году в рейтинге благоприятности деловой среды из 183 стран Украина переместилась на 152 место, потеряв 7 позиций. Даже принятие Налогового кодекса не изменило положения дел. Напротив, вместо обещанной правящей политической силой 5-летки налоговых каникул предприниматели, фактически, получили усиление фискального и административного гнета.

Каждые два года Верховный Совет Крыма, по представлению Совмина, принимает Программу поддержки и развития предпринимательства в АРК. Само по себе наличие подобной Программы – факт позитивный. Однако объемы финансирования мероприятий данной Программы, выделяемые на протяжении последних лет, составляют всего 2 млн грн, из которых осваивается менее половины. При таких условиях Программа не может существенно повлиять на улучшение ситуации в данной сфере.

Печально, но факт: международные донорские организации, работающие в АРК, суммарно владывают значительно большие средства в развитие предпринимательства на полуострове! Неужели, немецкое, канадское, американское, турецкое и даже японское (!) правительства более заинтересованы в развитии нашей экономики, чем мы сами? В тоже время, один-единственный вояж крымских чиновников в Китай обошелся налогоплательщикам примерно в 1 млн грн. А сколько таких турпоездок, за бюджетные средства, ежегодно организовывают чиновники для себя, любимых..

По данным Минэкономразвития АРК, в 2011 году, в рамках оказания финансовой поддержки, только 18-ти счастливчикам из 130 тыс. субъектов малого предпринимательства удалось получить 555 тыс. грн на возмещение процентных ставок по кредитам. Всего в Программе на эти цели было заложено 1,6 млн грн. Почему же при дефиците доступных кредитов для малого бизнеса за целый год освоена всего 1/3 от выделенной суммы? По логике, малый бизнес должен выстроиться в очередь за этими средствами – но этого нет! В чем же проблема?!

В 2011 году вышеупомянутые 18 субъектов предпринимательской деятельности создали 86 новых рабочих мест. Простейшие расчеты показывают, что создание 1 рабочего места в малом бизнесе обошлось республиканскому бюджету в сумму чуть более 6 тыс. грн. В то же время, для малого бизнеса одно рабочее место стоило около 100 тыс. грн. Получается, что для государства инвестировать в малый бизнес значительно выгоднее, чем выплачивать те же деньги в виде пособий по безработице. Почему бы правительству Крыма, как реальному центру принятия решений, не подумать о радикальном увеличении суммы, выделяемый на возмещение процентных ставок по кредитам?..

При уже традиционном «остаточном подходе» к финансированию мероприятий Программы поддержки предпринимательства ее разработчики констатируют одни и те же «нерешаемые» (?) проблемы. Предприниматели же, не получая достаточной господдержки, формируют негативные общественные настроения, выливающиеся (особенно в последнее время) в протестные акции.

{advert=7}

Следующей острой проблемой малого бизнеса, прежде всего начинающего (т.наз. «start up»), является высокая стоимость аренды офисных и производственных площадей. Алушта Северная Двина цены 2012 год от года растут. Не секрет, что арендный бизнес в Крыму сконцентрирован, по большей части, в руках нынешних и бывших чиновников либо членов их семей. Хотя в кризисный период аренда немного подешевела, ее размер по-прежнему не позволяет малому бизнесу встать на ноги.

Решить проблему помогло бы создание в Крыму широкой сети бизнес-инкубаторов, где арендные платежи были бы в 2-3 раза ниже средних. В Симферополе и в других городах Крыма еще остались свободные производственные помещения, которые (при определенных затратах государства) можно превратить в офисные центры для «стартапов» и действующих малых предприятий.

Мне приходилось видеть бизнес-инкубаторы в ЕС и США, там они создавались и продолжают успешно работать исключительно при финансовой поддержке правительств – как правило, в форме государственно-частного партнерства. Например, бизнес-инкубатор First Flight был создан правительством Северной Каролины (США) для хайтек-компаний ранней стадии развития. Инкубатор расположен в сосновом лесу, рядом находятся жилые кампусы для его резидентов. Здание инкубатора было построено правительством штата и бесплатно передано управляющей некоммерческой организации First Flight. Инкубатор предлагает в аренду офисные и лабораторные помещения общей площадью около 1800 кв. м.

Популярні новини зараз

ГУР розкрило головну мету Путіна на фронті до кінця зими

Реформа МСЕК: сімейні лікарі отримають нові повноваження щодо встановлення інвалідності

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

В настоящее время резидентами инкубатора являются 37 компаний, работающих в областях создания медицинского оборудования, приборостроения, IT-технологий, услуг в сфере финансов и консалтинга. Штатный персонал самого бизнес-инкубатора состоит всего из 3 человек. За 20-летнюю историю инкубатор отработал оптимальный сбалансированный комплекс услуг, который позволяет предприятиям-арендаторам развиваться в комфортных условиях и сокращать первоначальные затраты.

Инкубатор осуществляет постоянную программу фандрайзинга, включающую поиск менторов-наставников (из числа состоявшихся и заслуженных предпринимателей) и их вовлечение в консультационную работу с резидентами, взаимодействие с местной и национальной сетью венчурных фондов, привлечение в инкубатор местных сетей бизнес-ангелов, поиск грантов на местном и федеральном уровнях. Особое внимание уделяется обучению резидентов искусству презентаций для потенциальных инвесторов. В итоге, каждая компания за время нахождения в инкубаторе «осваивает» 3-4 млн долларов США в виде грантов и инвестиций. Большинство компаний выходят из инкубатора, получая инвесторов из числа больших корпораций.

О подобной заботе со стороны правительства наши предприниматели могут лишь мечтать. Но что же мешает нам (особенно в рамках объявленного года малого бизнеса!) приступить к созданию подобных бизнес-инкубаторов?

Если верить официальным СМИ, в Крыму стартовал проект «Открытый народный бюджет», о чем 17 октября пафосно сообщила тогда еще вице-премьер и министр экономического развития и торговли АРК Екатерина Юрченко. Бюджеты 2012 года всех уровней однозначно должны быть открытыми для того, чтобы, по словам вице-премьера, «мы действительно не на словах, а на деле за эти 1,5 месяца, которые… остались до формирования бюджета, услышали каждого крымчанина по поводу того, на какие цели необходимо в первую очередь направить средства конкретно в его регионе, на какие цели нужно направить средства Республиканского бюджета». Г-жа Юрченко дополнительно подчеркнула, что после принятия бюджетов со стороны общественности должен осуществляться контроль над его исполнением.

А тогда еще Первый вице-спикер Константин Бахарев заверил, что депутатский корпус автономии так же подключится к этому проекту: «Депутаты всех уровней обеспечат не только свое участие, но и участие территориальных громад. Цель у нас одна: максимально эффективно использовать каждую бюджетную копейку следующего года и обеспечить бюджетному процессу максимальную открытость и прозрачность».

Учитывая объявленное обсуждение «Народного бюджета – 2012», мною были подготовлены и направлены в две профильные постоянные комиссии Верховного Совета АРК предложения по 10-кратному увеличению финансирования Программы поддержки предпринимательства. Реакция была несколько неожиданной: вместо конструктивного диалога и поиска путей реальной помощи малому бизнесу мы услышали обещание «разобраться» (?!) с нашей организацией, которая, по мнению одного из депутатов ВС АРК, «неизвестно чем занимается». После заявлений спикера крымского парламента Владимира Константинова о необходимости развивать диалог с малым бизнесом это тем более удивительно!

«Разбираться» с нами хотят в феврале, вызвав «на ковер» с отчетом. Но пока не разобрались, поясняю ретивым «гражданам-начальникам», что Торгово-Промышленная Палата Крыма является неправительственной негосударственной организацией. Нашими добровольными членами являются предприятия малого, среднего и крупного бизнеса, их интересы и права мы призваны защищать в соответствии с законом, даже если у кого-то это вызывает желание «разобраться». В отличие от большинства депутатов, меняющих партийную принадлежность в зависимости от конъюнктуры, никто из руководства Палаты не состоит в партиях и не собирается участвовать в выборах. Палата находится вне политики – однако, не вне жизни общества!

Что касается отчетов: Палата ежегодно отчитывается перед своими членами, остальным же предоставляет информацию о деятельности. В 2011 году ТПП Крыма присоединилась к Всеукраинской коалиции малого и среднего бизнеса «Фортеця», усилиями которой разработан законопроект №8521, вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс Украины. В частности, из кодекса исключен дискриминационный пункт 139.1.12, запрещающий юрлицам относить на расходы товары и услуги, приобретенные у физлиц-плательщиков единого налога.

21 декабря 2011 года на пленарном заседании сессии парламента автономии 68 депутатов (из 79 голосовавших) приняли решение объявить 2012 год «годом поддержки малого предпринимательства в Крыму». При этом объемы финансирования Программы поддержки предпринимательства остались в тех же параметрах, что и в прежние годы.

300 тысяч избирателей, работающих в малом бизнесе, давно научились отличать пустые декларации и обещания от реальных дел. Если 2012 год останется периодом разглагольствований о малом бизнесе, можно предположить, что в этом году на очередных выборах малый бизнес подумает, стоит ли вообще голосовать за такую власть?!

 

Вице-президент Торгово-Промышленной Палаты Крыма, председатель Коалиции малого и среднего бизнеса Крыма