Алюминий, так же как алмазы и лес, делают российской экономике “подушку” от падения мировых цен нефти. В страхе перед утратой одного из амортизаторов кризиса, российская власть явно намерена усилить свой контроль над алюминиевой монополией “РусАл”.
28 февраля агентству Reuters стало известно, что один из зарубежных миноритарных акционеров российской алюминиевой корпорации “Русал”, компания Glencore, заключила с ней крупную сделку по закупке полуфабрикатов.
Источник агентства сообщил, что аналогичная долгосрочная закупочная сделка в 2012 году оценивалась в $47млрд. На фоне событий последнего времени, переток к “Русалу” подобной суммы может иметь признаки перехода операционного контроля над этой корпорацией в другие руки.
Главный признак возможной перемены контроля над одной из системообразующих алюминиевых корпораций экономики РФ — это то, что 23 февраля Олег Дерипаска неожиданно для сторонних наблюдателей обязался перед другими акционерами до 15 марта сложить с себя все первые руководящие должности в предприятиях “Русал” и связанной с ней угольно-энергетической En+.
Дерипаска оставил за собой только руководство в компании “Базэл”. Она числится главным акционером алюминиевой корпорации с 48% акций, еще 38% владеют компании Виктора Вексельберга, Михаила Прохорова и Glencore, остальные акции контролирует менеджмент. С уходом Дерипаски от права подписи его контроль ослабнет в пользу этих партнеров.
Второй признак изменений в системе контроля над алюминиевым гигантом — это то что к концу 2017 года, ныне выделившая “Русалу” десятки миллиардов долларов трейдинговая компания Glencore повысила свой статус акционера корпорации.
Она сумела использовать охватившую Москву панику от санкций, и установить контроль над самой болезненной и рискованной точкой бизнеса этой российской корпорации.
Под видом борьбы с санкционными рисками, швейцарский трейдер тогда приобрел у “Русал” ее ключевые сырьевые активы в Украине, завод НГЗ и ее частный порт ДБМП. Через эти активы проходит больше половины сырьевого обеспечения российской корпорации.
Без контроля над этими украинскими активами монопольные позиции “Русала” на российском рынке могут рухнуть. Ее подразделения с помощью Glencore смогут начать закупку сырья через Украину самостоятельно, без услуг головного офиса корпорации.
Такие миноритарные акционеры “Русала” как Вексельберг, будут этому только рады. При продаже своих заводов корпорации, они сумели сохранить над ними частичный контроль. С начала этого года, когда активы “Русала” в Украине перешли к швейцарскому трейдеру, она сможет воспользоваться статусом крупного кредитора алюминиевой корпорации, и начать переработку бокситов для любых российских или иных клиентов, какие ей заблагорассудятся.
Таким образом, есть все основания считать, что другие акционеры стараются использовать в свою пользу санкции, рожденные из-за российской аннексии и оккупации земель Украины. Виновными в такой ситуации являются российские власти. И они вряд ли могут смотреть без реакции на новый расклад сил в алюминиевой монополии.
В интересах Кремля, не “подвинуть” статус Дерипаски в “Русал”, что сейчас и наблюдается. По сути, он добровольно сдал позиции в пользу миноритариев, которые рано или поздно возложат ответственность за рост санкционных рисков на российскую власть, и потребуют у нее компенсаций: ведь когда они покупали акции, бизнес шел гладко.
Цель Кремля обратная — уменьшить статус олигарха не в “Русале”, а в ключевом акционере корпорации, компании “Базэл”. Вполне возможно, что по ходу этого нажима, олигарха вынудят уступить часть своих прав в этой компании в пользу кого-либо из представителей “питерских группировок ”.
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Одним из таких представителей является гражданин Австрии Маттиас Варниг — председатель правления “Русал”, “Транснефть ” и управляющий директор Nord Stream AG.
Варниг имеет репутацию личного порученца Путина по финансовым операциям в Европе. После ухода Дерипаски с первых ролей в Русале и En+, влияние этого австрийского менеджера в алюминиевой монополии повысилось.
Дерипаска до конца 2017 года числился представителем “семейной группировки” российского большого бизнеса, которая сохраняет напряженные отношения с “питерскими группами” за назначение своих людей на всех уровнях центральной и региональной власти РФ.
После развода с его бывшей женой Полиной Юмашевой, падчерицей экс-президента Бориса Ельцина, статус Дерипаски в этой группе стал снижаться. Окончательный удар по Дерипаске был нанесен к концу прошлого года вскоре после того, как он решил судиться с американским политтехнологом Полом Манафортом, которого власти США обвиняют в государственной измене и налоговых преступлениях.
Этот спор стал доказательством того, что РФ вмешивалась в предвыборный процесс США. По всей видимости, власти Кремля пришли в ярость от такого поведения Дерипаски и восприняли, как его усилия выехать в США для дачи показаний против роли Кремля на американских выборах.
После иска против Манафорта, алюминиевый олигарх сразу же “вляпался” в “Рыбкагейт” — скандал, который произошел с труженицей экспорт-сервиса и гражданкой Белоруссии Анастасией Вашукевич -”Настей Рыбкой”, и “с легкой руки ” Алексея Навального и расследования его Фонда борьбы с коррупцией стал достоянием обществености, нанося удар по еще одному представителю “семейных ”- зампреду правительства России Сергею Приходько.
Впрочем, как и предполагалось в предыдущем материале, эту девушку могут и дальше использовать в качестве так называемой “бомбы замедленного действия ”: сказать, например, что она обслуживала друга любовника – Манафорта, а может, и не только его…
26 февраля Настя была задержана властями Таиланда за незаконную предпринимательскую деятельность. И в ходе задержания она заявила прессе, что может помочь правосудию США в расследовании деяний Пола Манафорта. Вслед за этим 28 февраля состоялся визит в Таиланд главы Совбеза РФ Николая Патрушева, который, как утверждает российская пресса, имел не экстренный, а плановый характер.
Суд с Манафортом и секс-скандал бьют прежде всего по Дерипаске, что выглядит полезным для российской власти. Она уже добилась понижения статуса олигарха в алюминиевой монополии.
Следующим шагом к успеху Кремля может стать переход этого бизнеса из под крыла “семейной” группировки к “питерским кланам”. Правда, остается неизвестным, как будут реагировать на такой поворот другие акционеры “Русала”.
В отличии от российской власти, они вложили в алюминиевую монополию свои кровные деньги, и очень просто могут забрать их обратно в виде активов или долгов этой корпорации.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook