Последние события в Польше, а именно принятие правок в законопроект об Институте Народной Памяти, создало в Украине повод для горячей дискуссии. В ней принимали участие не только политики и политические эксперты, но впервые в дискуссию вовлеклось огромное количество простых граждан Украины. Некогда непопулярная тема – история взаимоотношений с западным соседом, стала топовым раздражителем для СМИ и широко понимаемого диалога.
Мною также была предпринята попытка объяснить причины принятия столь неоднозначного законопроекта (см. Зачем Польша начала «исторические войны» с соседями
и «Польская власть уходит в крутое пике«)
Вкратце принятые польским парламентом правки заключается в следующем:
- Криминальная ответственность или штраф за приписывание польскому народу (индивидуальные случаи к закону отношения не имеют) преступлений Третьего Рейха;
- В рамках академического дискурса ответственность не подразумевается;
- Криминальная ответственность или штраф за отрицание преступлений украинских националистов, или пропаганду «бандеровской» идеологии.
Парадоксально, ведь главной целью польского правительства была борьба с использованием термина «польские концентрационные лагеря», а в самом законопроекте о них нет ни слова. Но эту тему следует оставить юридическим экспертам, а мы обсудим политическую сторону данного события.
Я прочел уже несколько текстов о том, что якобы «политизация истории» привела к конфликту двух братских народов. Такие утверждения сильно упрощают проблематику, а также создают препятствия для понимания происходящих процессов.
Во-первых, такого рода заявлениям был дан ответ польской стороной: в польско-украинских отношениях доминировали разного рода конфликты. А расцвет отношений длился в период с 1991 г. до 2015 г. (приход к власти «Права и Справедливости»). Тоесть, выстроенное таким образом утверждение ставит под сомнение сам факт существования «братства» в отношениях Украины и Польши. Это означает, что украинским политическим экспертам и политикам следует очнуться и начать трезво смотреть на ситуацию. Иначе мы будем продолжать совершать ошибки, вызванные нашей аморфностью, отыгрывая при этом роль «козла отпущения». Давно была пора понять, что прежней расслабленности в отношениях с Польшей не будет минимум в ближайший год. А по результатам актуальных социологических опросов «Право и Справедливость» могут задержаться у власти аж до 2023 г.
Во-вторых, сама по себе история – объективна, если ее дефиницировать, как «события, произошедшие до настоящего момента». Но, в XVIII веке в Европе появляется второй тип понимания истории, как «наши размышления о событиях» или «наше отношение к событиям» произошедших до настоящего времени». Второй тип дефиницирования не оставляет сомнений в том, что рассуждая о истории мы сознательно или бессознательно, но раздаем роли участникам событий и совершаем ценностные суждения, что само по себе является политическим мышлением.
Политика никогда не была в стороне от истории. XIX век, как момент развития современных идеологий привел к тому, что история стала главным инструментом легитимизации политических идей. Тоталитарные режимы не столько переписывали историю, сколько создавали её новое понимание. Более либеральные идеологии просто указывали на ошибки совершенные в прошлом. Ссылаясь на историю, они спекулировали идеей, стараясь сделать ее более практичной во избежание повторения ошибок прошлого.
Потому любое утверждение о том, что историю можно «деполитизировать» ошибочно. Её можно сделать менее токсичной вернув в рамки диалога между дипломатическими единицами Польши и Украины. Но трезвый взгляд подсказывает, что подобное решение не найдет себе места. Польские политики яро вцепились в эту тему и пытаются всячески ее капитализировать.
Украинская сторона в свою очередь показывает, как свое неумение заниматься дипломатией можно просто заменить «рукой Путина». Владимир Вятрович директор Украинского Института Народной Памяти сделал акцент в своем интервью для «Радио Свобода» на том, что только РФ поддержала польский законопроект о ИНП. Якобы это о чем-то свидетельствует. Да, о том, что политический враг в нужный момент может оказаться другом. Только и всего.
Политика обязана руководствоваться принципом максимизации выгоды. России крайне выгодно принятие Польшей «антибандервского» закона. Ведь все эти приколы с декоммунизацией названий улиц и городов для них выглядит, как бесовство. Чувствуете связь? Наше сознание тоже выдает нам критическую ошибку, когда мы смотрим на польские исторические инициативы. А чем же мы тогда отличаемся от столь «ненавистной» России?
Украинский нарратив и попытка популяризации собственной истории обострились после революции в 2014 г. Декоммунизация улиц, городов, зданий и т.д. для РФ выглядит, как исторический бред. Нам же кажется абсолютным бесовством сталинизация России, ведь как можно прославлять убийцу? Украинские попытки глорификации Бандеры приводят к fatal error в сознании польских граждан.
CNN спрогнозували дії Путіна у разі перемоги Трампа
Українців хочуть позбавити виплат по інвалідністі: що готує Кабмін
Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців
Ультиматум для Путіна: що пропонує опозиція Німеччини
Все эти заигрывания с историей и идентичностью захлестывают не только русских и поляков. Просто поиск недочетов в собственных действиях значительно тяжелее и требует минимальной самокритики. Наша же власть публично отрицает собственный непрофессионализм.
Выражу непопулярное мнение и скажу, что историческую тему нашему Министерству иностранных дел следовало свернуть в моменте ее появления. Да, это было бы наступлением на «нашу» правду, но оно подкреплено потребностью в приятеле. Теперь же ситуация достаточно накалена. Будет трудно, а трудности наш МИД решать не умеет.
Яцек Чапутович Министр иностранных дел Польши, назначение которого стало чуть ли не национальным праздником в Украине не привело к ожидаемому правительством снижению накала в отношениях. Хотя ровно месяц назад я указал на тот факт, что экс-министр Польши Витольд Ващиковский был таким же ярым защитником Украины (Является ли новый глава МИД Польши причиной для «осторожной» радости Украины?). Что никак не помешало ему систематично давить на наше правительство. И не помешает Чапутовичу.
Практически ни в одном интервью с Чапутовичем за последнюю неделю не было упоминания о Украине. Все внимание было приковано к США и Израилю. Это свидетельствует о том, что польское правительство не рассматривает нас, как проблему. Следует осознавать, что в данный момент мы являемся очень слабым государством, которое является для Польши ресурсной базой.
Создание собственного исторического нарратива не является первоочередной проблемой для Украины. Мало того, реальной возможности формирования собственной истории у нас нет. Только увеличивая собственный экономический и политический потенциал у нас появится возможность формировать историческую повестку.
До тех пор, любые попытки наших политиков в контексте исторической политики будут обречены на провал. Особенно, если они будут каким-то образом цеплять историю других, более сильных стран.
Вам понравился текст? Вы можете отблагодарить автора на карточку Приватбанка 4149 4391 0519 0437.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook