Как вы знаете, наша украинская власть обожает самострелы в собственную голову. Очередной такой самострел произошел накануне нового года, когда приняли закон который запрещает возить товаров больше чем на 50 евро для тех, кто занимается приграничной торговлей.
Согласно изменениям в Налоговый кодекс, вступившим в силу с 1 января 2018 года, украинцы смогут провозить товары общей стоимостью до 500 евро и весом до 50 кг при условии, что отсутствовали в стране более 24 часов и въезжают в Украину не чаще одного раза в 72 часа. Если же эти временные промежутков не соблюдены — ввезти товары можно будет на сумму до 50 евро. При въезде в страну авиатранспортом ограничение составляет 1000 евро. При этом ранее действовала норма, что товары стоимостью до 500 евро и весом до 50 кг можно было ввозить раз в сутки, не находясь при этом за границей минимум сутки.
Как вы понимаете, не нужно иметь семи пядей в лбу, чтобы понять, что в угоду нескольким крупным сетям, что продавили этот закон под эгидой борьбы с контрабасом, такое решение наступает на интересы сотен тысяч человек на западной Украине, что занимаются трансграничной торговлей. Кроме того, такой шаг задевает организованные региональные группы влияния, которые сидят на контрабасе. Как считал наш Институт будущего, контрабанда с Польшей достигает не менее 1,5 млрд долларов в год, а с учетом бурштына, сигарет и прочих интересных позиций с нашей стороны и все 2,5-3 млрд. Это треть белого товарооборота с РП, который в 2017 году составил ориентировочно 7 млрд. долларов.
Чем все это закончится?
Ну, конечно же протестами, ведь нашей власти мало протестов в Киеве, потому ей вдвойне приятно, когда протесты идут по всей стране. Потому с 10 января через наземные погранпереходы на западной Украине лучше не ездить, потому что люди будут перекрывать границу. Первые акции протеста у погранперехода у Равы-Русской уже прошли 5 января. Кстати, в Польше, с которой мы то ли ссоримся, то ли дружим, уже выпали в осадок от решений украинских властей и считают какие убытки получат приграничные воеводства, где десятки тысяч людей зарабатывают на приграничной торговле. Впрочем, нам на протяжении последних лет не в первой лажаться в отношениях с европейскими партнерами.
Потому мы очень быстро мы увидим, как власть в очередной раз поджав хвост будет униженно заявлять, что неудачное решение отменяется на год. Или изменят нормы в сторону расширения квот. Или что-то еще в таком роде.
Блокирование границы даст очередную картинку о буйной Украине, а европейские каналы ее покажут. Параллельно на пустых инвестиционных форумах правительство будет рассказывать о привлекательных транспортных коридорах через Украину. Вот так работает украинский перпетум мобиле идиотизма и алчности. Чому бідні, бо дурні, чому дурні, бо бідні.
Естественно, возникает вопрос — зачем в принципе поддерживать контрабандистов и как решить проблему контрабанды.
Контрабанда — это как с ограничениями по скорости в украинских города до 50 км в час. Любая такая серьезная проблема решается в комплексе и логика подсказывает, что решение такой проблемы должно отвечать на несколько ключевых вопросов:
1) Контролируем ли мы (мы — это святые люди, которые решили побороть контрабанду, Государственники с большой буквы Г) силовиков, чтобы перекрыть контрабас и обеспечить наказание нарушителей. Есть ли контроль на уровне СБУ, ГПУ, полиции, таможни, пограничников, судов? Нет. Такой сегодня контроль государства отсутствует, а указанные институты в схемах с контрабандой задействованы непосредственно. Итак, нам в очередной раз предлагают поверить в эффективность борьбы «бджол проти меду». Как пару лет назад относительно янтаря, почитайте репортаж Дениса Казанского, чтобы увидеть «разительные перемены».
2) Какую задачу мы решаем, уменьшая контрабанду, какие группы населения и элиты, которые сейчас на ней кормятся за счет чего будут кормиться, когда ее перекроют. Если мы не предлагаем альтернативу первым и не решаем проблему сопротивления вторых, то мы получаем конфликт интересов, который создает риски для вертикали власти. В условиях слабости власти такие протесты чреваты проблемами для всего государства.
3) Какие альтернативы и в какой временной промежуток времени мы можем предложить, то есть какие формы занятости обеспечат людей работой и за чей счет? Никто никаких альтернатив не создавал и не будет создавать, поэтому мы получаем ситуацию, когда пряник забирают, а оставляют «фигу».
Поскольку мы имеем твердое и непреклонное «нет» по всем пунктам, то проблема контрабанды не будет решена. Следовательно, сам маневр направлен на усиления контроля над контрабандой, чтобы консолидировать ресурсы под крупных игроков во власти, отсекая мелочь от потоков. То есть, налицо попытка создания очередной монопольки, а какие это игроки мы можем только догадываться.
"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
ПФУ зробив заяву про виплати за грудень: чи встигнуть українці отримати гроші до Нового року
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Отсюда, я не верю в псевдо-политику борьбы с контрабандой, псевдо-заботу об украинских гражданах в форме субсидирования монополистов, псевдо-поддержку аграриев в форме субсидирования опять тех же монополистов, псевдо-урбанистику, когда нам впаривают перенос киевской мэрии в недострои, чтобы заработать несколько сот миллионов обанротившимся девелоперам. Вот во все эти и прочие проявления «заботы», прикрывающих бесстыжие попытки залезть в карман потребителя, включая мой, я не верю. Такое положение будет сохраняться до тех, пор этот прогнивший режим не рухнет и не появится новая украинская республика, где государство будет государством, а политика политикой, а не завуалированной формой грабежа. И лично я прикладываю все зависящие от меня усилия, чтобы это произошло как можно быстрее и безболезненнее. С Рождеством вас, дорогие украинцы.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Романенко в Facebook, на Youtube, в Telegram.